Журнал Российская муниципальная практика
Главная страница
Последнее обновление: пятница, 30 сентября 2017, 21:30
 
Новости мсу
30.09.2017
Завершился очередной - 11 Всероссийский конкурс публикаций о местном самоуправлении "Власть народная"

22.09.2017
Конференция ИЭГ «Новая повестка развития российских городов» состоялась 15 сентября 2017 года в Москве

19.09.2017
Исторические поселения получат средства на благоустройство

19.09.2017
Президентский совет по развитию местного самоуправления - поручения по ТОСам

12.09.2017
АСДГ обсудит работу депутатов

12.09.2017
Европейская неделя местной демократии

10.09.2017
Общественный контроль и жилищное просвещение

2.09.2017
Новосибирская область. Состоялся Региональный Форум местного самоуправления

5.08.2017
Путин раскритиковал чиновников за «бюрократический футбол»

2.08.2017
Путин подписал закон о новых подходах в сфере водоснабжения и водоотведения

22.07.2017
Виктор Кидяев: муниципалитеты РФ смогут онлайн сравнивать и изучать свои достижения и проблемы

14.07.2017
Назначенные агломерации

01.07.2017
В России нужен закон о территориальном общественном самоуправлении

30.06.2017
Ведомости. Что делать с местным самоуправлением

19.06.2017
ПЧ. Cовет по правам человека при Президенте РФ принял рекомендации по итогам специального заседания "Право граждан на участие в местном самоуправлении"

15.06.2017
АСДГ. В Новосибирске состоялось XXXIV Общее собрание Ассоциации и конференция руководителей муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока

14.06.2017
Здесь учат разбираться в вопросах ЖКХ

01.06.2017
ОКМО. Конкурс городских стратегий

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
119019, г. Москва, Новый Арбат, д.21, оф. 1711

Телефоны:
(495) 690-31-08
(495) 778-14-47
(495) 729-39-77
8 (903) 623-57-61

E-mail:
doc@promweekty.ru, tagen@bk.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

Завершился очередной - 11 Всероссийский конкурс публикаций о местном самоуправлении "Власть народная"

Завершился очередной - 11 Всероссийский конкурс публикаций о местном самоуправлении "Власть народная". 22-28 сентября в Москве и Вышеволоцком районе прошло заключительное мероприятия и награждение лауреатов.

В Государственной Думе с журналистами встретились Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов и депутат Комитета по местному самоуправлению Сидоров.

Парламентарии рассказали участникам встречи о тенденциях развития законодательства в сфере местного самоуправления и социальной политики, а затем ответили на вопросы журналистов.

Дальнейшую работу журналисты продолжили в Вышневолоцком районе, который гостеприимно принял победителей всероссийского конкурса. Два дня лучшие муниципальные журналисты и редакторы самых интересных местных газет обменивались опытом работы, учились на семинарах и тренингах, проводили деловые игры. Большое впечатление на журналистов произвела встреча с главой района Натальей Рощиной, которая подробно рассказала о своей работе, о системе взаимодействия с местной газетой.

Подарком для журналистов стала экскурсия по памятным местам Вышневолоцкого района. История края тесно связана с именами Петра Первого и Екатерины Великой, с большим судоходным путем из варяг в греки. В 19 -начале 20 века здесь на знаменитой Академической даче творили художники Репин, Куинджи, Рерих...

В последний день в торжественной обстановке произошло награждение победителей конкурса.

В номинации "Социальные программы" победителем стала Екатерина Герасимов из г. Волжский Волгоградской области из Интернет-издания "Волжский.ру" за серию публикаций по журналистским расследованиям. Она же получила гран-при конкурса.

В номинации "Стратегическое планирование" победителем стал Андрей Циликов из Старой Руссы Новгородской области.

В номинации "Развитие местной экономики" победила газета из Березников Пермского края "Березниковский рабочий"

О туристическом потенциале муниципалитета лучше всех рассказывает газета "Знамёнка" Кемеровской области.

Тему бюджета муниципального образования наиболее доходчиво доносит до читателей Миронович Ольга из газеты "МК" в Пскове.

Вовлечение граждан в дела МСУ - тема актуальная и больше всего публикаций - около полутора сотен было именно на эту тему. Победителем был признан материал Екатерины Молчановой из газеты "Шахтинские известия".

О противодействии коррупции наиболее остро выступает Ильдар Гизатуллин из Челябинска.

О семейной политике наиболее интересно пишет Татьяна Алексеева из "Ордынской газеты" Новосибирской области пос. Ордынское.

Победителем конкурса в номинации Вопросы культуры стала Николаева Елена из Старой Руссы.

Конференция ИЭГ «Новая повестка развития российских городов» состоялась 15 сентября 2017 года в Москве

Фонд «Институт экономики города» 15 сентября 2017 года провел Конференцию «Новая повестка развития российских городов». Более 150 человек стали ее участниками – это эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Уфы, Ижевска, Новосибирска, Южно-Сахалинска и других регионов России, которые представляют органы государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, независимые ассоциации и аналитические центры, а также средства массовой информации.

Ключевой темой конференции стало обсуждение роли российских городов и агломераций в экономическом развитии страны, необходимых мер по усилению их самостоятельности и финансовой независимости.

Подробная информация об этом мероприятии в очередном номере журнала РМП.

Исторические поселения получат средства на благоустройство

Среди малых городов и исторических поселений России будут проведены конкурсы на создание комфортной городской среды, победители которых получат федеральное финансирование на реализацию проектов благоустройства. В числе мероприятий по выполнению поручения Президента России по поддержке и развитию исторических поселений и других муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты, представляющие историко-культурную ценность, Минстрой России прорабатывает возможность проведения конкурсов на создание комфортной городской среды в таких населенных пунктах.

Уже с 2018 года победителям таких конкурсов может быть предоставлена государственная поддержка за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В России к категории исторических поселений федерального значения относится 41 город, еще 15 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – к исторической городской среде. Поощрение конкретных городов и поселений, выбранных на специальном конкурсе, позволит обеспечить поддержку самых эффективных проектов. Минстрой совместно с Минкультуры России уже разрабатывает критерии оценки таких проектов, и в число важнейших условий войдёт бережное отношение к архитектуре и исторической среде, а также вовлечение жителей в процессы благоустройства. С 2018 года победителям конкурсов за счет федерального бюджета будет оказываться государственная поддержка.

Кроме того, будут разработаны дополнительные механизмы развития и поддержки исторических поселений и других муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты, представляющие историко-культурную ценность, в целях повышения качества их среды и туристско-рекреационного потенциала.

Президентский совет по развитию местного самоуправления - поручения по ТОСам

Организации территориального общественного самоуправления (ТОС) в России обретут дополнительные меры поддержки за свою социальную ориентированность и бесплатную, добровольную общественно полезную работу, сообщил первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Виктор Кидяев.

Соответствующие решения включены в список опубликованных Кремлем поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ. В частности, глава государства поручил создать дополнительные условия для развития ТОС и предоставить ему меры поддержки, предусмотренных для других социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

«ТОС – это, по сути, соседская община. Люди объединяются и решают вопросы благоустройства, охраны порядка, организации праздников и соревнований. Они ухаживают за инвалидами, помогают малоимущим, заботятся о детях из неблагополучных семей, пропагандируют здоровый образ жизни. Было бы справедливо распространить на ТОСы уже созданный и действующий механизм поддержки», - считает Кидяев.

Сейчас существует реестр некоммерческих социально ориентированных организаций, которые разрешено привлекать по региональным и муниципальным программам социальной поддержки населения. Включенные в реестр НКО могут получать целевые средства и имущественную поддержку. Всего таких НКО зарегистрированы единицы.

«При этом в России, по данным Минюста, насчитывается более 27 тысяч ТОСов, которые давно и успешно оказывают жителям своих территорий общественно полезные услуги на добровольных началах. Поэтому мы озвучили предложение: распространить на ТОСы поддержку за социальную нагрузку. Средства там небольшие, но для общественников они очень важны. Очень рады тому, что президент выслушал и принял нашу инициативу», - отметил Кидяев.

АСДГ обсудит работу депутатов

19-20 октября 2017 г. в Томске состоится конференция АСДГ «Деятельность представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока в современных условиях: задачи и перспективы» с участием руководителей и депутатов представительных органов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, государственных и муниципальных служащих, руководителей исполнительных органов власти, осуществляющих взаимодействие с представительными органами местного самоуправления. Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно с Думой города Томска.

На конференции планируется обсудить следующие актуальные вопросы, связанные с работой представительных органов местного самоуправления:
  • изменения в законодательстве о местном самоуправлении, их влияние на деятельность представительных органов, особенности исполнения;
  • задачи представительных органов местного самоуправления, связанные с изменениями федерального законодательства и инициативами федеральных органов государственной власти;
  • изменение роли представительных органов, связанные с изменением организационной модели муниципального образования;
  • взаимодействие депутатов представительных органов местного самоуправления с исполнительными органами власти и общественностью в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды;
  • совершенствование нормативной базы муниципальных образований;
  • роль представительных органов местного самоуправления в привлечении граждан к участию в местном самоуправлении;
  • перспективы деятельности секции АСДГ по местному самоуправлению.

В ходе конференции для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом планируется проведение круглого стола.

Европейская неделя местной демократии

В этом году отмечается 10-летие проекта «Европейская неделя местной демократии», который ежегодно реализуют Совет Европы и Конгресс местных и региональных властей Совета Европы. В 2017 году данный Проект будет проходить в течение недели, начиная с 09 по 15 октября, под лозунгом - «Участие, консультирование и вовлечение граждан для процветания местной демократии».

Цели Проекта:
  • привлечь внимание граждан к местной демократии, повысить уровень их знаний и участия в местной политике;
  • поощрять выборных представителей в том. чтобы расширить и углублять их диалог с гражданами для придания нового импульса местной демократии;
  • содействовать роли Совета Европы и его Конгресса в укреплении местной демократии и соблюдении прав человека в масштабах всей Европы.

Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) выступает главным координатором Проекта на территории Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации проведение Проекта координируют советы муниципальных образований.

Общественный контроль и жилищное просвещение

18 сентября состоится VI Всероссийское совещание по развитию сети общественного контроля в сфере ЖКХ в Российской Федерации «Общественный контроль и жилищное просвещение».

Состоится обсуждение следующих вопросов:
  • Условия и принципы реализации общественного контроля в сфере ЖКХ
  • Реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов
  • Совершенствование системы управления многоквартирными домами
  • Реализация системы ГИС ЖКХ в Российской Федерации

К участию в совещании приглашены:
  • Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – Михаил Мень
  • Председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - Сергей Степашин
  • Исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева
  • Руководитель комитета по ЖКХ Госдумы РФ Галина Хованская

а также депутаты Государственной думы РФ, члены Общественной палаты Российской Федерации и эксперты отрасли.

Организаторами совещания выступают Общественная палата Российской Федерации, Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» и Автономная некоммерческая организация «ЖКХ Контроль Республики Крым».

Новосибирская область. Состоялся Региональный Форум местного самоуправления

Более тысячи человек приняли участие в Региональном форуме местного самоуправления, где были рассмотрены актуальные вопросы межмуниципального сотрудничества. В работе форума 29 августа принял участие Губернатор Владимир Городецкий.

Ключевой темой повестки форума стал вопрос вовлечения населения в местное самоуправление, реализация прав и возможностей граждан при его осуществлении. Как было отмечено участниками мероприятия, Новосибирская область имеет богатый опыт в организации местного самоуправления, прежде всего на поселенческом уровне. В регионе сформировались устойчивые взаимоотношения органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, развитые традиции участия населения в решении вопросов местного значения.

Губернатор Владимир Городецкий принял участие в работе Президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области и пленарном заседании регионального Форума местного самоуправления. В ходе работы Президиума обсуждались вопросы формирования структуры местного самоуправления, межмуниципального сотрудничества, а также развитие внутреннего туризма. Особенностью работы Форума является то, что он проходит под эгидой Совета муниципальных образований Новосибирской области, который с 2016 года осуществляет свою деятельность в обновленном формате. Работа Форума призвана содействовать общественному диалогу и поиску решений наиболее актуальных вопросов, стоящих перед муниципалитетами.

«Правительство Новосибирской области и муниципальное сообщество совместно ищут пути решения социальных задач и дальнейшего развития территорий. одной из основных задач является активное вовлечение населения в осуществление местного самоуправления. Действенное участие населения в жизни муниципалитета содержит в себе огромный потенциал развития. Формами взаимодействия могут и должны стать: общественный контроль, ТОСы, общественные обсуждения разных форматов, сельские старосты. Совершенствование механизмов участия населения в развитии территорий Новосибирской области рассматривается в рамках выстраивания системного взаимодействия органов власти и населения», – отметил Губернатор Владимир Городецкий, выступая на пленарном заседании форума.

Глава региона обратил внимание, что диалог, ведущийся в рамках форума, выходит на новый уровень. Участие в дискуссии экспертов федерального уровня, представителей Государственной Думы, Общероссийского конгресса муниципальных образований наглядно это подтверждает. «С каждым годом совершенствуется эффективность работы Совета муниципальных образований Новосибирской области. Растет значимость самого Совета как координирующего органа по развитию муниципального самоуправления. Все больше активных людей объединяются вокруг решения местных вопросов, вокруг того, чтобы делать повседневную жизнь лучше», – подчеркнул Владимир Городецкий.

Участниками Форума, наряду с представителями органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области стали представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители других субъектов Российской Федерации, федеральные и региональные эксперты в сфере местного самоуправления. Всего в работе Форума приняли участие свыше тысячи человек в составе делегаций от всех муниципальных образований Новосибирской области, а также других регионов.

Источник: Пресс-служба администрации Новосибирской области

Путин раскритиковал чиновников за «бюрократический футбол»

Власти на местах должны учитывать мнение граждан при благоустройстве, а не заниматься «бюрократическим футболом», заявил Владимир Путин в Кирове на ​Совете по развитию местного самоуправления.

Владимир Путин в Кирове принял участие в Совете по развитию местного самоуправления. В ходе своего выступления он осудил равнодушие чиновников на местах и призвал их отказаться от «бюрократического футбола»

Он подчеркнул, что власти должны внимательнее относиться к инициативам граждан по вопросам благоустройства.

Я не раз говорил, что игнорировать идеи и предложения граждан, заниматься «бюрократическим футболом» категорически неправильно. Неравнодушное, деятельное отношение людей к проблемам — это огромная ценность и очень хороший резерв.

Кроме того, он призвал чиновников поддерживать людей, проявляющих инициативу. Президент подчеркнул, что в обществе «появляется все больше граждан, которые проявляют свою инициативу», в том числе и на местном уровне. Путин потребовал от властей на местах поддерживать таких людей.

«Люди стремятся сделать что-то нужное полезное, у них немало конструктивных идей, предложений. И главное есть желание воплотить их в жизнь… Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп», — пояснил глава государства.

Президент напомнил, что для поддержки инициатив на местах в России уже существует ряд механизмов. В их числе он перечислил публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и местные референдумы.

Только при постоянном не формальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития.

Путин заявил, что учет мнения граждан по вопросам благоустройства являлся обязательным условием федерального проекта по формированию комфортной городской среды.

«Когда мы запускали этот проект, принципиальным условием было участие жителей в определении приоритетов в благоустройстве; обустраивать придомовые территории, парки, общественные пространства необходимо, безусловно, с учетом мнения граждан, которые проживают на этих территориях, так, как это действительно нужно людям, а не так, как это удобно тем, кто организует работу», — рассказал президент. Также он напомнил, что на реализацию проекта бюджет выделил 25 млрд руб.

В середине июня Владимир Путин признал, что людям бывает сложно добиться решения своих проблем на муниципальном и региональном уровне. В то же время, президент заявил, что это не означает, что чиновники на местах не работают. Также глава государства опроверг мнение о том, что Россия находится в режиме «ручного управления».

Путин подписал закон о новых подходах в сфере водоснабжения и водоотведения

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон о водоснабжении и водоотведении.

Документом устанавливаются новые подходы к нормированию в сфере водоотведения, исчислению и взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. В частности, закон дополняется новой главой 51 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения» и вводятся новые понятия: «локальное очистное сооружение или устройство», «нормативы водоотведения по составу сточных вод», «централизованная система водоотведения поселения, городского округа».

Кроме того, признается утратившей силу глава 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» и вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (вводится новая статья 781, устанавливающая особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений и городских округов).

Документом также вносятся необходимые изменения в Водный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Федеральный закон принят Государственной думой 19 июля и одобрен Советом Федерации 25 июля текущего года.

Виктор Кидяев: муниципалитеты РФ смогут онлайн сравнивать и изучать свои достижения и проблемы

Каждый населенный пункт России сможет получить свой «рабочий кабинет» на глобальном информационном ресурсе – «Интерактивная карта МСУ». С помощью этого инструмента муниципалитет сможет онлайн сравнивать свои показатели в экономической, хозяйственной, общественной и правовой работе с «соседями» по региону или «коллегами» с других концов страны.

Об этом рассказал Президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев в ходе видеоконференции с региональными советами муниципальных образований, которая состоялась в понедельник в Центральном исполнительном комитете партии «Единая Россия».

По словам Кидяева, проект глобальной интерактивной карты, разрабатываемый Общероссийским конгрессом муниципальных образований, дает возможность выявлять и шире распространять самые эффективные муниципальные практики, глубже анализировать проблемные вопросы и совместно находить пути их решения.

«С прошлого года, когда в Конгрессе зародилась идея проекта, мы собрали со всей страны сведения по 30 показателям. Это делалось только для тестовой работы, но уже тогда результаты вызвали большой интерес. Фактически, мы произвели «оцифровку» основных проблем местного самоуправления. Получили возможность анализировать в масштабе от одного села до федерального округа – или в срезе по видам поселений. Теперь мы расширяем возможности, создаем средства для практической работы – персональный кабинет муниципалитета», - рассказал Кидяев.

Самое интересное, что разрабатывается карта «Российские муниципалитеты» для муниципальных нужд силами самих муниципалов, подчеркнул он. Но заинтересовались проектом и активно помогают с ним опытные «профильные» эксперты, например - представители Минэкономразвития и ученые РАНХиГС.

Пилотными площадками стали 15 советов муниципальных образований. Они прорабатывают разные «слои» интерактивной карты и разные инструменты рабочего кабинета: реестр муниципальных полномочий; базу территориального общественного самоуправления; базу по проверкам, надзору и судебным искам; блок муниципального контроля; планирование стратегического развития и другие, по мере необходимости.

«В результате мы сможем не просто узнать, что в отношении муниципалов одного из регионов проведено 11 тысяч проверок. Мы увидим, в каких поселениях это наиболее характерно, местная это проблема или глобальная. Где сумма штрафов сравнялась с местным бюджетом, как этого избежали другие муниципалитеты и так далее. В итоге система позволит выявлять такие проблемы и находить решение, в том числе – на федеральном уровне», - рассказал Кидяев.

Назначенные агломерации

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич о главных барьерах развития городов-миллионников.

Поляризованное развитие пространства – очевидная перспектива для России с ее огромной площадью и относительно небольшим населением. Миграционный отток населения идет уже не столько из сельской местности, сколько из малых и средних городов в более крупные. Гигантская агломерация Москвы притягивает население всей страны, с середины 2000-х к ней добавился Санкт-Петербург. Региональные центры также являются местами притяжения, но в них перемещается в основном население своего региона.

В стратегии развития до 2035 г., подготовленной ЦСР под руководством Алексея Кудрина, предложено стимулировать развитие 15 агломераций страны. Растет понимание, что иных факторов развития в России мало. Высокая обеспеченность природными ресурсами активно используется. Человеческий капитал снижается качественно и будет сокращаться количественно из-за особенностей возрастной структуры населения. Для модернизации институтов нужны длительное время и политическая воля. О развитии инфраструктуры говорить бессмысленно, совокупный спад инвестиций за 2013-2016 гг. составил 12%. Остается только агломерационный эффект… Но существует риск, что агломерации будут «назначенными», как это принято в российской системе управления.

Как выделить агломерации с потенциалом развития? В России 33 региональных центра с населением свыше полумиллиона, а если исключить центры в зоне влияния Московской агломерации – 29. По данным статистики, менее половины из них имеют хоть какие-то преимущества в развитии. Население быстрее всего росло в Тюмени и Краснодаре, среди миллионников лидируют Екатеринбург, Новосибирск и Казань (без учета городов с ростом за счет территориальных «прирезок»). Наиболее благоприятное сочетание миграционного и естественного прироста имеют Тюмень и Краснодар, следом идут Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск и Казань. Худшая естественная и миграционная динамика в городах Поволжья, в том числе в миллионниках (Волгоград, Нижний Новгород, Самара).

Развитие промышленности в современной экономике уже не является основной функцией крупнейших городов, сектор услуг важнее. Самый большой душевой оборот розничной торговли имеют Краснодар и Тюмень, опережая города-миллионники, среди последних лидирует Екатеринбург, следом идут Казань, Самара, Новосибирск, Уфа и Нижний Новгород. Душевые инвестиции (в среднем за 2013-2015 гг.) максимальны в Краснодаре и Тюмени, выше средних – в Казани. Выше они и в промышленных городах с крупными предприятиями ТЭК (Пермь, Уфа, Оренбург), но средства идут в основном на модернизацию производства, а не на развитие города. Большинство крупнейших региональных центров не привлекательны для инвесторов, их показатели ниже среднего по стране. Душевой объем ввода жилья (в среднем за 2013-2015 гг.) лучше отражает привлекательность города для проживания. Он максимален в Краснодаре, Тюмени и Махачкале и минимален во Владивостоке и Хабаровске. Четыре миллионника (Волгоград, Нижний Новгород, Омск и Пермь) вводят жилья меньше, чем в среднем по России.

Дифференциация городов по уровню заработной платы с корректировкой на уровень цен в регионах существенно ниже, лидер здесь – Тюмень. В большинстве крупнейших городов заметных различий нет, скорректированная зарплата немного выше средней по стране, поэтому они не могут конкурировать между собой за привлечение мигрантов из других регионов. В дальневосточных городах скорректированная зарплата не отличается от центров Европейской части, поэтому экономических стимулов переселяться на Дальний Восток нет, а с учетом менее развитой инфраструктуры они отрицательные.

Можно также сравнить степень концентрации в агломерациях населения и экономики своего региона (суммировалась доля регионального центра и близлежащих городов). Региональные центры растут за счет ресурсов своего региона, в отличие от агломераций федеральных городов, стягивающих демографические и экономические ресурсы всей страны. Чем выше достигнутая концентрация в региональном центре и его пригородной зоне, тем меньше возможностей для дальнейшего развития агломерации, поскольку на периферии осталось немного ресурсов. Исключением является только Тюмень, которая притягивает человеческие и финансовые ресурсы автономных округов, входящих в ее состав. Межрегиональными центрами притяжения населения являются также Екатеринбург и Новосибирск, но в меньшей степени, и это не относится к экономическим ресурсам.

Оценка достигнутой концентрации показывает, что наиболее значителен потенциал развития агломераций в регионах юга (агломерации Краснодара и Ростова-на-Дону) и в двух крупных республиках (агломерации Уфы и Казани). Среди других агломераций есть ресурсы роста в двух сибирских (Красноярск и Иркутск) и уральских (Екатеринбург и Челябинск). К ним можно добавить Тюмень с учетом автономных округов. Самую высокую концентрацию населения и экономики своего региона имеют агломерации четырех миллионников (Волгоград, Омск, Новосибирск и Самара), их рост будет замедляться при отсутствии внешних демографических и экономических ресурсов.

Если суммировать оценки уровня развития центров и концентрации в их агломерациях населения и экономики своего региона, то лидеров окажется только пять – Екатеринбург, Новосибирск, Казань и два города с населением менее миллиона жителей (Краснодар и Тюмень). Большинство агломераций похожи и не имеют заметных преимуществ. Аутсайдеров немного, из городов-миллионников это Волгоград и Омск, где худшие социально-экономические показатели дополняются высокой концентрацией, а также Саратов и два дальневосточных центра – Хабаровск и Владивосток. Особый случай – Махачкала, ее агломерация будет расти благодаря демографическим факторам и массовой миграции из сельской местности в города.

Расчеты показывают, что предложения ЦСР по развитию 15 агломераций не учитывают реальных тенденций. Формальный критерий численности населения (город-миллионник) или геополитические приоритеты (крупнейшие города Дальнего Востока) просты и понятны, но есть еще потенциал развития агломераций. Означает ли это, что нужно сократить количество агломераций, которые будут поддерживаться, и сделать ставку на наиболее динамично развивающиеся? Ответ неоднозначный – и да, и нет.

Даа – если речь идет о развитии инфраструктуры агломераций за счет средств федерального бюджета. Казань уже получила большие средства в период подготовки к тысячелетию и Универсиаде. Стимулом развития Краснодара стала подготовка Олимпиады в Сочи, поток налогов и инвестиций помог и столице региона. Владивосток получил большие инвестиции при подготовке Саммита АТЭС. Крупнейшие центры Урала и Сибири – Екатеринбург и Новосибирск – пока ждут своей очереди. А за ними и другие. Выбор очередности в федеральном финансировании инфраструктуры придется делать.

Нетт – если речь идет о развитии агломераций как системной задаче. Основные барьеры развития совсем иные. Первый и важнейший – это сверхцентрализация ресурсов и полномочий на региональном уровне. В развитых странах главные источники доходов и процветания крупнейших городов – налог на доходы жителей и на имущество, расположенное на их территории. В России с 2012 по 2016 гг. доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), зачисляемого в бюджеты городских округов, сократилась с 30% до 15%. Налог на имущество организаций полностью зачисляется в региональный бюджет. Объем поступлений налога на имущество физических лиц, который зачисляется в бюджет муниципалитетов, невелик. Для сравнения: поступления транспортного налога с физических лиц больше по объему, чем налога на имущество населения, при этом транспортный налог зачисляется в региональный бюджет.

В результате муниципалитеты крупнейших городов стали высокодотационными и зависят от трансфертов из регионального бюджета. Фактически это зависимость «в квадрате»: очень высокая доля трансфертов (58% от всех доходов городских округов в 2016 г. в среднем по России) дополняется минимальным участием городских властей в принятии решений о расходах. Более 60% всех трансфертов составляют субвенции (делегированные полномочия): муниципалитет просто перечисляет деньги получателям. Еще четверть – субсидии, которые выделяются региональными властями на ими же выбранные цели, а муниципалитет обязан софинансировать. Доля дотаций, которыми можно распоряжаться самостоятельно, минимальна. Власти крупнейших городов почти безвластны в финансовых ресурсах, развитие города зависит в основном от политики региональных властей..

Второй барьер – целенаправленная политика федеральных и региональных властей по ограничению политического представительства крупнейших городов. По данным на март 2017 г., в 78 из 85 региональных столиц отменены прямые выборы мэров населением. Во многих городах введен институт сити-менеджеров, которые отвечают за хозяйственную и финансовую политику. Назначение сити-менеджера контролируется региональными властями, «вертикаль власти» доведена до муниципального уровня. Крупнейшие города должны быть драйверами развития региона, но не имеют возможности отстаивать свои интересы. Объективно существующий конфликт интересов города и региона разрешается не через поиск компромисса, а путем продавливания решений региональных властей. Прямые выборы мэров нужны и для политического представительства разных групп интересов в городе, формирования обратной связи для принятия управленческих решений.

Третий барьер – проблемы горизонтального взаимодействия муниципалитетов регионального центра и соседних, входящих в агломерацию. Оно необходимо для развития общей инфраструктуры, территориального планирования, реализации жилищных программ и др., но упирается в бюджетные ограничения, затрудняющие совместное финансирование этих расходов. Федеральные власти готовят решения, облегчающие совместное финансирование расходов, но процесс не завершен. Помимо законодательных проблем, есть иной барьер, назовем его «недоговороспособность». В отношениях муниципалитетов, входящих в агломерацию, всегда есть конфликт интересов. Например, налогообложение: маятниковые мигранты из пригородов, работающие в региональном центре, платят налоги в его бюджет, а социальные услуги получают по месту жительства. Или конфликт за землю в пригородах между местными властями и городскими группами интересов. Необходим поиск компромисса, но культура компромисса в России не развита, преобладает принцип «победитель получает все».

Как преодолеть мощные барьеры развития агломераций? Важнейшая задача – возвращение крупнейшим городам изъятых финансовых ресурсов и полномочий. Но это не гарантирует успеха, если не изменится управленческая культура. Позитивный опыт есть, например, взаимодействие муниципалитетов города Перми и пригородного Пермского района. Но более привычный способ – объединение муниципалитетов и создание «административной» агломерации. Именно так власти Ульяновской области решили объединить Ульяновск и Димитровград. Однако и принудительное объединение в «агломерацию», проводимое властями регионов, и «назначение» агломераций на федеральном уровне имеют сомнительную эффективность. Агломерационный эффект всегда работает как мотор развития, но его мощность зависит от качества деталей и сборки, а не от уличного регулировщика..

Автор – директор региональной программы Независимого института социальной политики.

Опубликовано в газете "Ведомости"

В России нужен закон о территориальном общественном самоуправлении

Территориальному общественному самоуправлению (ТОС), объединяющему жителей муниципалитета для решения проблем местного значения, необходим особый законодательный статус. Это поможет обеспечить ему системную помощь со стороны местных властей Об этом было заявлено на конференции Общенациональной ассоциации ТОС.

На мероприятии, участие в котором приняли эксперты из 52 регионов России, отмечалось, что ТОСы сегодня активно действуют там, где им оказывается помощь со стороны органов местного самоуправления. Результатом такого сотрудничества является расширение благоустроенной территории, зон комфортного проживания, оснащенных парками, площадками и т.д.

ТОСы работают активно, однако их регистрация на сегодня представляет очень сложный процесс. Причиной тому — недостатки федерального законодательства. В этой связи участники конференции выступили с инициативой разработать новый законопроект, в которомза ТОС был бы закреплен особый статус. Также данный закон должен обеспечить системную помощь объединениям со стороны МСУ, особенно в малых городах и селах. Речь идёт о поддержке за счёт средств местных бюджетов. Как пояснили участники конференции, сейчас в законодательстве РФ нет четких определений полномочий ТОС и видов их деятельности.

«Организация ТОС является направлением муниципальной демократии, — отмечает директор НИИ государствоведения Игорь Гранкин. — Она объединяет жителей муниципальных образований, но муниципальная власть, как правило, не интересуются работой ТОС, не используют их возможности для решения вопросов местного значения. В этой связи мы разработали ряд рекомендаций, и среди них — типовой проект муниципального нормативно-правого акта о порядке организации деятельности ТОС».

Директор НИИ рассказал, что на конференции по проблемам ТОС собрались активные граждане, реально осуществляющие территориальное общественное самоуправление и ответственные работники органов местного самоуправления, обеспечивающие взаимодействие муниципальной власти с названными общественными образованиями. Среди докладов особый отклик вызвали выступления об ситуации на местах — это практика взаимодействия с ТОС в городе Данилов Ярославской области, опыт Ивановской областной Думы и администрации Астраханской области в организации работы ТОС в сельских поселениях региона, а также практика развития ТОС в городе Угличе. Также участники конференции подробно обсудили опыт организации ТОС во Владимирской, Рязанской и Калужской области.

Одним из итогов конференции стало решение утвердить научную концепцию «Деятельность органов местного самоуправления и ТОС в России». Его рекомендовано направить во все заинтересованные организации. Помимо типового акта об организации деятельности ТОС на местах, эксперты договорились разработать проект типовых методических рекомендаций по вопросам деятельности территориального общественного самоуправления.

Также участники конференции призвали Общенациональную ассоциацию уделять больше внимания развитию ТОС в малых городах и сельских поселениях. Также этой организации рекомендовано создать новый интернет-ресурс — общероссийский портал территориального общественного самоуправления. Ещё одним необходимым направлением в работе — содействие созданию межрегиональных ассоциаций ТОС в составе Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления. «Именно эта ассоциация должна стать и «локомотивом» в том, чтобы инициировать подготовку проекта федерального закона, устанавливающего статус ТОС как общественного объединения с особым статусом», — сообщил Игорь Гранкин.

Конференция была организована НИИ государствоведения и местного самоуправления совместно с РГСУ и Общенациональной ассоциацией ТОС в Москве.

Источник: "Парламентская газета".
От редактора
От редактора"Журнал "Российская муниципальная практика" информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.
РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Анонсы
Новости МСУ От редактора О журнале Проекты РМП Контакты
Наши партнеры Архив номеров Карта сайта © 2009-2017 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru