Журнал Российская муниципальная практика
Главная страница
Последнее обновление: среда, 26 апреля 2017, 17:55
 
Новости мсу
26.04.2017
Круглый стол «Устойчивое развитие российских городов и регионов: роль внешних оценок в области УР, экологии, энергоэффективности (рейтинги, индексы)»

25.04.2017
Минстрой РФ. Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения

21.04.2017
Председатель Экспертного Совета ВСМС В.С. Тимченко поздравил РМП с Днем местного самоуправления

05.04.2017
О капитальном ремонте и расселении аварийного жилого фонда говорили на общем собрании СГЦСЗР

31.03.2017
Россия больше чем Европа

30.03.2017
Республика Саха (Якутия). Вице-президент АСДГ Роальд Бабун: «Государство не понимает, что такое местное самоуправление»

30.03.2017
Проект модельного закона СНГ «Об основах общественного контроля» поддержан Конгрессом

28.03.2017
ТОСЭРы привлекут инвесторов в моногорода и ликвидируют безработицу

26.03.2017
Система мониторинга концессий в ЖКХ

24.03.2017
Губернаторы и депутаты получат право изменять статус городских округов и поселений

23.03.2017
Съезд Совета муниципальных образований Красноярского края

23.03.2017
Общественный совет при Главном управлении территориальной политики Московской области обсудил процесс формирования городских округов

23.03.2017
АРЧК ДВ объявляет о запуске конкурса идей «Дальневосточный гектар»

13.03.2017
Выходит в свет новый номер журнала РМП

3.03.2017
В Ярославле пройдёт первый Всероссийский форум территориального общественного самоуправления

3.03.2017
Столицы регионов предложат поправки в федеральные законы

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
119019, г. Москва, Новый Арбат, д.21, оф. 1711

Телефоны:
(495) 690-31-08
(495) 778-14-47
(495) 729-39-77
8 (903) 623-57-61

E-mail:
doc@promweekty.ru, tagen@bk.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

Круглый стол «Устойчивое развитие российских городов и регионов: роль внешних оценок в области УР, экологии, энергоэффективности (рейтинги, индексы)»

На площадке НИУ «Высшая школа экономики» 30 мая пройдет круглый стол «Устойчивое развитие российских городов и регионов: роль внешних оценок в области УР, экологии, энергоэффективности (рейтинги, индексы)».

Организаторы круглого стола – НИУ «Высшая школа экономики» в партнерстве с Клубом разработчиков экологических рейтингов (Агентство «Интерфакс-ЭРА», WWF России, Агентство «Эс Джи Эм», Географический факультет МГУ и др.), РСПП, Национальной сетью Глобального договора ООН, Экологической палатой России.

В рамках круглого стола состоится обсуждение роли внешних оценок развития городов/регионов для принятия управленческих решений местными и региональными властями и возможностей их использования.

К участию в круглом столе приглашены разработчики ключевых российских рейтингов городов/регионов в области устойчивого развития, экологии и энергоэффективности, представители органов власти, городов, бизнес-сообщества, общественных и исследовательских организаций, СМИ и др.

Красноярский экономический форум-2017: почему муниципалитетам необходимо давать больше полномочий

В рамках Красноярского экономического форума-2017 состоялся мозговой штурм «Будущее российских городов».

Участниками мозгового штурма стали: заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, эксперты по вопросам экономики, региональному развитию, научно-исследовательского и проектного института городского транспорта города Москвы. Краевую столицу представил Глава города Красноярска Эдхам Акбулатов.

Как развиваются российские города? Как сделать жилищный сектор, городскую среду и строительство важными факторами конкурентноспособности города? Как новые технологии могут изменить российские города? Эти и ряд других вопросов обсуждались на площадке мозгового штурма.

Обозначая основные вопросы развития российских городов, Глава города Красноярска Эдхам Акбулатов отметил: «Основной проблемой российских городов является отсутствие комплексного развития – это принципиальный момент, который, в первую очередь, ощущают жители, когда говорят о недостатке образовательных учреждений, объектов социальной сферы, транспортной инфраструктуры, общественных пространств, спортивных сооружений и так далее. Безусловно, универсальным инструментом для решения этой задачи является градостроительная документация. Целый ряд городов сейчас работают над созданием нового генерального плана. Красноярск также занимался этим вопросом: в 2015 году мы утвердили новый генеральный план, затем - правила землепользования и застройки, проект планировки улично-дорожной сети. Тем самым появилась проектная основа, которая позволят теоретически обеспечить комплексность. Но мы столкнулись с тем, что возникли противоречия градостроительного и земельного законодательств. Законодательство не дает четкого ответа на вопрос как быть в случае, если границы земельного участка перечеркнуты градостроительным регламентом. Мы вынуждены искать ответы в суде».

Татьяна Полиди, исполнительный директор фонда «Институт экономики города» поддержала Эдхама Акбулатова в том, что муниципалитетам необходимо давать больше полномочий, тогда многие вопросы будут решаться оперативнее: «Города на сегодня имеют только полномочия по утверждению генплана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), но не имеют полномочий урегулирования тарифов коммунальных структур, утверждений их инвестиционных программ в соответствии с генеральным планом. Тем самым невозможно выстроить инвестиционно привлекательные проекты развития застроенных территорий. Так что на данном этапе ПЗЗ и генплан у нас не являются инструментом инвестиционной политики, а жилье - инструментом экономической и миграционной политики. Поэтому новые полномочия, на мой взгляд, являются базовым условием для движения в эту сторону».

Директор ГУП МосгортрансНИИпроект Александр Поляков, акцентируя внимание на необходимости развития транспортной инфраструктуры и в целом управления дорожным комплексом городов, подчеркнул: «Да, дороги нужно ремонтировать, но необходимо рассматривать и такие аспекты как развитие систем фотофиксации, которые влияют на безопасность, оптимизацию работы городского общественного транспорта, весовой контроль, развитие парковочного пространства. Вообще, сейчас у субъекта есть два критерия, по которым они должны отчитываться. Это содержание дорог в нормативном состоянии и безопасность дорожного движения. Если же сейчас рассмотреть предложение о внесении еще одного критерия - эффективность пассажирских перевозок, то это заставит субъекты создавать комфортный общественный транспорт, условия для беспрепятственного движения, пересматривать эффективность маршрутной сети. Чтобы это начало работать, необходимо создавать возможности, при которых муниципалитеты могли бы напрямую получать средства из федерального бюджета».

Еще одной темой, которая получила широкое обсуждение у участников мозгового штурма, стало благоустройство городской среды. Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис отметил положительный опыт Красноярска в этом вопросе: «Совсем недавно краевой центр получил диплом одного из победителей очень значимого и серьезного всероссийского конкурса в части благоустройства. В Красноярске есть масса элементов комфортной городской среды. Но это не означает, что нужно остановиться. Ключевая цель проекта по формированию комфортной городской среды – не только отремонтировать дворы, благоустроить парки, отремонтировать дороги, выполнить освещение и так далее. Главная задача, чтобы все преобразования выполнялись только по согласованию самих людей, которые этими объектами пользуются. Вовлечение людей – ключевой стержень всего проекта. Отмечу, что отчетность у нас идет не только по количеству выполненных объектов, мы будем смотреть на удовлетворенность людей тем, какие изменения произошли. Поэтому мы просим всех людей не сидеть на месте, вовлекаться в эту работу, активно участвовать в принятии решений и их реализации».

По итогам мозгового штурма «Будущее российских городов» эксперты и участники сошлись во мнении, что на сегодняшний день залогом динамичного развития муниципалитетов России является внедрение проектов муниципально-частного партнерства, участие в федеральных программах и активное вовлечение в реализацию этих проектов жителей.

НИА-Красноярск

Минстрой РФ. Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения

Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержден Правительством России. В документе также определены правила ведения реестра описаний процедур, указанных в перечне, и порядок внесения в него изменений.

«Принятые решения направлены на сокращение административных барьеров в сфере строительства сетей теплоснабжения, а также на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления», - прокомментировал замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.

Исчерпывающий перечень состоит из двух разделов. В первый входят процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории, предоставлением прав на лесной участок и его использованием для целей строительства. Также в раздел включены процедуры, необходимые для заключения договоров технологического присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и государственной регистрации прав на построенный объект.

Во втором разделе прописаны процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов и муниципальных образований страны.

Перечень вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его опубликования.

Председатель Экспертного Совета ВСМС В.С. Тимченко поздравил РМП с Днем местного самоуправления



Дорогие коллеги!

От всей души поздравляю Вас с Днем местного самоуправления, учрежденного Указом Президента РФ в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества!

В современных российских реалиях, когда мы так много говорим о демократическом обществе, местное самоуправление играет особенно важную роль. Ведь именно местное самоуправление - это та власть, которая наиболее приближена к населению, формируется самим населением, ему непосредственно подконтрольна и решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения.

Повышение уровня и качества жизни населения – наша общая задача, друзья, и наша ответственность. Я уверен, что наша дружная команда и впредь будет работать максимально эффективно на благо Отечества.

Выражаю искреннюю благодарность за Вашу работу, активную гражданскую позицию и неравнодушие к развитию местного самоуправления нашей страны!

Желаю Вам благополучия, профессионального развития и крепкого здоровья!

С уважением,
Председатель Экспертного Совета
Всероссийского Совета
местного самоуправления,
Заместитель председателя
Комитета Совета Федерации
по Регламенту и организации
парламентской деятельности
Тимченко Вячеслав Степанович

О капитальном ремонте и расселении аварийного жилого фонда говорили на общем собрании СГЦСЗР


В Рыбинске (Ярославская область) 30 марта состоялось очередное общее Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. Открыл Собрание Президент Союза, Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. С приветственными словами к участникам Собрания обратились заместитель председателя Законодательного собрания Ярославской области Павел Исаев, депутат Государственной Думы Илья Осипов и Глава города Рыбинска Денис Добряков. В своих выступлениях они подчеркнули важность и своевременность вопросов, внесенных в повестку дня, возможность использования площадки Собрания для обсуждения наиболее насущных проблем местного самоуправления, схожесть основных вопросов местного самоуправления в различных субъектах РФ.

Основной вопрос повестки дня – о результатах реализации программ Фонда содействия реформированию ЖКХ в городах Союза, о капитальном ремонте многоквартирных домов и расселении аварийного жилого фонда в условиях действующих межбюджетных отношений.
Инициатором рассмотрения этого вопроса на Собрании Союза стал Глава города Твери, вице-президент Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Корзин.

С докладом выступила руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области, депутат Тверской городской Думы Елена Юлегина. В основу выступления легли сводные данные проведенного информационного обмена между городами. При поддержке Фонда только в 21 городе Союза улучшили свои жилищные условия 1 млн. 105 тысяч человек – в среднем 22% от всего населения городов. По программе расселения аварийного жилья улучшили жилищные условия жители более чем полутора тысяч многоквартирных жилых домов, расселено и снесено более 300 тыс. кв. м аварийного жилья. Общая стоимость программы расселения аварийного жилья составила 15,253 млрд. рублей, из них 9,953 млрд. рублей (65%) - финансирование Фонда. Совместно с Фондом капитально-комплексно и выборочно - отремонтировано 38 млн. кв. м жилья, 8 854 МКД, что в среднем составляет 22% от общего количества МКД в городах Союза, принявших участие в информационном обмене.
Елена Евгеньевна особо отметила вызывающие тревогу данные. В Карелии и Псковской области аварийный фонд расселен менее чем на 60 процентов. В Тверской, Ивановской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской – менее чем на 70 процентов. В 9 городах Союза на настоящий момент имеется 1 200 вступивших в законную силу и неисполненных судебных решений по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов на основании ст. 16 закона о приватизации жилых помещений. Стоимость работ по этим решениям составляет значительную часть от бюджетов городов (собственных поступлений): Великий Новгород – 26 процентов, Ярославль и Архангельск – 10 процентов, Калининград -5.

Директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева прокомментировала итоги работы Фонда и регионов по стране в целом. На сегодняшний день не переселённого жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года осталось: по всей Российской Федерации - 3, 10 млн.кв.м; в том числе в Центральном федеральном округе – 422,52 тыс. кв. м; в Северо-западном федеральном округе – 369,82 тыс. кв. м. Признано аварийным после 1 января 2012 года: по всей Российской Федерации - 9, 23 млн.кв.м; в том числе в Центральном федеральном округе – 1138,33 тыс. кв. м; в Северо-западном федеральном округе – 1135,26 тыс. кв. м.
Светлана Викторовна выступила в поддержку идеи создания на базе Фонда ЖКХ Института развития ЖКХ. Предложила ознакомиться с разработанными НП «ЖКХ Контроль» материалами реорганизации Фонда.

Депутат Государственной Думы, член Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Илья Осипов заверил собравшихся, что позиция городов очень важна для депутатов, проинформировал, что идет работа по поиску форм деятельности Фонда. Илья Владимирович выразил обеспокоенность серьезностью проблемы с судебными решениями, в то же время отметил, что Конституционный суд подтвердил необходимость выполнения Закона о приватизации.

Президент Союза, Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев в своем выступлении рассказал о дискуссиях по межбюджетным отношениям в рамках секции на Форуме в Сочи, о разногласиях с Министром финансов Антоном Силуановым и о поддержке со стороны Дмитрия Козака и Алексея Кудрина.


Руководители городов в своем решении одобрили необходимость обращения к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о продлении работы Фонда содействия реформированию ЖКХ на 2018 – 2023 годы.

Второй вопрос был посвящен инвестиционным рискам на территориях муниципальных образований, эффектам деятельности органов местного самоуправления. С большим интересом был выслушан доклад генерального директора Фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова. О путях решения проблемы на основе опыта Рыбинска и Череповца выступили начальник управления экономического развития и инвестиций Администрации города Рыбинска Александр Климов и Мэр города Череповца Юрий Кузин. Поставленная перед собой череповчанами задача покинуть список 319 моногородов за счет реализации новых инвестиционных проектов на сумму свыше 30 млрд. рублей и создания около 6 тысяч новых рабочих мест нашла поддержку и вызвала уважение участников Собрания.

В решении отмечена необходимость проведения анализа инвестиционных рисков, связанных с состоянием нормативной базы, управленческих, институциональных и социально-экономических рисков.

Участники Собрания ознакомились с отчетным докладом, представленным в форме слайд-фильма, заслушали отчет ревизионной комиссии, утвердили план работы на 2017 год.

Исполнительный директор Александр Васильев предложил руководителям городов использовать сайт Союза в качестве нового ресурса органов местного самоуправления. На сайт уже занесено 1380 документов и работа продолжается. Размещены решения всех Собраний, начиная с 1990 года, доклады и презентации, информационные обмены, обращения и ответы федеральных органов государственной власти. В 48 фотоальбомах размещено около 1000 фотографий.

Участники Собрания посетили производственные цеха и музей публичного акционерного общества «Научно-производственное объединение «Сатурн», которое отметило свое 100-летие в 2016 году. За эти годы выпущено более 50 тысяч авиационных двигателей различных модификаций. Предприятие поставляет продукцию в 30 стран мира, являясь признанным лидером высокотехнологичной и наукоемкой промышленности в России. Заместитель Главы администрации города Рыбинска Наталья Гордиенко и директор по персоналу НПО «Сатурн» Дмитрий Барвинок выступили с докладами по вопросу «Эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с промышленными предприятиями города Рыбинска как залог успешного развития территории».

Для участников Собрания были организованы экскурсии на завод «Русская механика», гидротехнические сооружения «ПАО «РусГидро «Каскад Верхневолжских ГЭС», и музей Советской эпохи. Завод Дорожных машин организовал передвижную выставку производимой продукции около здания Администрации города, которая вызвала живой интерес у руководителей и специалистов из городов Союза. На Собрание были приглашены руководители Рыбинска прошлых лет, активно работавшие в Союзе.

Хозяева услышали в свой адрес много благодарственных слов не только от руководителей городов Союза, но и от принявших участие в Собрании представителей межрегиональных ассоциаций – Поволжья и Урала, Союза Российских городов и Международной Ассамблеи столиц и крупных городов.

Все материалы общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России размещены на сайте Союза www.sgorodov.ru

Россия больше чем Европа


27-28 марта в Кракове проходил III Европейский конгресс местного самоуправления «Местное самоуправление перед лицом вызовов ХХІ века». Уже несколько лет Конгресс является платформой для обмена мнениями и местом встречи региональной элиты и лидеров местного самоуправления с представителями бизнеса, науки, неправительственных организаций, министерств и правительственных ведомств. В этом году было организовано более 60 мероприятий: панельных дискуссий, программных блоков, лекций, презентаций, мастер-классов в шести тематических направлениях.

Исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов в рамках мероприятия выступил с докладом на тему «Местное самоуправление и история. Как национальное наследие влияет на институт местного самоуправления?».

«Особенности исторического развития страны, ее традиции, обычаи, национальный менталитет необходимо учитывать при определении формы местного самоуправления. Россия не только Европа, Россия больше, чем Европа. Даже если смотреть с точки зрения географического положения, большая часть России находится не в Европе. Поэтому мы не должны слепо копировать европейские нормы и правила, необходимо реализовывать местное самоуправление с учетом наших национальных особенностей», - прокомментировал Олег Иванов.

Республика Саха (Якутия). Вице-президент АСДГ Роальд Бабун: «Государство не понимает, что такое местное самоуправление»

В рамках мероприятий I съезда депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) прошла встреча известных экспертов в области муниципального управления Роальда Бабуна и Екатерины Шугриной с представителями органов власти республики и Совета муниципальных образований. На встрече также присутствовала народный депутат Республики Саха (Якутия) Гульсум Бейсембаева.

Роальд Владимирович Бабун — заведующий кафедрой муниципального управления НФИ КемГУ, кандидат экономических наук, профессор. Вице-президент АСДГ.

Екатерина Сергеевна Шугрина - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Встречу открыл руководитель департамента по местному самоуправлению Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Василий Сапсай. В своем выступлении он отметил, что Якутия начала переход на местное самоуправление в числе последних регионов и тому было разумное объяснение – в бюджетном кодексе не был предусмотрен механизм финансирования органов муниципальной власти. К тому же изучался опыт других регионов. В 2002 году в Якутии началась муниципальная реформа. Местное самоуправление сначала внедрялось на уровне районов (улусов), что в итоге соответствовало вышедшему в 2003 году Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Зато уже с 1 января 2005 года Якутия в числе немногих регионов перешла на двухуровневую модель, внедрив самоуправление и на уровне поселений, в полном объеме и без переходного периода.

- Мы принципиально решили использовать метод избрания органов МСУ только путем прямых выборов, – подчеркнул Василий Васильевич. Продолжая мысль, он добавил, что в сегодня в республике эта норм закреплена законом без вариативности. Исключением остаются лишь сельские поселения, не являющиеся районными центрами, но там эта возможность оправдана. В 8 муниципальных образованиях была апробирована модель «сити-менеджера», но она себя не оправдала.

Руководством республики уделяется особое внимание местному самоуправлению. Подтверждением тому, является наличие специализированного органа, как департамент по местному самоуправлению, что не в каждом регионе есть. Более того в Якутии существует институт кураторства – за каждым муниципальным образованием (а их 445) закреплен государственный гражданский служащий, который оказывает методическую и консультативную помощь. Помимо сказанного, Правительством Республики Саха (Якутия) оказывается целевая финансовая поддержка муниципалитетов в сфере благоустройства своих территорий. При этом продолжается работа по строительству социальных объектов по все республике.

Свое выступление Роальд Бабун начал со слов «государство не понимает, что такое местное самоуправление». Дело в том, что в стране происходят очень тревожные тенденции, искореняющие местное самоуправление. В Московской области больше нет самоуправления на уровне поселений – там муниципальные районы преобразовали в городские округа, т.е. с единственной администрацией в райцентре. В трети муниципалитетах сегодня мэры назначаются. Фактически мы возвращаемся к авторитарной модели управления, которая тоже может функционировать, но это уже не местное самоуправление. Люди становятся не объектом управления, а субъектом. Но самое печальное, то, что люди зачастую сами не хотят участвовать в управлении, а хотят, чтобы им поставили начальника. И это очень сильно закралось в сознании людей. Пока не будет инициативы от самих граждан, местного самоуправления не будет.
В завершении профессор отметил, что якутские законы и проводимая политика в целом остались верны основным принципам местного самоуправления. «Вы – герои, и у вас нужно учиться остальным регионам России. Но и вам нужно не стоять на месте. Нужно как можно больше вовлекать население в управление на местах. Вовлекать, вовлекать и еще раз вовлекать!»

«Я с Якутией познакомилась 5 лет назад» - начала свою речь Екатерина Шугрина. И с каждым годом Ваша республика все больше не перестает меня удивлять. Будучи в составе жюри всероссийского конкурса на лучшую муниципальную практику, мне казалось, что нет той номинации, в которой не заняла бы призовое место Республика Саха. Проекты «тёплая остановка», «One click», другие проекты - это все очень здорово. Это замечательный пример гражданской инициативы.

На этом работа экспертов не закончилась. Роальд Владимирович встретился со студентами и преподавателями Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. Он рассказал о непростых вопросах, которые стоят перед муниципалитетами в бюджетной области, в сфере благоустройства территорий. Отдельно обозначил проблему развития общественных инициатив, ответил вопросы.

А Екатерина Сергеевна тем временем встречалась уже с будущими юристами СВФУ, с которыми обсудила проблемы в сфере муниципального права.

Проект модельного закона СНГ «Об основах общественного контроля» поддержан Конгрессом

27 марта в Таврическом дворце Санкт-Петербурга Постоянная комиссия Межпарламентской ассамблеи СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления рассмотрела ряд проектов модельных законов СНГ. В дискуссии участвовал Президент Конгресса Виктор Кидяев, который высказался в поддержку модельного закона СНГ «Об основах общественного контроля». Проект модельного закона комиссия готовит к представлению на Межпарламентской ассамблее СНГ.

Также комиссия рассмотрела:
  • проект Методических рекомендаций по правовому регулированию и организации межмуниципального сотрудничества;
  • проекты модельных законов «Об автомобильном транспорте» и «О стратегическом прогнозировании и планировании», модельного Кодекса государственной и муниципальной службы для государств – участников СНГ, а также документов в сфере устойчивого развития.

