Журнал Российская муниципальная практика

НАВЕРХ

Главная страница
  Последнее обновление: вторник, 11 декабря 2018, 19:25
 
Новости МСУ
11.12.2018
Минстрой РФ. «Умные города» будут строиться по стандарту

8.12.2018
Награждены победители конкурса лучших муниципальных практик

7.12.2018
Съезд ВСМС прошел в Совете Федерации

7.12.2018
АСДГ. В Омске прошла конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

6.12.2018
Совет Федерации. На «круглом столе» обсудили государственно-частное партнёрство в сфере развития информационной инфраструктуры

6.12.2018
Эффективный формат реализации «умных» проектов в муниципалитетах

29.11.2018
Красноярск. Как помочь муниципалитетам решали на IX Сибирском муниципальном форуме

24.11.2018
Госсовет признал нацпроект «Жилье и горсреда» неисполнимым

24.11.2018
Органы местного самоуправления нуждаются в удобных и доступных цифровых технологиях

22.11.2018
Доклад Конгресса Правительству РФ в 2018 году

20.11.2018
Искусственный интеллект повысит эффективность теплоснабжения

20.11.2018
Депутаты заявили о снижении коррупции на муниципальном уровне

16.11.2018
Надо ли повсеместно развивать агломерации: мнения экспертов

15.11.2018
Минфин РФ опубликовало Методические рекомендации, способствующие увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов

15.11.2018
Совет Федерации. Заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Инструменты повышения качества муниципального управления»

9.11.2018
Вышел в свет новый номер журнала «Российская муниципальная практика»

3.11.2018
Минстрой РФ. Утвержден паспорт ведомственного проекта «Умный город»

1.11.2018
Казань. Муниципалитет признан одним из лучших городов РФ по состоянию дорожного хозяйства

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
119019, г. Москва, Новый Арбат, д.21, оф. 1711

Телефоны:
(495) 690-31-08
(495) 778-14-47
(495) 729-39-77
8 (903) 623-57-61

E-mail:
doc@promweekty.ru, tagen@bk.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

Минстрой РФ. «Умные города» будут строиться по стандарту

На заседании рабочей группы при министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был одобрен проект документа, в котором содержатся базовые требования к цифровизации городских хозяйств в период 2019-2024 годов.


В основу стандарта «Умный город», который рассматривался рабочей группой (создана Минстроем России) в начале 2018 года, в ее составе — представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития, «Ростелекома», «Роснано», «Росатома», «Ростеха» и научного сообщества) положена международная и российская практика, а также мнение экспертного сообщества.

Одна из главных целей стандарта – повысить способность российских городов конкурировать за наиболее экономически и социально активных граждан. В качестве конкурентов рассматриваются зарубежные города, как западные, так и восточные, предлагающие таким людям широкие возможности для самореализации.

Документ определяет общие подходы к цифровой трансформации городских хозяйств и содержит набор мероприятий, которые должны быть реализованы во всех российских городах с населением 100 тыс. жителей и более. Но при этом стандарт предполагает, что власти регионов сформулируют приоритеты цифровизации каждого такого города, исходя из именно его потребностей. Им же предстоит определить этапы реализации запланированных мероприятий, т.е. определить сроки, в которые будут вводиться в строй определенные компоненты «умного» города.

Первоочередная задача, которую предстоит решать всем городам уже в следующем году – это внедрение цифровых платформ, автоматизирующих взаимодействие муниципальных властей с гражданами и бизнесом, обработку обращений и реагирование на них. Задача цифровой платформы (ее примером может служить столичный «Активный гражданин») – предоставить площадку для обсуждения планов городского развития, архитектурных проектов. Такие ИТ-системы должны иметь в своем составе аналитические инструменты для мониторинга социальных сетей и городских средств массовой информации.

Для цифровизации управления городским хозяйством в стандарте предусмотрено создание единой муниципальной базы данных, которая содержит актуальную и полную информацию об объектах городской инфраструктуры, социальных объектах и хозяйствующих субъектах. Иными словами, каждый «умный» город должен обзавестись «цифровым двойником», который должен стать основой для интеллектуального центра управления. Создание таких единых баз данных – одна из самых сложных задач.

Отдельное направление, которое должно присутствовать во всех региональных программах цифровой трансформации городов, – «умное» ЖКХ. Оно включает в себя внедрение интеллектуальных счетчиков и автоматизированных систем приема их показаний, предложение тарифных планов оплаты ресурсов, соответствующих различным сценариям их потребления. Важен также мониторинг малых объектов городской инфраструктуры – подстанций, бойлерных и т.п. Цель повышения «интеллектуального» уровня городских жилищно-коммунальных хозяйств – переход к планированию на основе актуальных данных о состоянии инфраструктуры. В числе других решений, предусмотренных стандартом для повышения «IQ» городской инфраструктуры: интеллектуальное энергоэффективное освещение, автоматизированные системы контроля работы коммунальных служб, системы совместного использования общественных пространств, к примеру спортивных и культурно-развлекательных объектов.

Поскольку «умный» город» по умолчанию должен быть безопасным, в стандарте указывается на целесообразность внедрения систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, в составе которых предусмотрены автоматизированные средства мониторинга каждой видеокамеры. Практика показывает, что, несмотря на довольно высокую стоимость таких решений, они окупаются за счет роста капитализации городской недвижимости. В целом стандарт «Умный город» стимулирует городские власти выбирать комплексные решения, поскольку обеспечивает возврат инвестиций в плохо окупаемые решения.

Для повышения безопасности в «умных» городах рекомендуется внедрять системы автоматизированного контроля систем противопожарной безопасности, прежде всего на объектах социальной инфраструктуры. Также автоматизированными должны быть в муниципалитетах системы обращения с отходами.

Предлагаемый стандартом набор мероприятий позволяет перевести на «цифру» все сферы жизнедеятельности городов, однако окончательный выбор решений и этапность их внедрения остается за органами власти субъектов РФ, которые должны быть зафиксированы в проектах «Умный город» регионального уровня. Утвердить их планируется в I квартале 2019 года.

«Государство должно сделать так, чтобы данные во всех внедряемых в соответствии со стандартом «Умный город» ИТ-системах были открытыми, представлены в машиночитаемом виде и доступны для других информационных систем», – подчеркнул замминистра Минстроя Андрей Чибис. Для обеспечения правомерности обмена данными между различными ведомственными ИС может потребоваться доработка нормативной правовой базы, и Минстрой готов инициировать разработку таких изменений.

Источник: Xmedia

Награждены победители конкурса лучших муниципальных практик

Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика», учреждённый Правительством России, призван способствовать выявлению и распространению лучшего опыта работы в сфере местного самоуправления. В 2018 году конкурс прошёл во второй раз.


Решением федеральной конкурсной комиссии победа в различных номинациях и категориях присуждена 24 муниципальным образованиям из 14 регионов. Денежные средства на премирование муниципалитетов – победителей конкурса в соответствии с решением Председателя Правительства Дмитрия Медведева были перечислены в регионы 7 ноября текущего года. Размер премии зависит от занятого места (1–3 места победителей) и категории участников (городские округа и городские поселения, сельские поселения) и составляет от 480 тыс. руб. до 3,8 млн руб.

На заседании Правительства России принято решение о предоставлении грантов в объеме около 20 млрд рублей 40 регионам, показавшим наиболее высокие темпы роста своего экономического потенциала.

Число конкурсных заявок заметно увеличилось – с 500 до 525, география участия муниципальных образований расширилась до 57 регионов: в конкурсе принимают участие и города-миллионники, и совсем небольшие поселения.

По итогам очередного конкурса призовые места получили города Анапа, Новороссийск и Калуга.

Среди сельских поселений 1-е место заняло село Султан Андроповского района Ставропольского края, 2-е место – Урманаевский сельсовет Бакалинского муниципального района Республики Башкортостан.

В номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» среди городских округов победителями стали города Уфа, Чебоксары и городской округ Жатай Республики Саха (Якутия), среди сельских поселений – Введенский сельсовет Липецкого муниципального района (Липецкая область), Чемодановский сельсовет Бессоновского района Пензенской области, Егорлыкское сельское поселение муниципального образования «Егорлыкский район» Ростовской области.

В этом году впервые конкурс проводился по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Решением конкурсной комиссии в данной номинации определились следующие победители: среди городских округов Чистополь (Татарстан), Ульяновск, Чудово (Новгородская область), среди сельских поселений – Казацкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, Орловское сельское поселение муниципального образования «Орловский район» Ростовской области, Неверкинский сельсовет Неверкинского района Пензенской области.

Победителями в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» среди городов стали: городской округ Октябрьский (Башкортостан), город Сургут (Ханты-Мансийский АО), Сорочинский городской округ Оренбургской области. Среди сельских поселений первое место присвоено Персиановскому сельскому поселению Октябрьского района Ростовской области, второе место – Юнгинскому сельскому поселению Моргаушского района Чувашской Республики, третье место – Новоникольскому сельсовету Грачёвского района Оренбургской области.

Съезд ВСМС прошел в Совете Федерации

Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС) 6 декабря 2018 года провела свой VI Съезд.


Мероприятие приурочено к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации – основного закона, закрепившего право граждан России на осуществление местного самоуправления, и 15-летию Федерального закона 131-ФЗ, определившего его основные принципы, а также 25-летию Совета Федерации - Палаты Регионов Российского Парламента, высшего Законодательного органа страны, который законодательно обеспечил развитие системы местного самоуправления.

На Съезд выступила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, присутствовали Заместитель Председателя Совета Федерации. В рамках Пленарного заседания Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Мутко вручил дипломы Правительства Российской Федерации победителям всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в 2018 году.


Более трехсот делегатов и участников Съезда, среди которых представители федеральных и региональных органов государственной власти, главы городов, муниципальные депутаты, руководители объединений муниципальных образований, эксперты, активные общественники со всей России, а также главы муниципальных образований и депутаты представительных органов власти Республики Беларусь, члены Общественной Палаты Союзного государства Россия – Белоруссия, обсудили наиболее актуальные вопросы развития системы местного самоуправления на современном этапе, обменялись успешным опытом муниципального управления.


В этот же день сенатор Вячеслав Тимченко вручил награды победителям и финалистам Конкурса лучших практик территориального общественного самоуправления, организованного ВСМС в 2018 году.

АСДГ. В Омске прошла конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Очередная встреча представителей Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) посвящена правоприменительной практике действующего законодательства на территории муниципальных образований. Для участия в форуме приехали руководители юридических служб 32 муниципалитетов Западной Сибири и Дальнего Востока.

«В ходе таких встреч представители разных городов обмениваются практическим опытом и предложениями, которые впоследствии могут стать основой законодательных инициатив федерального уровня. Мы обсуждаем пути и возможности более эффективного муниципального управления городской средой. Несмотря на то, что повестка дня из года в год стабильна, в связи с изменениями в правовом поле меняется и характер решения проблем. Например, в программе нынешней встречи достаточно актуальный и новый вопрос — компетенции муниципального управления в сфере благоустройства, — комментирует мэр Омска Оксана Фадина. — Происходит передача муниципалитетам дополнительных полномочий, а это и новые обязательства, в связи с чем возникает вопрос относительно эффективности применения норм законодательства, связанных с их реализацией. То же можно сказать и относительно административной ответственности за нарушение муниципальных правовых актов. О существенных законодательных преобразованиях в сфере градостроительства и т.д. Так что муниципалитетам всегда есть и будет о чем говорить на таких встречах».

По итогам встречи участники рассчитывают на получение от экспертов практических рекомендаций в решении стратегических задач управления городами и эффективной реализации перспективных проектов.

Совет Федерации. На «круглом столе» обсудили государственно-частное партнёрство в сфере развития информационной инфраструктуры


В России с 2017 года реализуется программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», нацеленная на поддержку проектов российских компаний по широкому внедрению сквозных цифровых технологий в экономике. Для реализации этих мер до 2021 года планируется направить более 70 миллиардов рублей из бюджета. Однако важным подспорьем для цифровизации жизни россиян станет участие в этом процессе бизнеса.

«Цифровая экономика остро нуждается в частных инвестициях, мы все это хорошо понимаем. Поэтому большое значение приобретает создание условий для бизнеса на рынке услуг по хранению и обработке информации, в том числе с использованием облачных сервисов», — сказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин. По словам сенатора, в нашей стране уже накоплен богатый опыт развития государственно-частного партнёрства как наиболее распространённого инструмента привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Успешным примером ГЧП в сфере цифровой экономики является взаимодействие государства с компанией «Ростелеком»: в информационной сфере компания реализует более 60 проектов государственно-частного партнёрства на общую сумму свыше 12 миллиардов рублей.

О. Цепкин отметил, что с 1 июля текущего года вступили в силу принципиально важные поправки в федеральные законы. «Установлена возможность заключать соглашения о партнёрстве с частными компаниями в сфере развития информационно-телекоммуникационных систем. Это в значительной мере позволит ускорить темпы цифровизации страны, сделает этот рынок более прозрачным. А значит, улучшит качество конкуренции», — заметил Цепкин.

Исполнительный директор АНО «Национальный центр ГЧП» Максим Ткаченко рассказал участникам «круглого стола» о механизмах государственно-частного партнёрства и концессий в инфраструктуре «умных городов». По его словам, возможности применения механизмов ГЧП для «умного города» широко применяются в сферах ЖКХ («умные счётчики», «умные» водоканалы и котельные), строительстве и энергетике, уличном и общественном пространствах (управление городским дорожным освещением, создание точек доступа Wi-Fi, «умные пешеходные переходы»), в инфраструктуре транспорта («умные светофоры», «парковочные места»), в области общественной безопасности и во многих других сферах.

Однако, внедрению таких технологий по всей России, по словам М.Ткаченко, мешают два существенных пробела в законодательстве. Первый — жёсткий запрет на участие иностранцев в таких проектах (между тем как большинство применяемых технологий — таких как технологии распознавания, бесконтактной оплаты и так далее — в основном зарубежные). А второй — отсутствие в законодательстве возможности внедрения проектов по цифровизации на уровне муниципалитетов. «Нужно решить эту техническую проблему», — попросил сенаторов М. Ткаченко.

В этой просьбе эксперта поддержали директор проектов продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком» Надежда Кострюкова и директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. «Маленькие компании, стартапы хотели бы предложить свои услуги по созданию информационных систем на муниципальном уровне. И они столкнулись с тем, что никаких нет возможностей, установленных законодательством, как это сделать. Действительно, на муниципальном уровне необходимо предусмотреть возможность заключения концессионных соглашений государственно-частного партнёрства», — подчеркнула А. Орехович.

«У нас в России больше тысячи муниципальных образований, которые хотели бы внедрить у себя «умный город». Но для этого нужна система финансирования, — отчасти согласился с выступавшими Олег Цепкин. — И коль скоро у нас есть государственная политика по информатизации, то мы должны говорить и о том, чтобы административные полномочия муниципалитетов были бы подкреплены финансовыми».

В заключение сенатор отметил, что внедрение новых подходов при заключении соглашений позволит создать основания для развития взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом. Через механизмы ГЧП государство получит возможность широко привлекать частные инвестиции, передовые технологии и лучший опыт для решения задач по цифровизации экономики.

Эффективный формат реализации «умных» проектов в муниципалитетах

До конца декабря 2018 года в каждом российском субъекте должны быть разработаны проекты по внедрению технологий «умного города». Методические рекомендации в регионы разослал Минстрой. Предполагается, что в проектах не будут прописаны конкретные решения и подрядчики, но будут обозначены ключевые направления работы. В 2019 году Минстрой представит рейтинг IQ муниципалитетов, который оценит степень проникновения цифровых решений в городскую среду.

Ключевая задача сейчас – привлечь в эти проекты бизнес, отметили участники «круглого стола» ФРИИ «Цифровая трансформация городов: госпрограммы и рыночные инициативы». Одна из возможностей для разработчиков и производителей технологий попасть в региональные программы цифровой трансформации городов – подать заявку в созданный Минстроем Банк решений «умного» города. Сейчас в нем более ста проектов, большая часть которых связана с цифровыми платформами и искусственным интеллектом, также в тройке лидеров проекты по созданию «умной» транспортной инфраструктуры и по энергоэффективности.

Заявки могут подавать муниципалитеты, разработчики, производители - главное, чтобы им было чем поделиться. Чтобы то или иное решение включили в банк, оно должно быть реализовано в каком-то проекте и должно доказать свою эффективность, рассказал генеральный директор Национального исследовательского института технологий и связи НИИТС Александр Минов. После подачи заявки она уходит на рассмотрение экспертов. Подавать можно проекты не только по направлениям, рекомендованным Минстроем – разработчики могут предлагать свои варианты.

Эксперты обращают внимание на то, что у разных городов – разные возможности. Мегаполисы вроде Москвы и Санкт-Петербурга могут позволить себе любые технологии, но большинство городов – средние и маленькие. При этом муниципалитеты заинтересованы в очень практичных решениях: нужны проекты по оптимизации вывоза мусора, улучшению качества воды, энергоэффективности, повышению безопасности дорог. Еще одна особенность в том, что водоканал, энергетическая инфраструктура не имеют отношения к муниципалитетам, и внедрение «умных» технологий во многом зависит от их «доброй воли».

Самым эффективным форматом для реализации «умных» проектов в муниципалитетах эксперты назвали государственно-частное партнерство.

Самым эффективным форматом для внедрения «умных» проектов эксперты назвали государственно-частное партнерство. По такой модели реализуется, например, проект строительства «умного» кампуса университета ИТМО под Санкт-Петербургом. Он рассчитан на десять лет, первый из трех этапов планируется завершить в 2024 году, рассказал начальник управления технологических решений проектного офиса «ИТМО Хайпарк» Михаил Мастин. Сейчас проходит конкурс архитектурных решений для будущего кампуса. В нем будут разрабатывать проекты в сфере ИКТ, робототехники, фотоники, квантовых технологий.

Впрочем, с количеством собственных разработок в России нет проблем, не уступают они мировым аналогам и по качеству. Участники обсуждения отметили, что множество проектов «умных» городов не удалось реализовать из-за того, что для них было закуплено много разрозненных, несовместимых друг с другом решений. А этот фактор обязательно нужно учитывать. В ИТМО, например, создана интеграционная платформа, позволяющая контролировать, как встроить конкретное цифровое решение в «умный» проект.

Красноярск. Как помочь муниципалитетам решали на IX Сибирском муниципальном форуме


В нем приняли участие 320 делегатов из 22 регионов России. В качестве экспертов выступали представители совета при президенте России, Министерства труда и социальной защиты РФ, Всемирного банка, Нотариальной палаты Красноярского края. В этом году темой форума стал «Институциональный подход к развитию муниципалитетов». Сообщество обсуждает институты и инструменты, которые помогают муниципальному самоуправлению выполнять свои задачи, повышать качество работы.

В этом году форум, прошедший 16 ноября, совпал с празднованием 15-летия «Института муниципального развития» – учреждения, которое занимается содействием развитию местного самоуправления через предоставление информационных, консультационно-методических, образовательных, правовых услуг местным сообществам. Опыт краевого института востребован в других регионах страны. Но самым животрепещущим вопросом местного самоуправления остается финансовый. Ведь чтобы обеспечить качество жизни в поселках и малых городах края, нужны средства. Как можно выполнять свои полномочия – содержать дороги в порядке, улицы в чистоте, обеспечить людей чистой водой, транспортом, связью, если доход местного бюджета сущие копейки?

В Красноярском крае, как и во многих других регионах, большая часть муниципалитетов – дотационные и глубоко дотационные. Уровень обеспеченности муниципальных образований имеет огромные диспропорции. Так, Красноярск зарабатывает 70% необходимых для жизни средств. Ачинск – чуть больше половины. А вот чтобы в Тюхтетском и Саянском районах не наступил финансовый, а значит, и социальный коллапс, необходимо дотировать до 85% местного бюджета. И в правительстве края, и на площадке форума тема межбюджетных отношений активно обсуждается. Задача в том, чтобы в территориях оставалось больше средств для решения вопросов местного значения. Но нужно помнить, что краевой бюджет несет бóльшую часть ответственности за выполнение социальных обязательств государства в тех же поселках и городах.

Егор Васильев, министр экономики и регионального развития Красноярского края, на площадке форума рассказал, как муниципалитеты смогут зарабатывать. Региональный проект «Локальная экономика» как раз ставит целью выравнивание экономического уровня развития муниципальных образований. Для этого нужно обеспечить эффективное размещение производств, сохранить те отрасли в районах края, которые принесут сотни и тысячи рабочих мест. Разработчики проекта проанализировали возможности территорий и, исходя из показателей, условно разделили их на три группы. Первая объединяет 16 муниципальных образований, требующих ускоренного экономического развития.

Во вторую группу вошли города и районы края, где производственный потенциал был утрачен. Для его восстановления планируется выстроить межмуниципальные производственно-технологические цепочки, усилить кооперацию, создать территории опережающего социально-экономического развития. Третья группа объединила муниципальные округа с устойчивым экономическим развитием.

Закон края «О государственной поддержке местного самоуправления» – один из главных инструментов развития местного самоуправления. Он создавался на основе результатов работы государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления». Ее часть – «Программа поддержки местных инициатив» (ППМИ), которая, в свою очередь, выросла из грантовой программы «Жители края – за чистоту и благоустройство». Благодаря новым подходам жители получили больше возможностей сделать свои поселки лучше. Они могут больше влиять на выбор объекта, определять объем средств и перечень работ.

Госсовет признал нацпроект «Жилье и горсреда» неисполнимым

Сегодня состоялось заседание Рабочей группы Госсовета — с 2000 года это совещательный орган при президенте для координации работы федеральной и региональной ветвей власти, — где были озвучены замечания к приоритетным национальным проектам. Один из 12 нацпроектов, финансирование которых должно быть учтено в бюджете на 2019-2021 годы, признан неисполнимым – это нацпроект «Жилье и городская среда» .

Авторы программы «Жилье и городская среда» полагают, что количество предоставленных ипотечных кредитов к 2024 году должен увеличиться вдвое с 1,1 до 2,26 млн займов, при этом ставка должна снизится за пять лет до 7,9%. Но эксперты считают это недостижимым. Тем более, что две предыдущие программы — «Жилище» 2005-2010 гг и , и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ до 2020 года» так и не были реализованы, хотя неоднократно переписывались под меняющиеся экономические условия.


— Подобные опасения высказывались до этого на многих общественных обсуждениях. У меня лично большее беспокойство вызывает реализация федерального проекта «Жилище» (подпроект «Жилья и городской среды»), т.к. не понятно, как выполнить показатель в 120 млн квадратных метров жилья в год при том, что ставка по ипотеке растет, а уровень жизни населения не повышается, — комментирует фиаско исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Уже сейчас во многих регионах стоят готовые дома, квартиры в которых не продаются. Нужно ли увеличивать их количество? При этом в ряде мелких муниципалитетов вообще нет спроса на новое жилье. Если мы хотим реально решить жилищную проблему, нужно уделить внимание программе развития арендного жилья адекватной посильной ля арендаторов стоимости. Задействовать здесь можно как новостройки, так и вторичные квартиры, которые были приобретены населением в качестве «инвестиционных».

Также у меня есть сомнения в том, что выделенные государственные средства позволят обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилья. Тут была надежда на новые механизмы расселения аварийного фонда, которые правительство должно было принять 1 июля этого года, но поручение Президента было не выполнено, и срок перенесли на год…

На сегодняшний день по паспорту проекта нужно переселить 76,4 тыс. человек из 1,54 млн кв.м непригодной жилплощади. За год это количество только увеличится.

Органы местного самоуправления нуждаются в удобных и доступных цифровых технологиях

Виктор Кидяев, президент ОКМО на межрегиональной конференции советов муниципальных образований ЦФО в Воронеже отметил, что вопросы пространственного и инновационного развития России стоят в приоритете федеральной повестки дня. Многое делается для перехода к цифровым форматам управления, новым технологиям в практике госорганов, а также к системе «умных городов». «Это позволяет снизить потребление ресурсов, повысить доступность и качество услуг. Внедрение «умных» технологий уже тесно увязалось в сознании людей с уровнем комфортной среды проживания».

По словам В. Кидяева, муниципалитеты могут работать со 152 информационными системами разного уровня, однако отсутствует единое управленческое пространство, которое было бы доступно на всех уровнях власти. По этой причине Общероссийский конгресс муниципальных образований принял решение выступить с инициативой, которая включает комплексную оценку уровня информатизации муниципалитетов, создание реестра муниципальных данных, аудит муниципальных полномочий, а также разработку прототипа информационной системы, которая бы обеспечивала единое информационное пространство для органов местного самоуправления. «Этот проект мы делаем совместно с Минэкономразвития России. Сегодня обобщаем предложения, поступившие от регионов, готовим образовательную программу, уже приступили к созданию самой информационной системы и её тестированию с пилотными муниципалитетами пяти субъектов страны», — сказал депутат.

Виктор Кидяев также проинформировал, что эти предложения будут переданы в Правительство РФ для совершенствования законодательства о муниципальных полномочиях.

Доклад Конгресса Правительству РФ в 2018 году

В 2018 году Общероссийский Конгресс муниципальных образований представил Правительству России очередной ежегодный доклад "О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации, перспективах его развития и предложения по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления".

В подготовке доклада участвовали советы муниципальных образований всех 85 субъектов Российской Федерации и крупнейшие российские межмуниципальные объединения: Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Союз городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциация Ассоциация ЗАТО атомной промышленности, Ассоциация городов Поволжья. Кроме того, в доклад вошли предложения участников межведомственной рабочей группы по вопросам развития местного самоуправления в Российской Федерации и экспертов Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Таким образом, основу доклада составил анализ информации, полученной со всей территории России, проведенный с учетом оценки со стороны общественных объединений, ставящих своей целью развитие муниципалитетов.

Многие предложения доклада, направленные на совершенствование правового регулирования местного самоуправления, созвучны целям и задачам, принятым в рамках "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года".

Искусственный интеллект повысит эффективность теплоснабжения

На Российской энергетической неделе представлена технология прогнозируемого потребления тепла


Будущее теплоснабжения стало одной из центральных тем прошедшего в Москве с 3 по 6 октября 2018 года международного форума «Российская энергетическая неделя». В числе прочего руководители ведущих отечественных и зарубежных компаний, представители органов власти и эксперты обсудили новые интеллектуальные технологии управления распределением тепла. Компания «Данфосс», ведущий мировой производитель энергосберегающего оборудования, представила метод прогнозирования потребления в городской теплосети с точностью до 97%. Использование этого решения позволяет на 3% снизить затраты на топливо и добиться сокращения теплопотерь на 15%.

В центре внимания участников форума были вопросы энергоэффективной модернизации коммунальной инфраструктуры, активно реализуемые в России, в частности программы национального проекта «Жилье и городская среда». Решение связанного с ним комплекса задач, направленных на создание комфортной среды для проживания граждан, развитие городов и поселков, невозможно без оптимизации энергопотребления и повышения эффективности использования ресурсов.

«Определяющим трендом развития человечества является урбанизация. По самым скромным прогнозам, к 2050 году в городах будет жить 70% населения планеты. Причем Россия – гиперурбанизированная страна, давно перешагнувшая этот рубеж. У нас уже сейчас на долю городского населения приходится порядка 75%. Уровень потребления тепла растет стремительно, одновременно увеличивается запрос на комфорт, на возможность индивидуального управления микроклиматом. Поэтому мы видим будущее теплоснабжения в интеграции в единую систему различных источников тепла, помимо ТЭЦ, а также в планировании нагрузки на источники и в контроле потребления с применением математического моделирования и искусственного интеллекта», – отметил Михаил Шапиро, генеральный директор ООО «Данфосс», член Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ..

По словам эксперта, новейшие разработки позволяют максимально оптимизировать работу источников тепла разного типа, точно прогнозировать нагрузки и распределение энергии по сети, стабилизировать гидравлические режимы. Так, например, работа интеллектуальной системы Mentor Planner основана на использовании двухлетнего архива данных SCADA о теплопотреблении, колебаниях расхода, температуры и давления теплоносителя, а также прогноза погоды для построения математической модели потребления тепла в городской сети на следующие пять дней.

Помимо экономии энергии и оптимизации работы тепловых сетей, это позволяет значительно улучшить экологическую ситуацию, ведь уже сегодня на долю городов приходится 75% потребляемой энергии и 80% выбросов CO2. Благодаря умным технологиям использовать ресурсы можно эффективнее, создавая экологически чистое и комфортное будущее.

Точность прогнозирования в системе Mentor Planner достигает 97%. Теплосеть заранее готовится к периодам пиковых нагрузок и заблаговременно сокращает производство в случае их снижения, чтобы избежать перерасхода энергии. В результате происходит общее снижение средней температуры теплоносителя в подающих трубопроводах, что способствует минимизации затрат на производство и транспортировку энергии, снижению потерь в сетях и увеличению их ресурса, а потребителям гарантирует бесперебойные поставки теплоносителя с требуемыми параметрами.

Анализ архива данных и расчетов модуля прогнозирования используется для управления производством тепла исходя из максимальной экономической эффективности. При этом система учитывает суточный прогноз цен на электричество, стоимость тепла, затраты на производство энергии на ТЭЦ и в котельных при различных нагрузках. В расчет принимаются также уровень наполненности и емкость хранилищ энергии, возможности ее накопления в сети и перераспределения между зонами сети теплоснабжения.

Использование системы Mentor Planner позволяет повысить эффективность управления городской инфраструктурой в части организации работы тепловых сетей, что в полной мере соответствует целям и задачам проекта Минстроя России «Умный город», паспорт которого был утвержден в начале ноября 2018 года.

Депутаты заявили о снижении коррупции на муниципальном уровне

После вступления в силу нового закона о борьбе с коррупцией количество нарушений в этой сфере на муниципальном уровне сократилось почти в два раза. Такие данные в ходе «круглого стола» в Госдуме привел председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.


В. Пискарев сослался на статистику Следственного комитета, согласно которой до принятия законопроекта ежегодно на уровне местной власти привлекались к ответственности из-за коррупционных преступлений 250-300 человек. Сейчас это число сократилось до 150 человек.

Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный напомнил, что сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Для сравнения – в первые 15 лет постсоветского времени было принято только 9 антикоррупционных нормативно-правовых актов. «В частности, усилили карательную деятельность – дача взятки теперь наказывается 15 годами лишения свободы. Появилось декларирование доходов, а позже и расходов. Контроль соответствия расходов доходам ведется на всех этажах власти. Меры применяются вплоть до конфискации имущества, если чиновник не может объективно объяснить его появление», – сказал он.

Сейчас в России принято уже более 100 нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что и дальше надо совершенствовать антикоррупционное законодательство. Так, директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Баснак предложил адаптировать нормы антикоррупционного законодательства к потребностям страны. «Сложности в том, что у нас большая страна, большая специфика, многообразие. Конечно, нормами закона сделать подходящий абсолютно для всех вариант будет непросто. Может быть, нам подумать о каких-то модельных актах или разъяснениях, которые могли бы содержать несколько вариантов антикоррупционной работы», – заявил он.

Напомним, Федеральный закон N 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» был принят в апреле 2017 года. Тогда губернаторы получили право принимать решения о проверке достоверности сведений, указанных в декларациях депутатов местных органов самоуправления. В случае выявленных нарушений депутаты досрочно прекращают свои полномочия.

Кроме того, руководители регионов могут через суд расторгнуть контракт с теми главами местных администраций, которые нарушают антикоррупционное законодательство.

Надо ли повсеместно развивать агломерации: мнения экспертов

В Екатеринбурге прошел Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: цифровое будущее».На панельном заседании «Стратегии городов и регионов: конструирование цифрового будущего» эксперты обсудили, по какому пути будут развиваться муниципалитеты в России.


Практически все спикеры утверждали, что российские города должны пойти по пути объединения в агломерации.

Как сообщил врио главы департамента планирования территориального развития Минэкономики России Алексей Елин, в этом году был создан документ, который позволяет системно подойти к вопросу планирования развития городов. По его словам, подобных попыток не было с советского периода, а многие называют документ «Госпланом 2.0». «Надо понимать, что агломерация - это не противовес для другого типа территорий, а решение проблем, в том числе для окружающих территорий. Важно увязать совместный план их развития. И такой сложный и важный документ мы выпускаем».


Гендиректор института градостроительства «Гипрогор» Михаил Грудинин сказал, что создание агломераций - это необходимость. По его словам, объединение городов Большого Урала - в частности, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Тюмени и Челябинска - в «уральскую конурбацию» даст явно выраженный экономический эффект - создаст дополнительные 150 тысяч рабочих мест и принесет экономике больше 500 млрд рублей.

Директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Дмитрий Толмачев, говоря об агломерациях, указал на проблему неравенства подушевого потребления в регионах. «С Екатеринбургом все ясно, а что делать с остальной территорией? Очевидно, что с таким числом объектов управления - муниципальных образований и городских округов - эффективно работать невозможно. Огромное число проблем есть даже в городах, где есть деньги и промышленность, потому что нет формата коллективных действий с соседями. Все прогнозы говорят о том, что у нас в регионе только одна территория будет прирастать – Екатеринбург, а все остальные будут терять население, даже относительно благополучный Нижний Тагил, а, например, Верхняя Салда потеряет к 2035 году 45 тысяч человек», - сообщил он.


Однако последний спикер заседания - директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди - в пух и прах разнесла все доводы предыдущих экспертов о создании агломераций на простых примерах. «Разработка очередного документа, стратегии, схемы территориального планирования агломерации никак не решит проблем управления и не учтет интересов всех муниципалитетов. Проблема в том, что у нас мало цифр. Мы обсуждаем предмет, не понимая, о чем говорим. И я сейчас некоторые цифры приведу, - сказала она. - Например, существует устойчивый миф о том, что агломерации играют важную роль в экономике РФ. Но если бы это было так, мы бы уже давно перешли от макроэкономической к инновационной модели развития и не зависели бы от ресурсных рынков. Мы изучили 45 агломераций с численностью населения больше 300 тысяч человек. Суммарный их вклад в ВВП страны составил 44%, тогда как доля населения в них достигла 46%. Так что никакой опережающей роли агломераций мы не видим. Там, может быть, просто ресурсы равномернее распределяются».

По ее словам, после начала рецессии российской экономики в 2014 году из-за снижения цен на нефть и введения санкций экономика агломераций стала снижаться тоже - причем часто в два раза быстрее, чем в целом по стране. «Мы оценили также структуру экономики агломераций и получили три группы. В первую - с развитой городской экономикой и высоким потенциалом структурных сдвигов - попали только 11 из них. Им нужно просто не мешать. А вот что делать с группой отстающих, где 30% выпуска старой и неконкурентоспособной промышленности, как там создать стимулы к инновациям? Пока неясно. У нас национальная политика направлена на повышение госсектора в экономике, что препятствует реструктуризации на локальном уровне», - заключила она.

Глава свердловского минэкономики и территориального развития Александр Ковальчик, в свою очередь, напомнил, что все муниципалитеты должны предоставить стратегии развития до 1 января 2019 года.

Минфин РФ опубликовало Методические рекомендации, способствующие увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике).

В документе содержится комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам власти на местах рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:
  • лучше администрировать свои доходы;
  • активнее выявлять потенциальные источники доходов бюджетов;
  • принимать меры способствующие развитию экономики территорий;
  • меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию.

Меры, которые должны принять местные власти:
  • активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;
  • расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;
  • повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;
  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.

НДФЛ с зарплаты. Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. В этой связи рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).

В качестве критического уровня по зарплате Минфин рекомендует ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня зарплаты по отрасли.

В качестве критериев по определению потенциальных нарушителей могут использоваться следующие показатели:
  • уровень заработных плат ниже МРОТ в данном регионе;
  • предоставление «нулевой» отчетности по налогам и страховым взносам;
  • указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по данной отрасли;
  • непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в центр занятости населения.

НДФЛ с иностранцев. Минфин рекомендует активизировать работу по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов, что даст возможность увеличить сборы по НДФЛ, а также страховые сборы по обязательному медицинскому, социальному и пенсионному страхованию. Особенно эффективными может оказаться проведение рейдов с участием участковых инспекторов, сотрудников территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления. Например, опыт Белгородской области показал, что данные группы, в том числе и в выходные дни, выходили на места, выявляли случаи привлечения мигрантов к работе без уплаты ими налогов, и в результате проведенной работы количество выданных миграционных патентов в области возросло в 2015 году в четыре раза по сравнению с предыдущим периодом.

НДФЛ с аренды. По оценке Росстата в операциях с недвижимым имуществом доля теневой экономики может достигать 50% от объема сделок, совершенных в сфере сдачи квартир в аренду. Таким образом, выявление случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ может стать одним из ключевых мероприятий, направленных на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов. Тем не менее, региональный опыт показывает, что выявление подобных случаев сопряжено с рядом трудностей. В качестве механизма, позволяющего заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них, можно предложить предоставление из местных бюджетов стимулирующих грантов управляющим компаниям, как поощрение за прирост поступлений по НДФЛ на соответствующей территории. Кроме того, может быть организована «горячая линия», по которой можно сообщать о случаях сдачи квартиры в наем. После получения информации о том, что та или иная квартира сдается в наем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию.

Транспортный налог. Регионам и муниципалитетам рекомендуется активизировать работу по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта, увеличивать ставки транспортного налога в пределах, установленных федеральным налоговым законодательством, для мощных, дорогих и элитных автомобилей. Следует рассмотреть возможность отмены льгот для мощных и элитных автомобилей и мотоциклов, и для плавающих средств. В тех регионах, где присутствует достаточное количество водоемов, незарегистрированный водный транспорт может составлять значительную долю маломерных судов. Установленные штрафы за отсутствие регистрации сравнительно низки и поощряют граждан при несистематических проверках оплачивать штраф и не ставить объекты на учет. Таким образом, активизация работы по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта, ее постановка на систематическую основу могут способствовать росту сборов транспортного налога с водного транспорта.

Налог на имущество. Во многих регионах ставки налога на имущество организаций установлены ниже, чем ставка, максимально разрешенная федеральным законодательством. Также распространена практика предоставления многочисленных региональных льгот. Минфин рекомендует регионам рассмотреть вопрос об увеличении ставки налога на имущество организаций, возможно, до максимального уровня.

Кроме того, ведомство советует регионам развитие системы платных парковок и платных автодорог. Также доход приносят штрафы ГИБДД, в связи с чем рекомендовано развивать системы видео-фиксации нарушений ПДД, в том числе установку камер не только на основных магистралях, но и на дорогах регионального и муниципального значения. И следует расширить практику использования мобильных камер видео-фиксации.

Регионам и муниципалитетам также рекомендуется развивать институты софинансирования и самообложения граждан, уделяя особое внимание инициативному бюджетированию, т.е. бюджетному софинансированию инициатив, возникающих и получающих поддержку на местах в виде инициативных платежей граждан.

Рекомендовано регионам также совершенствовать меры по поддержке малого и среднего бизнеса, создать условия для возникновения и роста новых компаний. В числе возможных видов поддержки МСП может быть предоставление субсидии на компенсацию части затрат новым предприятиям на разработку проектно-сметной документации; субсидии на приобретение новых технологий, а также части затрат на подготовку площадок для размещения предприятий, в том числе проведение коммуникаций, строительство (реконструкцию) офисных и производственных площадей, приобретение офисного и технологического оборудования.

Совет Федерации. Заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Инструменты повышения качества муниципального управления»


Заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак провел заседание Совета по местному самоуправлению на тему «Инструменты повышения качества муниципального управления». «Тема крайне актуальная, так как напрямую касается масштабной работы, которая проводится в рамках реализации задач, поставленных Президентом России», — подчеркнул вице-спикер СФ. Главная цель — это дальнейшее повышение уровня жизни граждан, создание условий для развития медицины, образования, обеспечение безопасной и комфортной среды проживания. То есть всё то, что определяет качество повседневной жизни людей, отметил А. Турчак.

По его словам, многое будет зависеть от эффективной работы на местах, так как именно местное самоуправление как наиболее близкий к людям уровень власти, отвечает за «самочувствие» городов и посёлков, благополучие их жителей.

А. Турчак напомнил, что в этом году исполнилось 15 лет с момента принятия закона о местном самоуправлении. «Нам удалось создать реально работающую систему муниципальной власти. В последние годы был принят ряд законов, которые серьёзно укрепили позиции органов местного самоуправления, уточнены их полномочия в сфере стратегического планирования, ряд новаций способствовал существенному расширению реального народовластия на местах». Вместе с тем, считает парламентарий, время требует выйти на принципиально новый уровень, предпринять дополнительные усилия для решения стратегических прорывных задач, стоящих перед страной.

Одним из инструментов повышения качества управления на местах сенатор назвал оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Однако, отметил он, несмотря на положительные стороны, имеется ряд проблем, которые заметно снижают степень эффективности данного инструмента. В первую очередь, это касается критериев, по которым оценивается деятельность местной власти. Показатели эффективности зачастую носят информационный, статистический характер. «Сегодня надо подумать над разработкой единой методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, придать ей завершённый характер».

А. Турчак подчеркнул, что реализация задач по повышению качества управления возможна только грамотными, компетентными специалистами. «Уровень компетентности нужно поддерживать непрерывно. Особенно это актуально в связи с постоянно развивающимся законодательством и внедрением в деятельность органов власти современных IT-технологий, проектного метода управления». Сенатор отметил, что во многих субъектах Федерации реализуются различные программы по развитию муниципальной службы, формируются резервы муниципальных управленцев. Почти в пяти тысячах муниципалитетах действуют муниципальные программы подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. В прошлом году порядка 57 тысяч служащих прошли переподготовку или повышение квалификации. «Надо двигаться дальше. Для привлечения талантливых управленцев важно формировать позитивный имидж муниципальной службы, создавать дополнительные стимулы для привлечения молодёжи», — сказал вице-спикер Совета Федерации. Вместе с тем, парламентарий уверен, что обсуждая вопросы повышения качества муниципального управления, невозможно обойти стороной такой важный вопрос, как финансовая обеспеченность муниципальных образований. «В настоящее время ключевую роль здесь играют субъекты Федерации, усилиями которых реализуются меры по повышению уровня финансовой обеспеченности муниципалитетов, но, безусловно, важная задача состоит в повышении собственной доходной базы муниципалитетов».

Говоря о повышении качества управления, Андрей Турчак указал на усиление открытости работы, повышение уровня участия граждан в деятельности власти. Одним из важнейших инструментов стимулирования гражданской инициативы на местах он назвал территориальное общественное самоуправление. По последним данным, в стране функционирует более 30 тысяч ТОС. «Именно в этой сфере в наибольшей степени проявляется инициатива граждан, их личное участие в решении жизненно важных вопросов. Вместе с тем, сегодня имеется ряд проблем, которые мешают полноценному функционированию территориального общественного самоуправления».

Вице-спикер отметил, что Совет Федерации уделяет самое пристальное внимание вопросам совершенствования деятельности ТОС. «Мы с коллегами внесли в Государственную Думу законопроект, который решит имеющиеся в настоящее время проблемы, связанные с невозможностью создания ТОС на межселенных территориях». По его словам, следует уделить ещё большее внимание развитию этой сферы с тем, чтобы территориальное общественное самоуправление стало по настоящему действенным инструментом участия граждан в решении вопросов местного значения.

А. Турчак подчеркнул, что повышение качества муниципального управления является делом общенациональным. «От того, насколько эффективно мы организуем работу на местах, во многом будет зависеть качество жизни граждан, успех реализации масштабных задач, поставленных главой государства. Здесь необходимы усилия всех уровней и ветвей власти, экспертного сообщества, институтов гражданского общества».

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко выделил основные направления и проблемы в сфере повышения качества муниципального управления. Он остановился, в частности, на финансовом обеспечении муниципальных образований, которое остается одной из важнейших тем. «Субъекты Федерации поддерживают муниципалитеты, передавая им налоговые отчисления и предоставляя дотации. Некоторые регионы предусматривают меры по стимулированию муниципальных образований к наращиванию собственной доходной базы». О. Мельниченко считает, что одним из механизмов наращивая собственной доходной базы для исторических поселений, может стать введение на их территории туристического сбора, зачисляемого в местные бюджеты.

Глава Комитета сообщил, что Правительством в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на совершенствование межбюджетных отношений. Он заверил, что сенаторы и депутаты совместно будут работать над ним, уделяя этому вопросу самое пристальное внимание.

Сенатор также выделил проблему, связанную с необходимостью повышения качества управления муниципальными финансами. Особенно это касается сельских поселений. Он призвал представителей профильных федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации уделить самое пристальное внимание вопросам оказания методической помощи муниципалитетам.

О. Мельниченко считает очень важным вопрос повышения доступности и качества муниципальных услуг. «Сегодня представляется целесообразным подумать над переходом к реестровой модели предоставления услуг. Такая модель предусматривает переход от бумажных процедур взаимодействия к электронным, то есть результатом совершения действия будет не бумажный документ, а электронная запись в реестре. Думаю, это позволит сэкономить и время и трудозатраты», — подчеркнул сенатор.

На заседании были рассмотрены вопросы совершенствования управления муниципальными финансами, повышения качества административно-управленческих процессов, доступности муниципальных услуг, в том числе оказываемых в электронной форме, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

По итогам обсуждения были приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ, Правительства России, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Вышел в свет новый номер журнала «Российская муниципальная практика»


Вышел в свет новый номер журнала «Российская муниципальная практика». В номере материалы по цифровизации муниципалитетов, Вестник Ассоциации муниципальных образований «Города Урала», Спецпроект «Муниципальная карта России. Челябинская область».

Журнал будет презентован на муниципальном форуме «Города России 2030. Цифровизация будущего», который пройдет в Екатеринбурге 14-15 ноября.

Минстрой РФ. Утвержден паспорт ведомственного проекта «Умный город»

Ведомственный проект Минстроя России «Умный город» утвержден приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимира Якушева. Руководитель проекта - замминистра Андрей Чибис. Проект будет реализовываться в рамках двух нацпроектов - «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».

Проект «Умный город» направлен на повышение эффективности управления городской инфраструктурой за счет внедрения современных цифровых и инженерных решений.

В числе целевых показателей проекта - перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид, создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития, рост доли УК и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации, увеличение числа многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов.

«В проекте зафиксирована и стратегическая цель перехода на интеллектуальное управление городскими ресурсами и услугами, и конкретные решения, позволяющие ее добиться.
В дополнение к паспорту ведомственного проекта разработана методология запуска проекта в регионах и муниципалитетах, в ближайшее время мы проведем несколько обучающих мероприятий для наших коллег. Напомню, уже действует «Банк решений Умного города» - это открытая база данных лучших технологий и решений в сфере городского хозяйства»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. Чибис.

Казань. Муниципалитет признан одним из лучших городов РФ по состоянию дорожного хозяйства

Казань вошла в список городов с лучшими дорогами. Исследование провел Финансовый университет при Правительстве РФ. В оценке принимали участие города с населением больше 250 тыс. человек.
В основу оценки легли данные социологических опросов, в ходе которых респонденты в своем городе оценивали состояние дорог, работу общественного транспорта и ГИБДД.


Так, лидерами по состоянию дорог стали Грозный, Казань, Москва, Тюмень, Сочи, Набережные Челны, Нижневартовск, Уфа, Тольятти и Череповец.

Наивысшие оценки работе общественного транспорта дали жители Москвы, Грозного, Казани, Мурманска, Белгорода, Екатеринбурга, Череповца, Тулы, Сургута и Тюмени.

Выше всего работу Госавтоинспекции оценивают жители Грозного, Кургана, Череповца, Йошкар-Олы, Сургута, Калининграда, Чебоксар, Ставрополя и Нижневартовска, сообщается на сайте Финансового университета при Правительстве РФ.
От редактора
От редактора"Журнал "Российская муниципальная практика" информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.
РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Спецпроект «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Анонсы
Новости МСУ От редактора О журнале Проекты РМП Контакты
Наши партнеры Архив номеров Карта сайта © 2009-2018 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru