|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости МСУ |
|
|
Контакты |
Объединенная промышленная редакция
Журнал "Российская муниципальная практика"
Адрес:
123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 39, офис 310
Телефоны:
(495) 778-14-47
+ 7 901 578-14-47
+ 7 964 765 57 06
E-mail:
tagen@bk.ru
doc@promweekty.ru
Интернет: www.russmp.ru
|
|
О журнале |
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится
информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен
передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими
предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на
повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности
бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..
|
|
|
Особый испытательный центр |
Компания «ГЦМО ЭМС» из ОЭЗ «Технополис Москва» запустила
современный центр для испытаний новой техники на
электромагнитную совместимость – способность работать, не
создавая электромагнитных помех, опасных для другой техники
или человека.
Об этом сообщил генеральный директор ОЭЗ «Технополис
Москва» Геннадий Дегтев. Испытания по параметрам
электромагнитной совместимости, или ЭМС – важный этап в
создании любой техники. Требования к ЭМС строго обязательны
и жёстко регламентируются стандартами. Если приборы не
соответствуют им, их нельзя использовать, они могут вызывать
помехи и аварии.
«Компания «ГЦМО ЭМС» размещается на территории ОЭЗ «Технополис
Москва» с 2018 года. Удобство логистики и современная
инфраструктура площадки «Печатники» ОЭЗ Москвы помогли
предприятию построить и оснастить в соответствии с
последними мировыми тенденциями одну из самых крупных в
Москве испытательных лабораторий по ЭМС, площадью почти
тысячу квадратных метров. В ней используется
высокотехнологичное испытательное и измерительное
оборудование собственного и зарубежного производства,
необходимое для электромагнитных испытаний любой сложности»,
– рассказал генеральный директор ОЭЗ «Технополис Москва»
Геннадий Дегтев.
Испытательная полубезэховая камера в новой лаборатории «ГЦМО
ЭМС» позволяет проводить измерения ЭМС полного цикла в
соответствии с нормативно-техническими документами. Камера
оснащена экранированной системой видеонаблюдения,
антенной-мачтой и съемным тестовым столом для испытаний
технических средств. Это могут быть как простые бытовые
приборы, так и сложные системы для аэрокосмической,
автомобильной и военной промышленности весом до трех тонн.
Также в центре функционирует площадка для испытаний
крупногабаритных технических средств и участок для ремонта и
оперативной диагностики техники, не прошедшей тесты на ЭМС.
Кроме того, специалисты «ГЦМО ЭМС» выполняют сопутствующие
работы по обеспечению испытаний, например, аттестацию
оборудования. «ГЦМО ЭМС» еще производит экранированные и
безэховые камеры, осуществляет экранирование
производственных и лабораторных помещений, их
проектирование, монтаж и аттестацию. Предприятие проводит
диагностику и ремонт, поставку оборудования и технических
средств спутниковой связи, измерительных комплексов и
радиоэлектронной аппаратуры, имеет свой участок разработки
отдельных видов испытательного оборудования.
«ГЦМО ЭМС» сотрудничает с разработчиками автоэлектроники,
энергетического оборудования, железнодорожной автоматики.
Особая экономическая зона «Технополис Москва»,
подведомственная Департаменты инвестиционной и промышленной
политики Москвы, включает в себя пять площадок общей
площадью 223,3 га: одна в Печатниках и четыре в Зеленограде
– «Алабушево», «Микрон», «МИЭТ», «Ангстрем».
Для резидентов
предполагаются особые меры поддержки, например,
они освобождаются от уплаты имущественного, транспортного,
земельного налога, таможенных пошлин. Ставка налога на
прибыль для них составляет всего два процента. Также
действуют льготы по аренде земли, выделенной под
строительство предприятия, а по его завершении
предоставляется возможность выкупить арендованный земельный
участок за один процент от его кадастровой стоимости.
|
Единая экосистема |
Принцип «одного окна» - для резидентов ОЭЗ «Технополис Москва»
Экосистема ОЭЗ Москвы выходит на новый цифровой уровень:
отчетность резидентов и взаимодействие с управляющей
компанией переведут в онлайн формат, а для кооперации
резидентов друг с другом создадут электронный маркетплейс,
сообщил генеральный директор особой экономической зоны
столицы Геннадий Дегтев на встрече с резидентами.
«В ОЭЗ Москвы создается единая экосистема, которая включает
в себя консалтинг, инновационную инфраструктуру, транспорт и
логистику, хозяйственное обеспечение, цифровизацию многих
процессов. В 2021 году для удобства резидентов более 150
сервисов перевели в режим одного окна и оцифровали, ими уже
воспользовались свыше 2000 раз», - отметил Геннадий Дегтев.
На встрече резиденты и представители управляющей компании
ОЭЗ обсуждали вопрос о промышленной кооперации. Предприятия
предложили создать своего рода маркетплейс внутри ОЭЗ «Технополис
Москва», где они могли бы приобретать или предлагать свои
услуги и продукцию соседям по площадке на максимально
выгодных условиях.
Потенциал для усиления производственных связей есть: по
результатам опроса 70% компаний готовы разместить информацию
о своих мощностях, на которых они могут выполнять сторонние
заказы, то есть организовывать контрактное производство.
Готовы резиденты и к предложению своих товаров в системе
городского заказа.
Предприятия поддержали и идею создания специального
приложения ОЭЗ «Технополис Москва» для работы в личном
кабинете резидента, заказа услуг и получения актуальной
информации в простом и удобном виде.
Участники встречи узнали о нововведениях, которые уже
внедрены или только планируются к запуску в ОЭЗ «Технополис
Москва». Так, с лета 2021 года был внедрен электронный
документооборот, в настоящее время 95% компаний работают в
нем. А в 2022 году в ОЭЗ полноценно заработает
автоматизированный сбор отчетности по результатам
деятельности резидентов. Как отметил Геннадий Дегтев,
резидентам станет проще отчитываться по выполнению
инвестиционного проекта.
На встрече компаниям также рассказали о возможностях,
которые предоставляются в столичной ОЭЗ, и о городских мерах
поддержки для промышленных высокотехнологичных компаний.
Например, 2021 году резиденты подали 44 заявки на субсидии,
из которых каждая вторая была одобрена. В результате
компании получили более 69 миллионов рублей, в том числе на
обучение сотрудников, а также на оплату коммунальных услуг и
приобретение оборудования, на поддержку экспорта.
В этом году у резидентов строительные работы пойдут быстрее.
Срок рассмотрения заявки на их проведения планируется
сократить в шесть раз – с 30 до 5 пяти дней.
За последний год к технологическому сообществу ОЭЗ
присоединились еще 15 резидентов, таким образом их общее
число превысило 90. Новые резиденты уже приступили к
реализации инвестиционных проектов и вложили в производства
на территории ОЭЗ Москвы более 9 млрд руб. Они планируют
создать более 1,5 тыс. рабочих мест.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» включает в
себя пять площадок общей площадью 223,3 га: одна в
Печатниках и четыре в Зеленограде – «Алабушево», «Микрон», «МИЭТ»,
«Ангстрем». Для резидентов предполагаются особые меры
поддержки, например, они освобождаются от уплаты
имущественного, транспортного, земельного налога, таможенных
пошлин. Ставка налога на прибыль для них составляет всего
два процента. Также действуют льготы по аренде земли,
выделенной под строительство предприятия, а по его
завершении предоставляется возможность выкупить арендованный
земельный участок за один процент от его кадастровой
стоимости.
|
Общественная палата РФ. «Муниципальную реформу» эксперты считают "сырой" |
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по
территориальному развитию и местному самоуправлению провела
общественную экспертизу проекта федерального закона №
40361-8 «Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти» и
актуальных вопросах муниципального строительства».
В рамках мероприятия обсудили указанный проект федерального
закона, подготовленного в развитие положений Конституции
Российской Федерации о единой системе публичной власти и
направленного на совершенствование организации местного
самоуправления в Российской Федерации, принятого в первом
чтении.
В слушаниях участвовали представители министерств и
ведомств, руководители законодательных и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, руководители муниципальных образований, ведущие
ученые и эксперты, представители общественности и средств
массовой информации. Модерировал мероприятие, Андрей
Максимов, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по
территориальному развитию и местному самоуправлению,
Председатель экспертного совета Союза российских городов.
Палитра мнений
Нет никаких объективных поводов для проведения "реформы"
муниципальной (местной) власти, которую пытаются осуществить
вслед за региональной, считает президент Российской
муниципальной академии Светлана Юркова.
Она не считает, что действующий ФЗ №131, по которому и живет
местное самоуправление, является "лоскутным одеялом" (определение
было подхвачено с подачи соавтора законопроекта Павла
Крашенинникова). Точнее, в этом "лоскутном одеяле" нет
ничего страшного.
"Не соглашусь, что 131-й закон – лоскутное одеяло. Там все
инструменты для решения проблем есть. Почему не остановить
это безумие?! Все будут ввергнуты в пучину законодательной
работы. Нам что, делать нечего? Бюджетный кодекс тоже весь с
поправками – тоже лоскутное одеяло? Может быть, просто
увеличить финансирование муниципалитетов? Наделить финансами
глубинку, где еще есть люди? Хотите перераспределить
полномочия? Пожалуйста, закон этого не запрещает!" –
заявила Юркова на общественных слушаниях законопроекта в
Общественной палате России.
Кстати, у многих экспертов на слушаниях вызвал недоумение
тот факт, что обсуждение именно самой концепции
законопроекта проходит уже после первого чтения в Госдуме,
то есть когда концептуально документ одобрен.
Большинство представителей общественных организаций,
муниципалитетов и депутатов признались на общественных
слушаниях, что "спокойно выдохнули" в пятницу, когда стало
известно о переносе второго чтения на конец текущей сессии
Госдумы.
О том, что законопроект крайне противоречивый, говорит
невероятное количество поправок и предложений, поступающих
из регионов и от самых разных уровней власти и общества.
Так, только три первых ассоциации муниципалитетов,
выступивших на слушаниях, заявили о тысяче (или цифре
близкой к этой) поступивших поправок. Причем это не только
замечания "юридико-технического характера", как любят
говорить в Госдуме: это поправки именно в концепцию
законопроекта.
"Мы с пятницы немного вздохнули. Есть время подумать. Хотя
мы свою позицию уже подготовили и отправили во все органы
власти. Многие наши поправки обсуждают очень активно. Мы
получили около 900 поправок и подготовили заключение", –
рассказала генеральный директор Союза российских городов
Александра Игнатьева.
Председатель экспертного совета корпоративной некоммерческой
организации "Союз российских городов" Андрей Максимов
сообщил, что исследование о возможном преобразовании
муниципальной системы из двухуровневой в одноуровневую было
только одно, в 2018 году. Тогда на 17 кейсах-вопросах
эксперты посмотрели, к чему приведет изменение. И к
однозначному выводу не пришли. "Эффективность управленческой
команды имеет гораздо большее значение, чем формат системы.
Неоднозначен даже вывод об оптимизации бюджетных затрат. В
то же время мы видим, что происходит укрупнение
муниципальных образований во всем мире", - говорит Максимов.
Он отметил, что нет никаких гарантий, что предлагаемый
законопроект приведет к активному перераспределению
полномочий (и финансовых потоков, что даже важнее),
поскольку сейчас такая возможность уже есть, но ей
пользуются единицы регионов: "К сожалению, законопроект в
первом чтении – это эффект перевернутой пирамиды. Очень мало
вопросов, особенно обеспеченных бюджетом, предложено
оставить на уровне муниципальных образований. Все будет
решать региональная власть. Институт перераспределения
полномочий использует около половины регионов. Но самые
важные перераспределены только в десятке субъектов. В
абсолютном большинстве этот механизм используется очень
компактно".
Александра Игнатьева, Генеральный директор Союза российских
городов в ходе своего выступления подробно остановилось на
итоговом документе, выработанном по итогам проведения
Всероссийского совещания 31 января 2022 г - заключении Союза
Российских городов, Ассоциации сибирских и дальневосточных
городов, Ассоциации городов Поволжья, Союза городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации города Урала на проект
Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти». Особое
внимание она уделила полномочиям муниципальных образований в
единой системе публичной власти.
Глава комитета ГД по местному самоуправлению Алексей Диденко
согласен и добавляет: "Со сменой губернатора ситуация в
плане перераспределения полномочий в регионе очень сильно
меняется". "Пусть кто-нибудь мне скажет, что это не
посягательство на полномочия муниципалитетов. Действует
презумпция недоверия органам местного самоуправления", –
говорит Диденко.
Сардана Авксентьева, депутат Госдумы и экс-мэр Якутска,
констатировала, что даже там, где полномочия передаются
муниципалитетам, власти не всегда спешат выделить и деньги
(и нет никаких предпосылок, что ситуация изменится): "Как бы
мы ни прописали, что все передаваемые полномочия должны идти
со 100-процентным финансовым обеспечением, все равно здесь,
как говорится, кто как посмотрит. Та же "собачья проблема"
сейчас: в корне проблемы лежит вопрос передачи полномочий
без финансового обеспечения".
Источники:
сайт: https://www.nakanune.ru/
сайт: https://urc.ru/
|
Решили не торопиться |
Комитет по государственному строительству и
законодательству предложит Совету палаты отложить на июнь
второе чтение законопроекта о местном самоуправлении и
продолжить сбор поправок.
О том, с чем связано это решение и вокруг каких рассказал
председатель комитета и соавтор документа Павел
Крашенинников.
— Сколько поправок поступило к законопроекту на данный
момент?
— Более сотни. И у нас есть очень много различных официально
не оформленных предложений. Они звучат в СМИ, из интернета,
кроме того, мы находимся в постоянном контакте с
губернаторами, с коллегами из органов МСУ. Мне кажется, что
это хорошо, когда процесс прозрачен, общество видит, какие
ведутся дискуссии, какие есть проблемные зоны.
— Какие положения вызывают наибольшие споры?
— Один из главных дискуссионных вопросов — это, конечно,
полномочия. В первом чтении мы приняли такую схему: у нас
есть непередаваемые полномочия и есть полномочия, которые
регион может передать на местный уровень. Логика такая:
нужно сделать минимальный перечень передаваемых полномочий,
чтобы хватило денег. Если вдруг субъект федерации решил
какие-то полномочия добавить, то, конечно, они должны быть
обеспечены финансово, кадрово, организационно и т. д.
Поэтому мы указали минимальный перечень. При этом одни
коллеги говорят, что это правильно, а другие спрашивают: «А
где у нас школы, поликлиники, библиотеки и т. д.?» У них
создается впечатление, что у муниципалитетов что-то
отбирают. Мы же, наоборот, считаем, что, если субъект что-то
предлагает сделать муниципалитетам самим, он должен это
обеспечить. Сейчас, полагаю, необходимо идти по пути
добавления третьего вида полномочий, который мы условно
назовем полномочиями совместного ведения — муниципалитетов и
субъектов. Вот там как раз окажутся школы, библиотеки, часть
медицины, детские учреждения и т. п. Все эти вопросы
муниципалитеты и регионы будут решать совместно с точки
зрения финансов, кадров и т. д.
— Законопроект много критиковали за то, что он может сделать
органы власти недоступными для населения из-за перехода к
одноуровневой системе МСУ. Можно ли решить эту проблему
поправками ко второму чтению?
— Это, конечно же, один из самых важных вопросов. Поселения
не должны уходить из органов МСУ. И тем более его никто не
хотел ликвидировать. Поэтому мы говорим о том, что вполне
возможно создание органов МСУ и на базе поселенческого
уровня. Но это не значит, что они должны подчиняться в
данном случае районному уровню МСУ. Если они значимые, если
они могут объединить в себе какие-то другие территории, то
тогда можно на их базе это все организовывать. Если мы с
этим соглашаемся, то у нас возникает большое количество
организационных вопросов. Мы предлагаем обеспечить создание
территориальных органов МСУ, там власть должна быть в
пешеходной доступности. Подчеркиваю, все это обсуждается с
коллегами из разных регионов, из разных политических партий.
Если какой-то тезис обосновывается, мы видим, что это
правильно, то необходимо не просто внести поправки, но и
детально их проработать и продумать все возможные
последствия. Соответственно, в связи с этим мы будем
предлагать совету Государственной думы сдвинуть рассмотрение
во втором чтении на июнь. Повторюсь: надо серьезно
проработать текст не только в своем кругу, но и с коллегами
из регионов и из муниципалитетов, предусмотреть все
возможные последствия и т. д. А срок подачи поправок мы
предложим продлить до 20 мая. Будем скрупулезно
рассматривать все предложения.
— При рассмотрении проекта в первом чтении ряд депутатов
высказывал опасения, что в Бюджетном кодексе не будет
прописано обеспечение полномочий органов МСУ. Что им можно
ответить?
— Да, это одна из причин того, что нам нужно еще поработать
над текстом ко второму чтению. Безусловно, финансовую часть
тоже нужно прописывать, специально обсуждать с коллегами из
правительства. Я думаю, что если мы сейчас перейдем от двух
видов полномочий органов МСУ к трем, то эта проблема
частично будет снята. С учетом того, что мы будем переносить
сроки рассмотрения, рассмотрим в том числе и вопрос о
переносе сроков введения в действие. К переходным положениям
нужно отнестись максимально аккуратно. Во-первых, нужно
соблюсти принцип исчерпания полномочий: избранные депутаты
или главы МСУ должны отработать свой срок. Также должна быть
возможность в каких-то случаях продлить срок полномочий, но
не более чем на два года. И, во-вторых, в связи с этим
субъектам нужно будет принимать, как сейчас любят говорить,
свои «дорожные карты». Также необходимо принимать
региональные законы о структуре органов МСУ. Это все
потребует времени. Законотворцам — и федеральным, и
региональным — нужно понимать, что все это будет связано с
человеческими историями, конкретными людьми — и теми, кто
проживает на территориях, и теми, кто на них работает.
|
ВАРМСУ проведет в регионах семинары по современным методам коммуникации |
Серию семинаров на тему «Современные методы коммуникации»
провело Всероссийская ассоциация развития местного
самоуправления при поддержке Советов муниципальных
образований субъектов РФ. В мероприятиях слушателями стали
представители органов местного самоуправления из
Новгородской и Белгородской областей..
16 февраля состоялись занятие для глав муниципальных
образований Новгородской области. 17 февраля ВАРМСУ
совместно с СМО Белгородской области также провели вебинар
для руководителей МСУ региона.
Семинары проводятся в рамках реализации одноименной
образовательной программы, целью которой является повышение
цифровой и медиаграмотности глав муниципальных образований,
усиление роли муниципалитетов в информационной повестке
страны.
Участники получают представление о различных методах
коммуникации, мониторинга информации, получения обратной
связи и общения с населением. Главы МО узнают, как
реагировать на информационные угрозы, взаимодействовать с
собственной пресс-службой и СМИ, вести социальные сети.
«В семинаре мы затрагиваем самые основные вопросы,
которые востребованы среди руководителей на муниципальном
уровне. Мероприятия имеют практическую направленность:
теоретическая информация подкреплена инструкциями,
рекомендациями, реальными примерами», - сообщил автор
и куратор проекта, финалист конкурсов «Лидеры России»:
всероссийского «Конкурса политологов-2021» и конкурса
«Лидеры интернет-коммуникаций»,
заместитель Председателя Правления ВАРМСУ Александр
Пересторонин.
Отметим, в 2022 году запланирована серия
образовательных мероприятий по различным направлениям, в том
числе по программе «Современные методы коммуникации». Проект
реализуется при поддержке Советов муниципальных образований
субъектов Российской Федерации.
Руководители органов государственной власти и местного
самоуправления могут подать заявку
на проведение обучения в муниципальном образовании или
регионе, а также на индивидуальное участие в курсе.
|
Мнение депутатов Якутии о новом законе |
На XXXIV (внеочередном) пленарном заседании
Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) 15 февраля
народные депутаты республики большинством голосов одобрили
поправки к проекту Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе
публичной власти». Ранее парламент Якутии концептуально
поддержал законопроект в первом чтении.
«Важнейшей идеей проекта федерального закона является
введение одноуровневой системы местного самоуправления.
Здесь во главу угла ставится решение проблем экономического
состояния и финансовой обеспеченности поселений, которое
должно привести к самому главному – повышению уровня жизни
людей», – отметил ранее глава Якутии Айсен Николаев.
Рабочей группой обоснованы девять поправок после детального
рассмотрения всех предложений, поступивших в ходе широкого
обсуждения законопроекта с участием муниципального
сообщества, общественности и населения республики.
По словам председателя профильного комитета Ил
Тумэна Владимира Прокопьева, поправки касаются вопросов
установления и изменения границ, а также преобразования
муниципального образования, финансового обеспечения
перераспределяемых полномочий органов местного
самоуправления, участия населения в местном самоуправлении,
также особенностей организации местного самоуправления на
тех или иных территориях, прежде всего, в северных и
Арктических регионах РФ.
Как отметил спикер парламента Якутии Алексей
Еремеев, законопроект наделяет субъекты РФ достаточно
большим объемом полномочий, в связи с этим будет принят
региональный закон, но тем не менее Ил Тумэн направил
свои поправки, учитывающие интересы такого огромного
субъекта страны, как Якутия.
Поправки Ил Тумэна будут направлены в комитет
Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству
и законодательству, также в законодательные органы
государственной власти субъектов РФ с просьбой поддержать
их.
|
Администрации сибирских городов проранжировали по открытости |
Администрация Омска, согласно исследованию Алтайского центра
политического консалтинга (ЦПК), является наиболее открытой
в Сибири. Мэрия города набрала 26,5 из 30 возможных баллов
при анализе сайта и социальных сетей.
Следом за ней в первую шестерку вошли Томск (26), Барнаул
(25,5), Красноярск (24), а также Горно-Алтайск и Кемерово,
получившие по 21,5 балла.
Аутсайдерами рейтинга стали: Норильск (12), Рубцовск (14,5),
Прокопьевск (15), Бийск (15,5) и Ачинск (15,5).
Средние показатели: у администраций Братска (20,5), Иркутска (20),
Новосибирска (20), Абакана (19), Ангарска (19), Новокузнецка
(18,5), Бердска (18), ЗАТО Северск (17,5) и Кызыла (16,5).
По сравнению с прошлым годом наиболее заметно улучшила
результаты мэрия Красноярска, поднявшись с 12 строчки
открытости на 4. Также улучшили позиции Абакан (с 15 на 10
место) и Иркутск (с 10 на 8). Наибольшее падение рейтинга
произошло у мэрий Новокузнецка и ЗАТО Северск – они
опустились с 7 на 12 место и с 9 на 14 место соответственно.
Также уступили позиции Братск и Бийск — оба потеряли по три
строчки, остановившись соответственно на 7 и 17.
По данным ЦПК, оценка складывалась из двух блоков,
учитывающих состояние официальных сайтов (максимальная
оценка – 10 баллов) и активность администраций в соцсетях
(до 20 баллов). Анализировались данные за декабрь 2021 года.
Эксперты ЦПК отметили сохранение сложностей с поиском
информации на ряде сайтов администраций, например, в
Барнауле, Кызыле и Новокузнецке. Сайт Абакана, по их оценке,
не адаптирован под разные разрешения мониторов.
Среди соцсетей наименьшее внимание мэрии уделяют видеохостингу
YouTube: половина администраций, по информации ЦПК, не имеют
аккаунта в нем, а еще два не выкладывают новые видео. Также
только четыре администрации ведут каналы в Telegram, а в
Twitter – три.
«Мэрии городов в своей работе пользуются не всеми возможными
социальными сетями. Например, Facebook не используется
администрацией Бийска, с 2018 года не обновляет новостную
ленту Красноярск. Администрации Ачинска, Кызыла не
используют "Одноклассники" в работе с населением. Мэрия
города Норильска последний раз обновляла ленту в сентябре
2021 года», — отмечают эксперты. При этом самой закрытой
администрацией в соцсетях остается Норильск. У нее закрыты
комментарии к постам в «ВКонтакте» и Instagram. Ряд
администраций не работает с комментариями, отмечают
эксперты. По словам аналитиков, это все еще не
свидетельствует о закрытости власти и нежелании общаться с
населением. «В первую очередь, недостаточная работа в
социальных медиа объясняется отсутствием специалистов,
низким уровнем зарплат и большой загруженностью
сотрудников», — считают они.
|
Органы власти будут должны создавать страницы в соцсетях |
Председатель комитета Госдумы по информационной политике,
информационным технологиям и связи Александр Хинштейн внес в
Госдуму законопроект, обязывающий органы власти создавать
свои официальные страницы в социальных сетях, документ
опубликован в думской электронной базе данных.
Изменения предлагаются в закон "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" и
отдельные законодательные акты РФ. Законопроект предлагает
расширить способы обеспечения доступа к информации, а именно
"установить обязанности для органов и организаций по
созданию и использованию официальных страниц в социальных
сетях для размещения актуальной информации о своей
деятельности".
Кроме этого, будет расширен круг субъектов регулирования, в
частности включение подведомственных государственным органам
и органам местного самоуправления организаций в число
субъектов, обязанных обеспечивать доступ к информации о
своей деятельности через соцсети. Также дается определение
понятию "официальная страница".
Отмечается, что для реализации такой нормы Минцифры
Россииразработает соответствующую функциональность на базе
Единого портала государственных и муниципальных услуг
(функций), которая обеспечит возможность автоматизированного
управления, публикации и редактирования информации в
соцсетях органами и организациями.
Как говорится в пояснительной записке, сейчас для ряда видов
бюджетных организаций в законодательстве существуют
требования к созданию и ведению официальных сайтов, однако в
современных реалиях этого оказывается недостаточным –
сложились новые, уже более привычные для граждан и регулярно
используемые ими способы коммуникации, наиболее популярными
из которых являются соцсети.
"Это делается для того, чтобы людям было удобно вступать в
прямую коммуникацию с властью на всех уровнях — от
федерального до муниципального… Число (подписчиков – ред.)
госпабликов в соцсетях достигло 55 миллионов. Если
законопроект будет поддержан, эта норма будет закреплена
официально. Прямой диалог с людьми необходим, это позволяет
оперативно выявлять проблемы и болевые точки общества", -
пояснил Хинштейн журналистам.
По его словам, интернет является одним из основных
инструментов для сокращения дистанции между гражданами и
властью. "С людьми нужно общаться в той среде, где это
делать удобно и привычно именно нашим гражданам", -
уточнил
депутат.
|
ВАРМСУ усилит работу по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления |
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления
будет работать над повышением кадрового потенциала органов
МСУ. На 2022 год запланированы мероприятия по обучению
управленческих кадров при взаимодействии с федеральными
ведомствами.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей
Турчак отметил, что на местном уровне очень часто
наблюдается не просто дефицит специалистов, а настоящий
кадровый голод. Особенно остро эта проблема стоит в малых
городах и сёлах.
По информации Министерства юстиции Российской Федерации,
данные о средней численности муниципальных служащих
свидетельствуют о ее высокой дифференциации в зависимости от
вида муниципального образования.
Например, если средняя
численность муниципальных служащих в городском округе
составляет 189 служащих (642 служащих в административном
центре субъекта Российской Федерации), то в городском
поселении это только 8 служащих, в сельском поселении – 3
служащих.
«Уверен, что большинство работников местных органов –
квалифицированные специалисты. Однако даже они нуждаются в
постоянном обучении и повышении квалификации. Особенно это
актуально в условиях цифровой трансформации, внедрения в
органах власти IT-технологий, проектных методов управления»,
- подчеркнул Андрей Турчак.
Для решения этой проблемы уже реализован ряд мер на
федеральном уровне. В частности, организовано формирование
базы вакансий государственных и муниципальных служащих в
Интернете. Принят закон, установивший возможность подготовки
специалистов в рамках целевого обучения. Более полно
обеспечены социальные гарантии муниципальных служащих.
Сделаны шаги для упрощения ряда административных процедур в
отношении муниципальных депутатов. Так, по инициативе
сенаторов оптимизирована процедура представления справок об
имуществе, доходах и расходах.
В планах – совершенствование подходов к формированию
кадрового резерва, внедрение практики целевого обучения с
последующим прохождением муниципальной службы.
В настоящее время идет серьезная работа по встраиванию
органов местного самоуправления в систему публичной власти.
В МСУ должны работать квалифицированные специалисты и
высказался о необходимости формирования позитивного имиджа
муниципальных органов, прежде всего, у молодежи.
Для этого ВАРМСУ совместно с Министерством науки и высшего
образования Российской Федерации проработает механизмы,
направленные на увеличение числа проходящих практику в
органах местного самоуправления студентов образовательных
организаций, обучающихся по направлениям «Юриспруденция»,
«Экономика», «Государственное и муниципальное управление», а
также выработает соответствующие рекомендации для вузов
применению электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий для муниципальных служащих.
Министерство труда и социальной защиты РФ, Минобрнауки и
ВАРМСУ также проведут анализ потребности органов местного
самоуправления в квалифицированных кадрах для выявления
наиболее востребованных специальностей, направлений
подготовки, учитывая при этом перспективы возрастания
требований к профессиональному уровню кадров органов
местного самоуправления.
ВАРМСУ также будет содействовать в трудоустройстве и
профессиональной переподготовке граждан, которые будут
освобождены от должностей муниципальной службы в связи с
возможным преобразованием муниципальных образований.
«Наша Ассоциация будет осуществлять на постоянной основе
мониторинг и изучение эффективных практик в области развития
кадрового потенциала органов местного самоуправления, а
также их тиражирование, оказывать органам местного
самоуправления экспертную, методическую и консультационную
поддержку в вопросах повышения квалификации должностных лиц
местного самоуправления и муниципальных служащих», - отметил
Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский.
В 2022 году запланирована серия образовательных мероприятий
по различным направлениям, в том числе по программе
«Современные методы коммуникации». Проект реализуется при
поддержке Советов муниципальных образований субъектов
Российской Федерации. Руководители органов государственной
власти и местного самоуправления могут подать заявку на
проведение обучения в муниципальном образовании или регионе,
а также на индивидуальное участие в курсе.
|
Экспертный марафон ВАРМСУ запустил масштабное публичное обсуждение законопроекта о развитии местного самоуправления по всей стране |
Экспертный марафон Всероссийской ассоциации развития
местного самоуправления по обсуждению проекта Федерального
закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти» запустил
масштабные слушания и общероссийскую дискуссию на всех
уровнях власти по этому документу. В серии мероприятий
принимали участие федеральные и региональные эксперты,
представители местного самоуправления и науки.
Основные круглые столы по ключевым направлениям предлагаемой
реформы местного самоуправления собрали большое количество
спикеров, участников, слушателей. Трансляции событий в
прямом эфире и в записи посмотрели в общей сложности около
15 тысяч человек со всей России. Записи круглых столов
опубликованы
на официальном You-Tube-канале ВАРМСУ
«ВАРМСУ задала высокий уровень экспертных обсуждений.
Состав спикеров и участников круглых столов выбран таким
образом, чтобы ни один из важных вопросов не оставить без
внимания. Регионы подхватили эту эстафету и на различных
площадках проводили свои публичные слушания. Разбор
проводился буквально по каждой статье. Наша Ассоциация
благодарна муниципальному сообществу за активность и
неравнодушие, за конструктивный диалог и дельные
предложения. Впереди предстоит большая кропотливая работа и
в части обобщения, внесения изменений, и в рамках
информационно-разъяснительной работы с муниципалитетами, и в
формате всесторонней поддержки при принятии и реализации
закона», - отметил Председатель Правления
Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления,
член Совета при Президенте РФ по развитию местного
самоуправления Иван Цецерский..
|
Подготовка квалифицированных кадров является одной из важных составляющих успешного реформирования местного самоуправления |
1 февраля на площадке Совета Федерации в формате ВКС
состоялось совещании на тему повышения кадрового потенциала
органов местного самоуправления, связанных с подготовкой
специалистов по договорам о целевом обучении.
Совещание возглавил председатель Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
Участниками также стали член Комитета Совета Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и
делам Севера Денис Гусев, статс-секретарь – заместитель
Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Петр Кучеренко, статс-секретарь – заместитель Министра
просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев, член
Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Дина Оюн, член Комитета Совета Федерации по науке,
образованию и культуре Людмила Скаковская, Председатель
Правления Всероссийской ассоциации развития местного
самоуправления, член Совета при Президенте РФ по развитию
местного самоуправления Иван Цецерский и заместитель
председателя Правительства Архангельской области Иван
Дементьев.
Вопрос о целевом обучении был поднят на заседании Совета по
местному самоуправлению при СФ 17 января текущего года.
Первый заместитель Председателя СФ Андрей Турчак поручил
собрать рабочую группу, обсудить эту тему более подробно и
найти решение имеющихся проблемных вопросов.
Андрей Шевченко напомнил, что в Государственной Думе
находится на рассмотрении проект ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе
публичной власти». Документ принят в первом чтении, идет его
обсуждение на всех уровнях. «Думаю, сейчас самое время в
рамках предстоящей реорганизации по новому закону принимать
решения, в том числе о подготовке специалистов для органов МСУ. Без кадровой поддержки будет сложно работать по этой
реформе».
Петр Кучеренко проинформировал о работе Министерства науки и
высшего образования РФ по расширению использования
дистанционных образовательных технологий при реализации
программ для муниципальных и государственных служащих. Также
дорабатываются механизмы направления студентов (юристов,
экономистов, обучающихся по специальности «государственное
муниципальное управление») на практику в органы местного
самоуправления.
Иван Цецерский сообщил, что уже почти два месяца идет
активное обсуждение законопроекта «Об общих принципах
организации местного самоуправления в единой системе
публичной власти» с экспертами и муниципальным сообществом.
В рамках публичных дискуссий встречаются те же вопросы и
проблемы, которые стали темой совещания. Глубокий анализ
текущей ситуации и обратная связь от муниципалитетов
позволяет сделать конкретные выводы и выработать предложения
по изменениям рассматриваемого документа.
Анализ муниципальных служащих показал, что больше половины
на данный момент – это работники старше 50 лет,
предпенсионного возраста. В силу разных обстоятельств
муниципальная служба не становится привлекательной для
молодежи. А тех инициативных, активных граждан, которые по
факту дорабатывают до пенсии, заменить некем. Тем временем,
мы сталкиваемся с новыми вызовами современности. Реализация
нацпроектов и региональных программ происходит именно на
муниципальном уровне. А компетенций и знаний муниципальным
органам власти зачастую не хватает, чтобы обеспечить
грамотные ответы и решения. При этом муниципалитетам не
хватает ресурсов, чтобы проводить обучение и переобучение
местных кадров.
Другая проблема в том, что органы местного самоуправления
становится некой «кузницей кадров»: муниципальные служащие
разного уровня, набравшись опыта и компетенций, зачастую
уходят выше – в региональную власть, территориальное
управление, в бизнес. Тем временем, на местном уровне
квалифицированных сотрудников не хватает, сменяемость
высокая. При этом конкуренция, особенно в малых населенных
пунктах, низкая.
Существует проблема и с оплатой труда. В среднем зарплата
муниципального служащего – 12-15 тыс. рублей. Многие
держатся за свои места не из-за заработной платы или
важности работы, а просто за факт трудоустройства.
Рассматривая реализацию предполагаемой реформы местного
самоуправления, мы видим, что переподготовка муниципальных
кадров должна начаться уже сейчас. И регионы,
заинтересованные в преобразованиях, уже активно включились в
этот процесс.
Председатель Правления ВАРМСУ отметил другие проблемы
муниципального кадрового резерва, предложил наделить
статусом муниципального служащего 1-2 работников Советов
муниципальных образований субъектов Федерации, определить
гарантии для аудиторов, которые без всякого переходного
периода перестали быть муниципальными служащими после
вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах
организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
«Также предлагаем при составлении соответствующих
образовательных программ переобучения или переподготовки
кадров обратить внимание на сегмент выборных лиц. А при
целевом обучении предусмотреть дополнительные стимулы, чтобы
обеспечить не только обязательную отработку, но и добиться
эффективной работы», - подытожил Иван Цецерский.
|
Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада |
2-4 февраля во Владимире состоялось собрание Союза
городов Центра и Северо-Запада, в котором приняла участие
гл. редактор журнала Российская муниципальная практика.
Обсуждение нового закона
Участники собрания осудили принятый в первом чтении закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
единой системе публичной власти», высказали замечания и
предложения, которые следует учесть ко второму чтению закона
в Госдуме.
Участники собрания пришли к заключению, что отдельные
положения Законопроекта могут привести к снижению
эффективности функционирования системы местного
самоуправления и ухудшению качества оказываемых населению
услуг. Было предложено дополнить Законопроект закреплением
основных понятий и терминов, таких как: городской населенный
пункт, сельский населенный пункт, муниципальное образование,
муниципальная должность, органы местного самоуправления,
вопросы местного значения, вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения, муниципальный
правовой акт, административный центр, административная
единица, принцип единства публичной власти и другие.
Ряд полномочий, перечисленный в части 2 статьи 32
Законопроекта, как полномочия, которые могут закрепляться за
органами местного самоуправления законом субъекта Российской
Федерации, предложено закрепить непосредственно законом.
Среди них: утверждение генеральных планов, планов
землепользования и застройки, организация электро-, тепло-,
газо-, водоснабжения населения, дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения,
общественного транспорта, дошкольного и начального общего,
основного общего, среднего общего образования, ритуальных
услуг, ремонта дорог, охраны окружающей среды и другие.
Многие выступающие предложили исключить норму о замещении
Главой муниципального образования государственной и
муниципальной должности одновременно. Было предложено
уточнить понятие «систематическое недостижение показателей
эффективности деятельности органов местного самоуправления».
Эти и другие предложения будут направлены в Госдуму для
внесения изменений в закон ко второму чтению.
Развитие туризма в городах Центра и Северо-Запада России
На собрании также был рассмотрен вопрос развития туризма в
городах Центра и Северо-Запада России. Выступающие
руководители городов подчеркивали важность развития туризма
и индустрии гостеприимства через цифровизацию отраслей,
повышение квалификации, государственную поддержку в виде
грантов и субсидий.
Исполнительной дирекцией Союза городов Центра и
Северо-Запада России при помощи Председателя Экспертного
совета СРГ, Председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по
территориальному развитию и местному самоуправлению
Максимова А.Н. проведен информационный обмен по развитию
туризма.
Опыт городов в развитии туризма будет представлен в
очередном номере журнала Российская муниципальная практика.
Готовится муниципальный саммит в Тюмени
В апреле 2022 года в Тюмени состоится Муниципальный Саммит
"Города России: он-лайн и офф-лайн трансформация и
перспективы". Организаторами Саммита являются Министерство
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ,
Администрация города Тюмени и Союз российских городов.
Межрегиональные союзы и ассоциации (АСДГ, АГП, АГУ, СГЦСЗР)
участвуют в подготовке Саммита в качестве партнёров.
Оргкомитет по подготовке Саммита возглавляет Заместитель
Начальника Управления Президента РФ по внутренней политике
Мазур В.В.
В соответствии с достигнутыми в рабочем порядке
договорённостями Союз городов Центра и Северо-Запада России
отвечает за стратегическую сессию "Туризм и отдых".
Модераторы сессии - Алексей Волков, президент
Общенационального союза индустрии гостеприимства и Наталья
Корягина, Президент Союза городов Центра и Северо-Запада
России, Глава ГО Шуя.
|
Институт культурно-правового развития. Стартовал II всероссийский конкурс «Инициативы, развивающие местное самоуправление» |
В целях формирования у молодых граждан социально-значимых
ценностей, развития гражданской активности населения и
создания реальной возможности участия молодежи в развитии и
осуществлении местного самоуправления в совокупности с
реализацией национальных проектов в Российской Федерации, с
25 января 2022 года по 30 июля 2022 года, проводится II
Всероссийский конкурс «Инициативы, развивающие местное
самоуправление».
Конкурс «Инициативы, развивающие местное самоуправление»
- это отличная возможность для молодежи из разных регионов
России встретиться, обменяться мнениями и опытом, место для
создания, развития и продвижения новых инициатив, содействие
участию молодежи в реализации приоритетных национальных
проектов, формирование новых традиций и возможность
почувствовать, как можно развивать социум своими руками
Конкурс проводится в два этапа:
- 1 этап – заочный, проводится в период с 25 января 2022 года по 5 мая 2022 года;
- 2 этап – очный, проводится в период с 10 мая 2022 года по 30 июля 2022 года.
К участию в Конкурсе приглашаются молодые люди в двух
возрастных категориях: от 12 до 17 лет и от 18 до 28 лет.
Всероссийский конкурс проводится во всех 85 субъектах
Российской Федерации по 10 номинациям:
- 1) «Молодежная политика и формирование культуры семейной
жизни», 2) «Развитие туристской индустрии и сфер культуры,
искусства и досуга», 3) «Муниципальное экологическое
управление», 4) «Социальная политика моего края и развитие
территориального общественного самоуправления», 5) «Личная
правотворческая инициатива», 6) «Формирование качественной
окружающей городской среды», 7) «Стратегические тенденции
развития системы образования и науки»,
- 8) «Приоритетная стратегия развития здравоохранения», 9)
«Управление ЖКХ и модернизация программы реновации»,
- 10) «Личная правотворческая инициатива».
На заочный этап Конкурса принимаются работы в формате
описания предлагаемой инициативы, предложения в соответствии
с выбранной номинацией в соответствующей структуре и форме
конкурсной работы совместно с электронной презентацией.
В рамках проведения заочного этапа Конкурса участники в срок
до 5 мая 2022 года регистрируются на сайте в
разделе
Конкурса «Инициативы, развивающие местное самоуправление» .
При регистрации участники должны заполнить анкету участника,
указать номинацию и прикрепить свою конкурсную работу.
Очный этап Конкурса включает в себя публичную защиту
конкурсных работ по каждой номинации и возрастной категории,
образовательную и культурную программы, торжественное
награждение участников и победителей очного этапа
Всероссийского конкурса.
Работы победителей очного этапа Конкурса могут получить
информационную поддержку и рекомендации для практической
реализации в регионах и муниципальных образованиях.
Материалы о победителях Конкурса и лучших работах будут
опубликованы в научно-практическом журнале «Местное право» и
научном информационно-аналитическом журнале «Муниципальная
академия».
Материалы лучших работ могут быть опубликованы в Сетевом
научном журнале «Administrative consulting» Северо-Западного
института управления — филиала РАНХиГС.
Всероссийский конкурс «Инициативы, развивающие местное
самоуправление» - это место для создания, развития и
продвижения новых инициатив, хороший старт карьеры,
формирование новых традиций, получение новых знаний сферы
местного самоуправления, формирование навыков участия в
процессах принятия решений, затрагивающих их интересы на
местном уровне, содействие участию молодежи в реализации
приоритетных национальных проектов, непосредственное участие
населения в решении вопросов местного значения и возможность
почувствовать, как можно развивать социум своими руками.
«Инициативы, развивающие местное самоуправление» - это
уникальная площадка, где любой молодой гражданин может
изменить свою страну к лучшему!
Организаторами Конкурса выступают: Автономная некоммерческая
организация «Институт культурно-правового развития»,
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Государственный университет
управления», Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки «Институт российской истории Российской
академии наук» при поддержке Комитета Государственной Думы
по региональной политике и местному самоуправлению и
Российской муниципальной академии.
|
Экспертный марафон ВАРМСУ: полномочия и компетенции муниципалитетов – один из ключевых вопросов развития местного самоуправления |
Очередной круглый стол в рамках экспертного марафона
ВАРМСУ посвятили компетенционным основам местного
самоуправления. 3 февраля участники обсуждали полномочия
органов местного самоуправления и их возможности в разрезе
принятого в первом чтении законопроекта ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в единой
системе публичной власти».
Модератором встречи выступил Председатель Правления
Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления,
член Совета при Президенте РФ по развитию местного
самоуправления Иван Цецерский. В приветственном слове
он отметил, что продолжается основательное обсуждение
законопроекта, в том числе в регионах, в муниципальном
сообществе. Высокую активность проявляют Советы
муниципальных образований субъектов Федерации. 28 регионов,
а также различные ассоциации и общественные организации уже
направили свои предложения и замечания к законопроекту. Все
они включаются в сводную таблицу для последующего
рассмотрения на заседании профильной комиссии ВАРМСУ по
развитию законодательства в сфере местного самоуправления
под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.
«Дискуссии идут достаточно открытые и откровенные, что мы
только приветствуем. Это показывает, насколько муниципальное
сообщество заинтересовано в том, что будет дальше: как будет
реализовываться закон в случае его принятия, какие будут
внесены изменения в законопроект, какие необходимо
предпринять действия, чтобы закон исполнил свое главное
предназначение – улучшить качество жизни людей», -
отметил Иван Цецерский.
Председатель Правления ВАРМСУ поделился, что
от отдельных коллег-экспертов звучали опасения о том, что
местное самоуправление будет ослаблено. Однако, по его
словам, обновленная Конституция РФ говорит о единой
системе публичной власти, в которой ответственность выведена
на качественно новый уровень. А значит, нужно сообща решать
проблемы развития территорий, наказы избирателей, заниматься
экономическим развитием.
Член Государственного Совета РФ, Глава города Тюмени
Руслан Кухарук поделился позицией муниципального
сообщества по итогам Всероссийского совещания, в котором
приняли участие представители более 780 муниципальных
образований: поступило около 700 предложений и замечаний по
законопроекту.
«В нем сохраняются и детально регламентируются
возможности непосредственного участия граждан в решении
вопросов местного значения, предусматриваются разнообразные
формы такого участия – от референдумов, выборов, сходов,
собрания, конференций и опросов граждан до выдвижения
инициативных проектов, организации территориального
общественного самоуправления, публичных слушаний и
общественных обсуждений. Законопроект вносит определенность
в систему взаимоотношений органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления. В законопроекте впервые детально
определяются рамки межрегионального и международного
сотрудничества муниципальных образований», - сказал
Руслан Кухарук,
добавив, что в целом муниципалы поддерживают
законопроект.
Участники совещания поддержали предлагаемые в законопроекте
изменения по исключению из обязательной компетенции МСУ
вопросов обороны и государственной безопасности:
мобилизационную подготовку, ГО и ЧС, создание
аварийно-спасательных служб.
«К исключительной компетенции органов местного
самоуправления законопроектом отнесены 27 полномочий.
Казалось бы, довольно внушительный список. Однако при
ближайшем рассмотрении оказывается, что 18 из них
обеспечивают не столько жизнь населения, сколько внутренние
механизмы работы самой системы публичной власти. Есть
вопросы по полномочиям, связанным с каждодневной жизнью
людей. Например, связанным с благоустройством и развитием
внутридворовых территорий. Кроме того, органам местного
самоуправления вменено обеспечение доступности медицинской
помощи. Однако есть ли необходимость в сложный период
пандемии менять уже устоявшиеся полномочия», -
обозначил спикер и подчеркнул, что все предложения будут
проанализированы, обобщены и направлены в ВАРМСУ.
Директор Центра местного самоуправления ИУРР РАНХиГС
Ксения Иванова представила точку зрения
научно-экспертного сообщества по законопроекту. Она
отметила, что документ нуждается в предметной оценке и
доработке.
Анализ действующего ФЗ-131 показал, что к нему принято более
800 поправок, некоторые из них даже противоречат друг другу.
В целом сделан вывод, что настало время поменять
регулирование местного самоуправления, но сделать это
грамотно и в соответствии с реальностью.
«Понимание местного самоуправления как признаваемой и
гарантируемой Конституцией Российской Федерации
территориальной самоорганизации населения, предполагает, что
муниципальная власть по своей природе является властью
самого местного сообщества, а субъектом права на
самостоятельное осуществление муниципальной власти -
непосредственно и через органы местного самоуправления -
выступает население муниципального образования. Это
обусловливает возложение на органы местного самоуправления
вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей
по решению всех вопросов обеспечения жизнедеятельности
населения конкретного муниципального образования, которые в
прошлой редакции назывались «вопросы местного значения».
Неясно, почему в новом законопроекте было принято решение
отказаться от уже используемой терминологии», -
отметила Ксения Иванова.
По словам эксперта, Конституция РФ и Конституционный
Суд РФ в ряде своих решений требуют, чтобы в компетенции
местного самоуправления находились именно такие вопросы,
которые вытекают из природы самого института, имеют
непосредственную и глубинную связь с местным сообществом и
обеспечением его жизнедеятельности.
Ранее неоднократно отмечалось, что данному подходу не
соответствуют включение в круг «вопросов местного значения»
несвойственных природе института самоуправления задач (в
частности, силовых и контрольных компетенций), ровно как и
исключение из компетенции местного самоуправления некоторых
традиционных задач (в частности, в сферах образования,
здравоохранения). В представленном законопроекте указанные
спорные моменты исключены, что является несомненным плюсом.
Однако есть вопросы формулировок.
«Раздел компетенции местного самоуправления представлен в
недостаточной степени проработанным. При этом это один из
ключевых разделов регулирования МСУ», - резюмировала
директор Центра местного самоуправления ИУРР РАНХиГС.
В числе спикеров круглого стола выступил Председатель
Союза представительных органов Якутии, Председатель Якутской
городской Думы, член Совета при Президенте РФ по развитию
местного самоуправления Альберт Семенов. Он рассказал
о компетенционных основах местного самоуправления на примере
Республики Саха (Якутия).
«Становление и развитие местного самоуправления в Якутии
имеет свои особенности, обусловленные климатическими,
географическими особенностями и местными традициями. После
всесторонних обсуждений был принят Закон Республики Саха
(Якутия) «О вопросах местного значения сельских поселений» в
соответствии с которым за сельскими поселениями были
закреплены все 39 вопросов местного значения наравне с
городскими поселениями. В противном случае, даже
организацией похорон в удаленных поселениях пришлось бы
заниматься муниципальным районам. С течением времени в этот
закон вносились изменения и дополнения. Так, на районный
уровень переданы вопросы благоустройства, земельного
контроля. Это дало возможность приблизить необходимые
муниципальные услуги непосредственно к населению, укрепить
правовые позиции сельских поселений, расширить круг
компетенции, оперативно реагировать на запросы местного
населения. Этот принцип сохраняется в республике и по сей
день. Время подтверждает правильность и обоснованность этого
решения», - сообщил Альберт Семенов.
Эксперт подчеркнул, что муниципальное сообщество
Якутии связывает с законопроектом большие надежды в части
урегулирования компетенции местного самоуправления.
Предстоит решить давнишние проблемы: это чрезмерная
нагруженность местного самоуправления несвойственными ему
задачами как под видом вопросов местного значения, так и
путем делегирования государственных задач; разграничения
компетенции между различными уровнями публичной власти;
нестабильность законодательства в данной сфере.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Краснодара
Людмила Балашова в своем выступлении отметила,
что организация управления в городах и поселениях -
непростая комплексная проблема, усугубляемая накопившимися
за многие десятилетия трудностями: изношенность инженерной
инфраструктуры, объектов ЖКХ, дорожного хозяйства и
благоустройства, дефицит городского бюджета и т.д. Требуются
действительно системные решения, затрагивающие как
общеуправленческие, так и финансово-экономические и
социальные стороны жизни муниципалитетов.
«Новый закон должен избавить нас от системных ошибок,
путаницы в компетенциях и полномочиях, но для этого всем нам
необходимо еще поработать над ним», - подчеркнула она.
По словам эксперта, сама по себе передача полномочий
на другой уровень публичной власти проблему с их
неисполнением за счет недофинансирования решить не сможет.
На каком бы уровне (муниципальном либо государственном)
полномочие ни закреплялось, оно влечет за собой расходные
обязательства. Для их исполнения и предназначены
соответствующие бюджеты. Сущностным здесь является вопрос
закрепления достаточных доходов для исполнения установленных
полномочий.
«Введение института перераспределенных полномочий,
исполняемых органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, потребует существенного изменения
порядка разграничения и перераспределения доходов между
уровнями бюджетной системы Российской Федерации, механизма
формирования межбюджетных отношений, принципов формирования
доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, установленных в Налоговом кодексе
Российской Федерации и Бюджетном кодексе Российской
Федерации. И, конечно же, эти изменения должны быть
оправданы», - сообщила Людмила Балашова.
Первый заместитель Председателя ВАРМСУ Сергей Дручек,
который возглавил рабочую группу по сбору предложений
муниципального сообщества о доработке законопроекта ФЗ «Об
общих принципах организации МСУ в единой системе публичной
власти», сообщил о некоторых инициативах, которые
поступили на рассмотрение. В частности, они касались
организации работы Советов муниципальных образований
субъектов Федерации.
«Предложено наделить СМО правом законодательной
инициативы в рамках субъекта РФ, правом на доклад
Губернатору о состоянии местного самоуправления, а ВАРМСУ -
правом подготовки доклада Президенту РФ о состоянии местного
самоуправления. Советы следует включить в рабочие группы при
государственных органах власти субъектов РФ, связанные с
реализацией национальных проектов, а представителей ВАРМСУ
включить в рабочие группы и общественные советы федеральных
органов государственной власти», - сообщил Сергей Дручек.
Также в рамках круглого стола выступил Глава Павловского
муниципального округа Нижегородской области Алексей Кириллов,
который обозначил проблематику, связанную с
синхронизацией законодательства и муниципальных правовых
актов в период реорганизации муниципальных образований
районного и поселенческих уровней. Свои комментарии
высказала
представитель Минфина России Ирина Скляр.
|
Правительство утвердило порядок проведения публичных слушаний на портале госуслуг |
На Едином портале государственных услуг теперь можно
будет проводить публичные слушания с участием жителей
муниципальных образований. Постановление о порядке
использования портала для организации и проведения таких
слушаний подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Появление нового сервиса позволит сделать более доступным
участие граждан в решении вопросов местного самоуправления.
Кроме того, дистанционный формат слушаний отвечает
требованиям эпидемиологической безопасности.
С помощью портала госуслуг жители смогут заранее узнавать о
дате и времени проведения слушаний, а также знакомиться с
материалами, вынесенными на обсуждение, например, с проектом
местного бюджета или стратегии социально-экономического
развития муниципалитета.
Участвовать в слушаниях смогут все жители, имеющие
подтверждённую учётную запись.
На портале будут публиковаться решения, принятые в ходе
публичных слушаний, а местные власти смогут представить
мотивированное обоснование принятых решений.
|
«Технополис Москва»: стратегия кооперации |
Год промышленной кооперации, объявленный в особой
экономической зоне «Технополис Москва», поможет ведущим
высокотехнологичным компаниям столицы быстро и эффективно
наладить взаимодействие. Об этом сообщил генеральный
директор столичной ОЭЗ Геннадий Дёгтев.
«Промышленная кооперация необходима современным
предприятиям, чтобы эффективно решать сложные задачи,
обмениваться опытом и находить подходящего делового
партнера. В ОЭЗ Москвы давно сложились различные кластеры
предприятий – микроэлектроника, энергоэффективные технологии
и другие. Объединение их участников помогает увеличивать
производительность, наращивать объемы инвестиций, активнее
продвигать свою продукцию. Чтобы стимулировать это
направление, 2022 год в столичной ОЭЗ объявлен Годом
промышленной кооперации», – заявил Геннадий Дёгтев.
Профессиональное объединение компаний пользуется
популярностью в ОЭЗ. Так, резидент «Европейская
Электротехника» успешно сотрудничает с компанией Schneider
Electric в сфере электроснабжения. Резидент «Тест-контакт»,
создающий контактирующие устройства для электрорадиоизделий,
реализует совместные проекты с компаниями «Бутис» и «Маппер».
А разработчики роботов «СКТБ ПР» наладили промышленную
кооперацию с резидентом «Концерн Гудвин» и Московским
государственным образовательным комплексом (МГОК).
«Одним из проектов тематического года станут перекрестные
экскурсии, благодаря которым компании смогут организованно
посещать производства площадок ОЭЗ и наладить контакт друг с
другом. Это также и шаг в развитии промышленного туризма,
как одной из задач особой экономической зоны. Напомню,
только за 2021 год мы провели около 30 экскурсий на
нескольких десятках предприятий», – уточнил Геннадий Дёгтев.
Уже сегодня запись на перекрестные экскурсии открыта:
резиденты и арендаторы в ОЭЗ могут посетить производства
компаний «Аддитивный инжиниринг» и «СВК». Первая развивает
технологии 3D-печати, вторая – специализируется на оружейной
продукции собственной разработки. Стать участником можно
через форму на сайте ОЭЗ.
Помимо экскурсий, в рамках Года промышленной кооперации,
реализуются проекты «ТехноТуризм», «ТехноСреда», «ТехноРабота»
и другие. Они направлены на объединение предприятий,
популяризацию их деятельности и решение кадровых вопросов.
Подробнее о каждой из инициатив можно прочитать на здесь.
Особая экономическая зона «Технополис “Москва”» включает в
себя пять площадок общей площадью 223,3 га: одна в
Печатниках и четыре в Зеленограде – «Алабушево», «Микрон», «МИЭТ»,
«Ангстрем». Для резидентов предполагаются особые меры
поддержки, например, они освобождаются от уплаты
имущественного, транспортного, земельного налога, таможенных
пошлин. Ставка налога на прибыль для них составляет всего
два процента. Также действуют льготы по аренде земли,
выделенной под строительство предприятия, а по его
завершении предоставляется возможность выкупить арендованный
земельный участок за один процент от его кадастровой
стоимости.
|
Новикомбанк: рост на 59% |
По итогам 2021 года количество пользователей
социально-платежных карт Новикомбанка, опорного банка
Госкорпорации Ростех, увеличилось на 59%. Карта используется
не только как удобный платежный инструмент, но и для
реализации социальных бонусов, предоставленных Ростехом, его
партнерами и самим банком.
В прошедшем году банк заключил несколько соглашений о
реализации проекта «Социально-платежная карта работника
Госкорпорации Ростех» с предприятиями высокотехнологичных
отраслей. В частности, на полях международного форума
«Армия-2021» к проекту присоединились такие компании, как:
АО «Национальная авиационно-сервисная компания» (НАСК), АО
«Рязанский Радиозавод», АО «РТ-Регистратор» и другие.
Новикомбанк выпускает карты в соответствии с потребностями
своих партнеров. Так, для работников Объединенной
авиастроительной корпорации в 2021 году были изготовлены
кобрендовые социально-платежные карты с уникальным дизайном
– изображением нового авиалайнера МС-21.
«Социально-платежная карта — главный продукт в розничной
линейке Новикомбанка. Как видно из названия, ее функционал
гораздо шире, чем у обычного пластика. Карта, в первую
очередь, является инструментом адресной поддержки рабочих,
которые трудятся на предприятиях Ростеха. Со своей стороны,
мы прилагаем все усилия, чтобы клиенты оценили преимущества
этого решения – постоянно расширяем функционал карты за счет
новых сервисов, запускаем выгодные акции», — прокомментировал заместитель председателя Правления Новикомбанка Герман Белоус.
Социально-платежная карта работника Ростеха разработана
банком совместно с экспертами Госкорпорации в 2018 году. Все
карты имеют статус премиальных и эмитируются на базе
национальной платежной системы «Мир».
По картам Новикомбанка
предоставляется пять бонусных сервисов: собственные
программы Новикомбанка «Кэшбэк» и «Бонусы», кешбэк за товары
от товаропроизводителей, программы лояльности «Привет, Мир!»
и «Город».
К преимуществам социально-платежной карты Новикомбанка также
относится современный и удобный мобильный банк. Держателям
карт доступен полный перечень финансовых онлайн-услуг: можно
сделать перевод, дистанционно открыть вклад, купить
иностранную валюту, подать заявку на кредит и многое другое.
Банк подключен к системе быстрых платежей, благодаря чему в
мобильном приложении можно переводить деньги в другие банки
без комиссии. Для сотрудников, проживающих в Москве, карта
«Мир» выпускается со встроенным приложением «Тройка» — это
уникальное решение включает в себя функции банковской и
транспортной карты.
Социально-платежная карта используется также для реализации
корпоративных программ на предприятиях Госкорпорации Ростех.
Это медицинское и санаторно-курортное обслуживание,
негосударственное пенсионное обеспечение.
Отдельно стоит отметить жилищную программу, которую Ростех
осуществляет совместно с Новикомбанком. Она заключается в
том, что работодатель компенсирует проценты или
первоначальный взнос на ипотеку, а Новикомбанк предоставляет
максимально льготные условия кредитования как в части
процентных ставок, так и в части требований к заемщикам.
О преимуществах использования социально-платежной карты
эксперты Новикомбанка рассказывают работникам промышленных
предприятий на семинарах по финансовой грамотности. В 2021
году такие просветительские мероприятия посетило более
четырех тысяч человек в девяти российских городах.
АО АКБ «НОВИКОМБАНК» входит в 25 крупнейших банков России.
Согласно рейтингу международного финансового издания «The
Banker» (Великобритания) Новикомбанк занимает первое место
по операционной эффективности среди российских банков.
Предоставляет полный спектр банковских услуг во всех
сегментах финансового рынка. Приоритетное направление
деятельности – финансирование отечественных промышленных
предприятий высокотехнологичных отраслей, авиации и
автопрома. Является профессиональным участником рынка ценных
бумаг и участником системы страхования вкладов. Агентство
АКРА повысило Новикомбанку рейтинг до уровня А+ (RU) -
высокий уровень кредитоспособности и надежности. «Эксперт
РА» также повысило Банку рейтинг кредитоспособности до «ruА»
со стабильным прогнозом. Рейтинг международного агентства
Moody's – «Ва3», прогноз позитивный. Является членом Союза
машиностроителей России. Председатель Правления Новикомбанка
Елена Георгиева – член Бюро ЦС ООО «СоюзМаш России», куратор
Воронежского регионального отделения Союза машиностроителей
России.
Госкорпорация Ростех - крупнейшая промышленная компания
России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания.
Объединяет более 800 научных и производственных организаций
в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности –
авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии,
инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят
такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты
России», ОДК, Уралвагонзавод, "Росэлектроника", «Швабе»,
Концерн Калашников и др. Ростех выступает партнером ведущих
мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler,
Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется
более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании
обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
|
|
IX Спартакиада пенсионеров России 2024 |
«Российская муниципальная практика» - информационный партнер Спартакиады
|
|
XII Московский международный инженерный форум |
19 ноября 2024 года, отель The Carlton, Москва
|
|
От редактора |
Журнал «РМП» («Российская муниципальная практика») информирует об инициативах и
достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших
муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном
хозяйстве.
РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам
местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании
законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере
местного самоуправления России.
|
|
Журнал «Российская муниципальная практика» |
|
|
Спецпроект «Муниципальная Карта России» |
|
|
Спецпроект «Российская муниципальная практика» |
|
|
Проекты РМП |
|
|
Вестник организаций муниципальных образований |
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.
|
|
Муниципальная карта России |
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.
|
|
Проект «Юбилейный» |
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.
|
|
Наши партнеры |
|
|