Члены комиссии подвели итоги работы в 2016 году, обсудили дальнейшие шаги по подготовке проекта юридического словаря терминов, используемых при подготовке законодательных актов в сфере государственного строительства и местного самоуправления. Далее собравшиеся рассмотрели перспективы участия в 14-й Европейской конференции органов администрирования выборов на тему «Эффективные избирательные органы и демократические выборы» (15-16 мая 2017 года).

В повестку заседания также были включены вопросы взаимодействия комиссии с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований. С основным докладом выступил Президент Конгресса Виктор Кидяев. Он подчеркнул, что для Конгресса очень важно наблюдать за формированием модельного законодательства для всех стран СНГ и иметь возможность высказать свое мнение, тем более, что актуальные повестки Конгресса и комиссии во многом совпадают.

«Прежде всего, хотел бы отметить тему общественного контроля, которая сегодня находится в зоне внимания Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Общественный контроль позволяет снижать социальную напряженность и привлекать критически настроенных граждан к созиданию лучшего качества жизни в муниципалитетах, к совместной работе с органами власти», - сообщил Президент Конгресса.

Также большой интерес для муниципального сообщества России может представлять обширный сравнительно-правовой анализ жилищного законодательства государств – участников СНГ и мониторинг практики его применения.

Со своей стороны Конгресс предложил членам комиссии рассмотреть возможность проведения совместной конференции с участием представителей местного самоуправления стран СНГ. В рамках этого мероприятия предлагается провести тематические дискуссии и круглые столы, в том числе по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса и организации управления в области окружающей среды на муниципальном уровне. Также Конгресс считает важным организовать обмен опытом между муниципалитетами стран СНГ и их национальными ассоциациями по вовлечению жителей в решение вопросов местного значения.

ТОСЭРы привлекут инвесторов в моногорода и ликвидируют безработицу

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера приступил к разработке рекомендаций по итогам парламентских слушаний на тему: «Актуальные задачи развития моногородов», которые состоялись в минувшую пятницу. Документ, который подготовят парламентарии, включит меры по повышению эффективности реализации приоритетной государственной программы «Комплексное развитие моногородов». Данные рекомендации будут направлены в Правительство Российской Федерации и в исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Председатель Комитета Дмитрий Азаров подчеркнул, что сегодня социально-экономическому развитию моногородов федеральная власть уделяет особое внимание: Президент Владимир Путин отнёс поддержку моногородов к числу долгосрочных государственных приоритетов. Это находит отражение и в деятельности парламентариев, работающих в тесной координации с исполнительной властью. «Совсем недавно Совет Федерации в рамках «правительственного часа» с участием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова рассмотрел вопрос «О мерах Правительства Российской Федерации по реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Игорь Иванович Шувалов обстоятельно проанализировал проделанную Правительством работу по поддержке и развитию моногородов, обозначил основные направления будущей деятельности в заданном направлении. По итогам «правительственного часа» палата приняла Постановление», – рассказал парламентарий.

Дмитрий Азаров напомнил, что сегодня в России насчитывается 319 моногородов, в которых проживает около 14 миллионов людей, то есть десятая часть от общей численности граждан страны. «Экономика моногородов в силу своей узкоотраслевой специфики особенно чувствительна к условиям быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Поэтому крайне важно принять эффективные меры по диверсификации экономики таких территорий, включая становление и развитие малых и средних предприятий в непрофильных сферах, внедрение и развитие инноваций, создание рабочих мест по широкому спектру непрофильных специализаций», – пояснил сенатор.

Для развития моногородов были созданы два эффективных инструментария.
  • Первый – некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», которая софинансирует расходы регионов и муниципалитетов по созданию инженерной инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов.
  • Второйй – возможность формировать территории опережающего социально-экономического развития во всех моногородах, закреплённая летом 2016 года в Федеральном законе.

Резидентам ТОСЭР предоставляются налоговые льготы, предусматриваются сниженные тарифы по страховым взносам, устанавливается сниженная арендная плата, режим работы свободной таможенной зоны. Всё это способствует притоку инвесторов, увеличению числа рабочих мест и улучшению качества жизни людей на монопрофильных территориях. В то же время Дмитрий Азаров сообщил, что Правительство России пока не внесло изменений в Правила создания ТОСЭР, корреспондирующих законодательным нормам, и призвал коллег из Правительства обратить на это внимание.

Важную роль в социально-экономическом развитии моногородов играет комфортная среда проживания, заявил Дмитрий Азаров. «Вопросы благоустройства территорий сейчас, в Год экологии, особенно актуальны. По Поручению Президента в нынешнем году из федерального бюджета на цели благоустройства выделена беспрецедентная сумма – 20 млрд. рублей. Причём три четверти этой суммы заложены благодаря активной работе Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», реализующей проект «Комфортная городская среда». Данные средства пойдут на обеспечение уюта и комфорта наших населённых пунктов, а распределяться будут с учётом мнений и пожеланий жителей. В апреле ожидается выделение дополнительных средств. Такое внимание руководства страны к сфере благоустройства полностью соответствует запросу общества», – пояснил парламентарий.

Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис назвал комфортность, уютность и безопасность городской среды важными факторами привлечения инвестиций в моногорода, а также перечислил основные преимущества программы «Пять шагов благоустройства», которая показала высокую эффективность и реализация которой проходит синхронно с проектом «Комфортная городская среда».

Об основных задачах и перспективах реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» подробно рассказал директор Департамента регионального развития Минэкономразвития России Игорь Егоров: «В ноябре минувшего года утверждён паспорт Программы, обозначены основные проекты и мероприятия. До конца 2018 года планируется привлечь в основной капитал моногородов порядка 170 млрд. рублей инвестиционных средств и создать в моногородах свыше 230 тысяч рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями». Пока, на текущий момент, инвестиционный оборот моногородов составляет 18 млрд. рублей. А главную цель Программы её руководитель Ирина Макиева обозначила как снижение зависимости социально-экономического благополучия моногородов от градообразующих предприятий.

Важнейшим блоком парламентских слушаний стали выступления представителей российских регионов и муниципалитетов. География гостей простиралась от Дальнего Востока до западных границ России. Целый ряд важных предложений прозвучало из их уст: снижение минимальной суммы вклада в проект с 5 млн. рублей до 2,5 млн. рублей, расширяющее круг потенциальных инвесторов, сокращение количества проверок субъектов предпринимательской деятельности в ТОСЭРах и внесение изменений в Положение о предоставление этим территориям мер поддержки, наведение порядка в статистических данных и многое другое. Наиболее рациональные инициативы Комитет оформит как рекомендации, которые будут направлены в Правительство Российской Федерации, органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Совместно с Государственной Думой будет изучена необходимость внесения изменений в действующее законодательство, причём целесообразность этих изменений парламентарии намерены обсудить с жителями и общественными организациями.

Подводя итоги парламентский слушаний, Дмитрий Азаров подчеркнул важность синхронизации всех мер, которые принимаются для социально-экономического развития моногородов. «Устойчивое опережающее развитие моногородов – зона ответственности и федеральной, и региональной, и муниципальной власти. От совместной профессиональной, ответственной и слаженной работы зависят и достижение высоких социально-экономических результатов деятельности моногородов, и создание комфортных условий для граждан нашей страны», – заключил сенатор.

Система мониторинга концессий в ЖКХ

К углубленному мониторингу концессий на коммунальных объектах приступил Минстрой России. Об этом 23 марта сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Правила мониторинга концессионных соглашений были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с ними разработан функционал ГАС «Управление», теперь сотрудники ведомства в режиме онлайн могут контролировать ключевые показатели концессий в водо-, теплоснабжении и водоотведении. Правила мониторинга реализации концессионных соглашений предусматривают анализ концессий на предмет соблюдения сторонами взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий соглашения. В течение 10 рабочих дней с момента заключения концессии и далее каждые полгода концендент обязан предоставлять в электронном виде информацию о соглашении, при этом сведения обо всех юридически значимых событиях, таких, как внесение изменений в соглашение, его расторжение, ввод объектов в эксплуатацию и так далее должны предоставляться концендентом в течение 10 рабочих дней с момента события.

«Открытость информации и прозрачность – важнейшее условие инвестиционной привлекательности отрасли. Мониторинг концессий необходим всем участникам процесса - как региональным и федеральным властям, так и самим концессионерам. При помощи системы мониторинга мы получаем объективные и оперативные данные о реализации концессий в субъектах федерации и можем онлайн получить информацию о возникающих проблемах. Кроме того, мониторинг позволит объективно оценить эффективность работы инвестора - значительная часть работы коммунального предприятия не очевидна потребителю: если вы своими глазами не видели замену коммунальных сетей и не получили отчета о таких работах, вы будете сомневаться в их проведении. А открытый и объективный мониторинг выполнения инвестором своих обязательств, с одной стороны, ужесточит контроль за предприятиями, а с другой - даст им объективную оценку»,- прокомментировал Андрей Чибис.

Губернаторы и депутаты получат право изменять статус городских округов и поселений

Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, позволяющий губернаторам и депутатам изменять статус городских округов, городских и сельских поселений, что ранее решалось прямым голосованием.

«Закон предполагает наделение полномочиями губернаторов и депутатов всех уровней (от сельского поселения до городского округа, районных центров) самим принимать решение, что будет с поселениями, которые, с нашей точки зрения, являются неперспективными», — приводит ТАСС объяснение первого зампредседателя думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирины Гусевой, депутата от партии «Единая Россия».

В рамках второго чтения депутаты поддержали норму, которая позволит сохранять на территории городского округа не только сельские населенные пункты (как позволяет действующая редакция), но и городские. «Только губернатор вместе с народно избранными депутатами, которым люди доверили в том числе эти поселения, принимают решение и на себя берут ответственность за то, что с этим поселением делать: объединять, делать это поселение самодостаточным, подтягивать туда федеральные программы. Мы предлагаем схему принятия решения — городские округа»,— сказала депутатт.

По ее словам, изменения служат интересам жителей, которые стремятся к «качеству жизни». «Жители хотят, чтобы в поселении был газ, школа, детский сад, дороги, которые есть не всегда. И поэтому бюджет поселения, не являясь самодостаточным, главную задачу — качество жизни — не всегда может выполнить», — подчеркнула депутат.

Съезд Совета муниципальных образований Красноярского края

В Красноярском крае прошел IX съезд Совета муниципальных образований края, который проходит в Большом концертном зале Красноярской краевой филармонии.

Совет объединяет 575 муниципальных образований, в том числе 17 городских округов, 44 муниципальных района, 27 городских и 487 сельских поселений. Высшим органом управления Совета является общее собрание его членов — съезд, на котором подводятся итоги работы, определяется вектор развития муниципальных образований на ближайшую перспективу, обозначаются приоритетные направления деятельности.

Председатель Законодательного Собрания края, выступая на съезде, отметил, что с прошлого года претворяется в жизнь программа поддержки муниципальных образований, которые предложили комплексные программы развития своих территорий применительно к сельскому хозяйству и социальной инфраструктуре.

Набирает популярность в Законодательном Собрании такая важная форма работы с территориями, как «муниципальный час», когда главы, выступая на сессии, могут поделиться своими заботами, болями, рассказать об опыте, который может быть воспринят в крае в целом, и показать себя с лучшей стороны.

С основным докладом на съезде выступил председатель Совета муниципальных образований, глава Красноярска Эдхам Акбулатов. Он рассказал о состоянии местного самоуправления в Красноярском крае и перспективах его развития в современных экономических условиях. Участники форума также проанализировали современный этап развития в нашем регионе института территориального общественного самоуправления.

Общественный совет при Главном управлении территориальной политики Московской области обсудил процесс формирования городских округов


21 марта состоялось очередное заседание Общественного совета при Главном управлении территориальной политики Московской области. В мероприятии приняли участие руководящий состав ведомства, заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов, заведующая кафедрой политической социологии Российского государственного гуманитарного университета Наталья Великая, заместитель директора Института общественного проектирования Александр Зябрев, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов, директор региональных проектов Центра прикладных исследований и программ Антон Садкин.


На заседании рассматривались вопросы, связанные с формированием городских округов на территории Московской области, ход проведения избирательной кампании на выборах в органы местного самоуправления 26 марта 2017 года, а также роль Общественного совета в этих процессах..


Председатель Общественного совета при Главном управлении территориальной политики Московской области Владимир Шаповалов отметил, что в регионе проводится системная работа по совершенствованию органов местного самоуправления, направленная на повышение эффективности муниципальной власти. «Процесс формирования городских округов в Московской области набирает обороты, и я прошу участников сегодняшнего заседания активнее включаться в эту работу, принимать участие в публичных слушаниях, формировать предложения для органов местного самоуправления по улучшению качества жизни на территориях», – отметил Владимир Шаповалов.


Кроме того, члены Общественного совета обсудили возможность расширения своего состава с целью выдвижения и обсуждения общественных и управленческих инициатив.

По материалам сайта Правительства Московской области

АРЧК ДВ объявляет о запуске конкурса идей «Дальневосточный гектар»

23 марта 2017 года стартовал конкурс на лучшую идею по использованию земельных участков, полученных по программе «Дальневосточный гектар». Инициатором всероссийского конкурса выступает Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ) при поддержке Минвостокразвития России и Общественного совета Минвостокразвития России. Победители конкурса идей получат возможность представить свои проекты на Восточном экономическом форуме.

«АРЧК ДВ уже второй раз проводит Конкурс идей - в прошлом году экспертную оценку прошли более 500 работ, некоторые из которых стали основой для составления типовых бизнес-планов, которые сегодня доступны каждому гражданину на сайте Агентства», - рассказал Генеральный директор АРЧК ДВ Валентин Тимаков. «Наша цель – выявить и продвигать лучшие идеи по использованию «дальневосточного гектара».

На Конкурс идей 2017 года работы принимаются по номинациям:
  • Малоэтажное жилищное строительство
  • Сельское хозяйство
  • Туризм и рекреация
  • Инновационные/технологичные решения
  • Экологическая и социально ориентированная деятельность

Победителей ждут именные сертификаты и ценные подарки от партнеров конкурса. Так, Всемирный фонд дикой природы поддержит номинацию по экологической и социальной деятельности специальным грантом, а компания «Дубль Дом» предоставит победителям сразу нескольких номинаций сертификаты на покупку дома. Инвестиционная компания «КРЭСКО Финанс» в качестве приза для номинации по инновационным и технологическим решениям приготовила современный квадрокоптер, а «Росстройконсалтинг» поможет победителям разработать бизнес-модель или товарный знак.

С положением о Конкурсе идей и призами по номинациям можно ознакомиться на сайте Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Конкурсные заявки принимаются через форму, размещенную по адресу http://hcfe.ru/contest/. К оформлению презентации предъявляются минимальные требования, чтобы не ограничивать творческий подход авторов идей.

Напоминаем, Конкурс идей проводится в целях популяризации программы «Дальневосточный гектар», разработанной Минвостокразвития России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Государственная программа предоставляет каждому гражданину России право на получение земельного участка, площадью до 1 га, на Дальнем Востоке бесплатно. С 1 июня 2016 года программа вступила в действие для дальневосточников, а с 1 февраля 2017 года – для всех граждан России.

Выходит в свет новый номер журнала РМП

Выходит в свет новый номер журнала РМП.
В спецпроекте "Муниципальная карта России" будет представлен Красноярский край.

В Ярославле пройдёт первый Всероссийский форум территориального общественного самоуправления

На заседании Палаты городов-центров субъектов страны, которое состоялось в Государственной Думе в начале марта, президент общероссийского конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев в своем выступлении рассказал о развитии территориального общественного самоуправления (ТОС). Он подчеркнул, что это важная форма гражданской активности, которую нужно поддерживать и привлекать к решению городских проблем. Первый общероссийский форум «Лучшие практики ТОС» пройдёт в мае в Ярославле.

- В Ярославле есть эффективные проекты по вовлечению жителей в благоустройство. В области реализуется губернаторская стратегия «Решаем вместе». На ее основе разработана городская программа ремонта дворов и зон отдыха. Люди выходят со своими предложениями, местная власть поддерживает их начинания и выполняет работы с учетом мнения горожан. Люди готовы участвовать не только словом, но и делом. Это, конечно, самым благоприятным образом скажется на дальнейшем отношении горожан к лично установленным лавочкам или высаженным деревьям, - рассказал о ярославском опыте мэр города Владимир Слепцов.

Столицы регионов предложат поправки в федеральные законы


Главы региональных столиц – члены Палаты городов – центров субъектов Федерации Общероссийского Конгресса муниципальных образований впервые собрались вместе на открытой площадке в Государственной Думе. Обсуждали опыт и проблемы благоустройства городских пространств, стратегического и территориального планирования и стратегического развития городов, поддержки территориального общественного самоуправления, эффективность государственного надзора и другие наболевшие и актуальные вопросы. Выступили главы Хабаровска, Улан-Удэ, Иванова, Брянска, Чебоксар, Челябинска и других городов, заместители губернаторов Воронежской, Костромской и Брянской областей. По итогам работы Палата примет пул рекомендаций к федеральным властям по совершенствованию законодательства.

Событие состоялось 2 марта в Государственной Думе. 54 региональных столицы представляли более 70 человек из всех федеральных округов. Заседание Палаты провели президент Конгресса, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев и председатель Палаты – президент Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, вице-президент Конгресса, мэр г.Хабаровска Александр Соколов. Также участвовали представители Администрации Президента России, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Минюста, Минэкономразвития и Минфина, делегаты от органов исполнительной власти субъектов России, эксперты и СМИ.

Как сообщил Александр Соколов, накануне заседания был проведен опрос членов Палаты. Выявлено около 180-ти проблемных вопросов, которые предлагается решать на площадке Палаты. Количество проблем объясняется тем, что региональные столицы являются «лицом субъектов Федерации», и поэтому до 90% своих бюджетов должны направлять на поддержание своих статусов. Мэр Хабаровска заострил внимание на низком уровне собственных налоговых доходов муниципалитетов, что препятствует развитию социального обеспечения граждан и не позволяет муниципалитетам в полной мере поддерживать общественные инициативы. По мнению докладчика, также следует принять правовые, финансовые и организационные меры для создания муниципальных служб охраны общественного порядка (в связи с сокращением государственного финансирования участковых служб полиции), скорректировать перечень муниципальных полномочий для внедрения технологий «безопасного города». Ветшание жилья Президент Палаты назвал катастрофическим и, в частности, предложил продлить действие Федерального закона № 185 от 21.07.2007 на следующий бюджетный период.

Другие члены Палаты поддержали предложения Председателя и внесли ряд своих. В конце дискуссии члены Палаты приняли за основу предложенный проект Резолюции, который будет доработан с учетом высказанных предложений.

Как сообщил президент Конгресса – первый замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев, Палата собралась впервые – и впервые главы самых больших городов встречаются на открытой федеральной площадке, полностью посвященной их проблемам и перспективам.

В отличие от разовых совещаний по муниципальным проблемам, Палата является постоянным рабочим органом Конгресса, может оперативно корректировать свою повестку и вести мониторинг выполнения принятых решений. Кроме того к работе Палаты Конгресс подключает свои отраслевые Комитеты во главе с депутатами Государственной Думы, сенаторами и членами Общественной Палаты РФ, заинтересованные органы федеральной и региональной власти, представителей полпредств Президента России в федеральных округах.

«Региональные столицы – это локомотивы российской экономики, кузницы кадров, производственные центры. Поэтому к центрам субъектов требуется особый подход и особое внимание. Тем более хочется, чтобы все темы сегодняшней встречи воплотились в конкретные дела и действия ради процветания наших городов и блага их жителей», - сказал Кидяев, открывая мероприятие.

Отдельно члены Палаты обсудили «больную» тему контроля и надзора за деятельностью муниципальных учреждений. По их мнению, во многих регионах возрождается проблема бессмысленных и непомерных штрафов, когда проверяющие органы выявляют недостатки, связанные с нехваткой финансирования, передают материалы в суд и добиваются наложения штрафа на администрацию, иногда в размере сотен тысяч рублей, тем самым вгоняя организацию в еще большие финансовые проблемы.

В связи с этим президент Конгресса обратился к представителям Минюста с просьбой начать мониторинг контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов.

«Несколько лет назад мы решили похожую проблему избыточного контроля, законодательно ограничив возможность штрафовать местных глав. Сейчас мы видим, что растет число штрафов в адрес администраций. Накапливаются судебные решения, которые муниципалитеты не могут выполнить, потому что в местных бюджетах нет денег на эти цели. Мы пригласили Минюст к участию в этом деле, совместный мониторинг поможет увидеть масштаб проблемы и начать работу по ее устранению», - сообщил Кидяев.

Особый блок выступлений на Палате был посвящен вовлечению общества в жизнь российских городов, развитию института территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС представляет собой один из самых серьезных инструментов непосредственной демократии, форму самостоятельного и ответственного продвижения населением собственных инициатив по вопросам местного значения, контроля над выполнением органами власти взятых на себя обязательств. Базой для создания ТОС чаще всего является институт старших домов, дворов, председателей уличных (квартальных) комитетов, ТСЖ и ЖСК.

По данным на 2016 год, в России насчитывается более 35,3 тысячи организаций ТОС, из которых более 4,5 тысячи - юридически зарегистрированных.

«Добровольчество и волонтёрство особенно актуальны для крупных городов. Не секрет, что население там более разобщено, часто люди не знают своих соседей по лестничной клетке. Вовлечь граждан в решение местных вопросов, оказание городу социально значимых услуг – крайне важно для муниципалитета. Поэтому мы подготовили резолюцию, в которой призвали всех участников государственного и муниципального управления оказывать содействие ТОСам», - сообщил Кидяев.

Формы поддержки ТОС могут быть разнообразными. В первую очередь – это обучение, распространения просветительских программ, формирующих у граждан правовые знания, желание участвовать в решении проблем своего муниципалитета. В «материальном» плане – это содействие в получении ТОСами грантов на общественно полезные проекты, поддержки инициатив ТОС за счет местных бюджетов и материальной базы в муниципалитетах.
От редактора
От редактора"Журнал "Российская муниципальная практика" информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.
РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Анонсы
Новости МСУ От редактора О журнале Проекты РМП Контакты
Наши партнеры Архив номеров Карта сайта © 2009-2017 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru