Журнал Российская муниципальная практика

НАВЕРХ

Главная страница
  Последнее обновление: среда, 17 апреля 2024, 00:35
 
Новости МСУ

17.04.2024
В Нижнем Новгороде состоялся форум Ассоциации городов Поволжья «Межмуниципальное взаимодействие контрольно-ревизионных органов»

12.04.2024
Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути»

27.02.2024
ПСБ выдал участнику СВО военную ипотеку с использованием новых мер поддержки

5.02.2024
НПО «СПЛАВ» первым удостоено ордена «За доблестный труд»

16.12.2023
Проект «Умный город» обсудят на стратегической сессии на Региональном Дне Минстроя России

12.12.2023
«ИЛАН-Норильск» подвел итоги 2023 года

14.11.2023
В Екатеринбурге стартовал Х Международный чемпионат высокотехнологичных профессий Хайтек 2023 и III Кубок по рационализации и производительности

10.11.2023
Х Международный чемпионат высокотехнологичных профессий Хайтек

1.11.2023
VII Общероссийский муниципальный правовой форум

11.10.2023
Муниципальный правовой форум

11.10.2023
25 лет Ассоциации городов Поволжья

26.09.2023
Эффективность системной работы

25.09.2023
Деревня Мокрое – населенный пункт воинской доблести

12.09.2023
Победители премии «Цифровая энергия»

9.09.2023
Аммиачной селитре – старт!

15.08.2023
Лучшие цифровые решения на форуме в Уфе получили сертификаты Центра компетенций «Умный город»

9.08.2023
От цифровизации к цифровой трансформации отраслей: в Уфе прошёл форум «Умный город - Умная страна»

7.08.2023
Умные города Росатома вошли в число лидеров индекса IQ городов

4.08.2023
На форуме в Уфе Сбербанк представил новые технологии

31.07.2023
Югра и Рязанская область отмечены призами форума «Умный город»

28.07.2023
В Уфе состоялось торжественное открытие форума «Умный город - Умная страна»

28.07.2023
ИЭМЗ «Купол» на Форуме Россия-Африка

27.07.2023
Российские предприятия осваивают выпуск незапатентованной продукции

21.07.2023
Росатом представит цифровые разработки на международном форуме «Умный город»

18.07.2023
Ujin выступит генеральным партнёром Международного форума «Умный город - Умная страна»

14.07.2023
Sitronics Group на форуме «Умный город» в Уфе представит умные решения для развития городской интеллектуальной среды

13.07.2023
В Уфе пройдет IV Международный форум «Умный город - Умная страна»

11.07.2023
Участникам форума «Умный город» представят лучшие практики региона

11.07.2023
РМП - информационный партнер форума «Умный город - умная страна»

11.07.2023
Сборник лучших практик по применению доказательного подхода к принятию управленческих решений

11.07.2023
В Пермском крае идет всероссийский форум «Строим цифровой регион»

8.07.2023
Форум «атомных» городов «Радиус доверия»

5.07.2023
Чебоксары претендуют на звание культурной столицы 2024 года

1.08.2022
Константин Торсон: декабрист открывший Антарктиду

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 39, офис 310

Телефоны:
(495) 778-14-47
+ 7 901 578-14-47
+ 7 964 765 57 06

E-mail:
tagen@bk.ru
doc@promweekty.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

«Идеи, преображающие города»

Пятый Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города».


Конкурс пройдет в два этапа:
  • 1 этап (заочный) – до 31 марта 2022 года;
  • 2 этап (очный) – с 5 июня 2022 года по 11 июня 2022 года в рамках Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ-Москва.

Возрастные категории участников: от 12 до 17 лет и от 18 до 25 лет. Конкурсантам предлагается разработать проекты, направленные на развитие новых общественных пространств и улучшение качества городской среды. Участники могут предложить свои идеи по благоустройству парков, улиц, пешеходных дорожек и игровых площадок. Ряд номинаций посвящен развитию сельских территорий и архитектуре села.

Организаторы в этом году поставили задачу реализовать проекты участников.

В Петербурге открылся музей, посвященный блокадной медицине

В Санкт-Петербурге накануне Дня Ленинградской Победы состоялось открытие уникальной экспозиции, посвященной оказанию медицинской помощи во время блокады города на Неве.


Музей блокадной медицины - первое в России экспозиционное пространство, посвященное подвигу медицинских работников, спасавших жизни защитников Ленинграда в 1941-1944 годах. На выставке представлены редкие документы и уникальные артефакты, рассказывающие о малоизвестных страницах истории лечебных учреждений города во время Великой Отечественной войны, о героическом труде врачей и медицинских сестер на Ленинградском и Волховском фронтах.

Одно из центральных мест экспозиции отдано отреставрированному санитарному автомобилю ГАЗ-АА, подлинному предмету из собрания Военно-медицинского музея. Легендарные «полуторки» в годы Великой Отечественной войны перевезли по Дороге жизни более 20 тыс. раненых и больных из блокадного Ленинграда.

В Музее блокадной медицины также впервые представлены выявленные в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга документы, в которых представлена деятельность больницы Софьи Перовской за 1943 год, раскрыты особенности работы лечебных подразделений, трудности снабжения и повседневной жизни.

Экспозиция размещена на территории Военно-медицинского музея – музея медицины России и военно-медицинской службы, который называют «медицинским Эрмитажем». Музей был создан 12 ноября 1942 года, когда медицина имела стратегическое значение.

«Музей блокадной медицины - символ подвига медиков блокадного Ленинграда. Создание музея — это одно из направлений деятельности по сохранению памяти о защитниках нашего города, медицинских работниках, которые следовали традициям милосердия и человеколюбия, самоотверженности и стойкости», — сказал в ходе церемонии открытия экспозиции директор Военно-медицинского музея Анатолий Будко.

В свою очередь гендиректор Группы клиник «Согаз Медицина» Владислав Баранов напомнил, что в годы блокады в здании на Малой Конюшенной улице, где с 2010 года располагается основная клиника сети, ни на один день не прекращала свою работу больница им. Софьи Перовской, где лечили раненых, боролись с тяжелыми формами дистрофии и авитаминозов — самыми распространенными заболеваниями у жителей окруженного Ленинграда. «Наши врачи, медицинские сестры, административные сотрудники бережно хранят память о Великой Отечественной войне. Мы приняли непосредственное участие в создании Музея блокадной медицины, потому что хотим сохранить память о подвиге предыдущих поколений медиков, которые спасали жизни защитников нашего города и жителей Ленинграда», - сказал Владислав Баранов.

!!!!
«Музей блокадной медицины - символ подвига медиков блокадного Ленинграда. Создание музея — это одно из направлений деятельности по сохранению памяти о защитниках нашего города, медицинских работниках, которые следовали традициям милосердия и человеколюбия, самоотверженности и стойкости».










Анатолий Будко

Перспективная площадка

Производителей высокотехнологичной продукции пригласили в индустриальный парк «Руднево».


Новый московский индустриальный парк «Руднево» войдет в десятку крупнейших в стране по объёму производственных площадей, заявил генеральный директор ОЭЗ «Технополис Москва» Геннадий Дегтев на презентации объекта для инвесторов.

«Территория Руднево на юго-востоке столицы включена в федеральный реестр индустриальных парков Министерством промышленности и торговли РФ. В 2023 году здесь появится мощный центр развития промышленности. Его цель – создать благоприятные условия для развития высокотехнологичных компаний малого и среднего предпринимательства. На 37 га строятся более 280 тысяч квадратных метров производственных площадей. Компании смогут разместиться в готовых корпусах в формате brownfield. Кроме того, есть возможность построить производственные помещения под конкретного заказчика. С вхождением площадки в контур ОЭЗ Москвы ее резиденты получат налоговые и таможенные преференции, действующие на всей ее территории», - рассказал Геннадий Дёгтев.

Резидентов индустриального парка «Руднево» определит конкурсный квалификационный отбор. Для потенциальных инвесторов сформирован ряд критериев, среди которых: объем вложений планируемой выручки, наличие НИИОКР, соответствие продукции приоритетным направлениям развития промышленности Москвы.

Руководитель особой экономической зоны столицы обратил внимание на преимущества индустриальных парков в целом и конкретные плюсы новой московской площадки.

«Индустриальные парки становятся все более популярны - общая инфраструктура избавляет компании от непрофильной деятельности по созданию и обслуживанию коммунальных сетей, организации различных сервисов. А для Руднево еще и характерна уникальная транспортная доступность. Новый индустриальный центр находится в непосредственной близости к автодорожной сети, что важно для грузоперевозок, и к станции метрополитена, что делает площадку удобной для будущих сотрудников компаний», - подчеркнул Геннадий Дёгтев.

Строительство индустриального парка ведется в три этапа:

- первая очередь включает 19 объектов площадью свыше 117 тыс. кв. м;

- вторая – объекты общей площадью 47,9 тыс. кв. м;

- третья очередь – проект greenfield c возможностью возведения около 116 тыс. кв. м за счет средств частных инвесторов.

На сегодняшний день объем выполненных работ составляет более 70%, на площадке работает около 2 тыс. строителей. Строительство планируется завершить в 2023 году. Генеральным подрядчиком выступает ООО «КРОСТ-Д».

«По скорости строительства этот индустриальный парк не имеет аналогов в мире. Для нас как для строителей возведение такого рода объектов – большая ответственность и большой вызов. Мы здесь применяем самые современные строительные технологии. Так, часть работ перенесли на завод, на конвейерную линию, где конструкции производят и готовят для сборки на объекте. В результате удалось достичь серьезного темпа производства работ. На сегодняшний день выполнено более 70 процентов от общего объема работ», – рассказал заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Борис Добашин.





Пресс-служба ОЭЗ «Технополис Москва»

Публичный марафон ВАРМСУ: эксперты обсудили организационные основы муниципальной власти

Круглый стол «Организационные основы местного самоуправления: система органов местного самоуправления и формы участия населения в местном самоуправлении» состоялся 27 января в пресс-центре информационного агентства «Общественная служба новостей». Мероприятие проходило в рамках экспертного марафона ВАРМСУ по публичному обсуждению принятого в I чтении проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».



Участие в круглом столе приняли федеральные и муниципальные эксперты, представители Министерства юстиции РФ, Минэкономразвития, Министерства финансов РФ, Общественной палаты РФ, Государственной Думы РФ, органов местного самоуправления, Советов муниципальных образований субъектов Федерации и другие заинтересованные лица.

«ВАРМСУ задала высокий уровень экспертных обсуждений. Состав спикеров и участников круглых столов выбран таким образом, чтобы ни одни из важных вопросов не оставить без внимания. Первые итоги проведенных мероприятий показали имеющийся большой опыт по реорганизации поселенческого уровня в разных регионах Российской Федерации. Его также будем учитывать в дальнейшем. Вместе с тем, высказываются определенные опасения, прогнозируются риски. Практика показывает, что там, где продуктивно под руководством губернатора ведется работа в регионах, где слушают и слышат каждого главу района или поселения, там минимизируется волнение людей и проще решать возникающие проблемы. Наша Ассоциация благодарна муниципальному сообществу за активность и неравнодушие, за конструктивный диалог и дельные предложения», - отметил Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Иван Цецерский.

Глава муниципального образования Узловский район Тульской области, член Президиума Государственного Совета РФ, Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Тульской области» Марина Карташова подчеркнула, что благодаря большому количеству площадок для обсуждения законопроекта есть возможность высказать мнения, учесть их, обобщить, чтобы уже конкретные предложения направить для дальнейшей доработки документа.

«Вместе со всем муниципальным сообществом мы переживаем: как будем реализовывать данный закон, когда он будет принят в окончательном чтении? Для этого необходимо очень четко определить понятийный аппарат, глоссарий законопроекта. Чтобы основополагающие моменты, которые уже работают, плавно перешли в новый нормативный документ. Например, вернуться к понятию «вопросы местного значения» и дать ясную формулировку. Устранить неоднозначные конструкции, такие как: «могут создаваться», «как правило, входят в структуру». Важно, чтобы каждый муниципалитет понимал свой круг выполняемых вопросов. На этом этапе нужно обратить внимание на каждую статью законопроекта и давать четкие предложения по их развитию или изменению», - прокомментировала Марина Карташова.

Для этого ВАРМСУ создала рабочую группу, уже поступило множество мнений и позиций, есть прямой контакт с различными материалами и наработками. Эксперт также обозначила один из вопросов, который часто звучит от муниципалов: не утратят ли свою уникальность сельские территории, населенные пункты, деревни, поселки, города? Наша страна большая, многогранная, со своими культурными особенностями. Тем не менее, анализ предложенной структуры показал: муниципальный округ – оптимальный формат, который позволяет сохранить идентичность всех населенных пунктов.

Марина Карташова также выступила с предложением о создании рабочей группы по разъяснению деятельности муниципалитетов в переходный период реализации закона. Предстоит большая разъяснительная работа с людьми, чтобы не допустить социальной напряженности.

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению Игорь Бабичев добавил, что переходный период определен большой – пять лет. И каждый субъект Федерации вправе выбрать свой темп преобразований в зависимости от политической, социально-экономической обстановки.

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов заявил, что по охвату людей, по социально-экономическому, политическому воздействию на каждую сферу нашей жизни за последние 20 лет не было более масштабной реформы. Само местное самоуправление, по его словам, является своеобразной скрепой нашего государства.

«Надо признать, что ФЗ-131 с момента рождения был далек от совершенства. В закон внесено почти 200 изменений, он стал как «лоскутное одеяло». А это значит, что, основываясь на такой документ, невозможно решить проблемы простых людей: отсутствует баланс ресурсов и полномочий между различными уровнями власти, да и само взаимодействие между ними не регламентировано и не прозрачно. Основываясь на базовых вопросах функционирования публичной власти в государстве (а это и обновленная Конституция, и ФЗ об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ), нам важно создать современную модель организации и деятельности органов местного самоуправления, впитавшую в себя и российскую, и зарубежную лучшую практику», - поделился Сергей Морозов.

Депутат обозначил ключевую мысль законопроекта: муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать. Однако документ не получился идеальным, ведь он готовился без широкого привлечения местного самоуправления и экспертного муниципального сообщества.

«Отсюда попытка некоторых людей громко заявить, что якобы происходит ликвидация местных органов власти. Но это не так. Действительно, есть проблемы с финансированием, кадровым обеспечением. Жизнь показывает, что переход на любую новую систему всегда несет определенные сложности. Поэтому сегодня идет общенациональная дискуссия по этому законопроекту. И процесс публичного обсуждения уже запущен – на площадке ВАРМСУ», - высказал мнение Сергей Морозов.

Он также призван поддержать инициативу АНО «Институт развития местных сообществ» и ежегодно, при поддержке федеральных органов власти, проводить Всероссийский конкурс «История местного самоуправления» и Всероссийской урок местного самоуправления.

Позицию муниципального сообщества высказали представители органов местного самоуправления. Глава администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области Алексей Чудиков подчеркнул: главный посыл – не допустить снижения качества жизни людей. «Изменения назрели. Муниципальный округ дает определенный положительный эффект: происходит централизация органа управления, применяются единый подход к управлению ресурсами, единая нормативно-правовая база, равные возможности распределения бюджетных средств на территории», - отметил он.

Председатель правления Совета муниципальных образований Республики Бурятия Станислав Гармаев добавил: важно, чтобы при реформировании не пострадали как сами жители, так и люди, которые работают на селе, в муниципальной власти, особенно в небольших поселениях и деревнях.

Глава администрации города Суздаля (Владимирская область) Сергей Сахаров поделился опасениями, высказываемыми на уровне муниципальных образований. Например, предстоит развивать систему электронного обращения к органам власти, что вызовет определенные трудности у старшего поколения. Также необходимо грамотно определить круг полномочий городских округов.

Исполнительный директор Совета муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская сообщила, что на субъектовом уровне принято решение о создании согласительной комиссии, на которой будут определены территории, где целесообразно создать муниципальные округа, а где на переходный период сохранится двухуровневая система. Выборы, запланированные на 2022 год, будут проведены.

Председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда Александр Мордвинцев рассказал об усилении правового статуса контрольно-счетных органов муниципальных образований. «В связи с внесенными изменениями контрольно-счетные палаты становятся самостоятельными органами муниципального контроля за формированием и исполнением бюджетов разных уровней, законным и эффективным использованием бюджетных средств, выполнением целевых программ и национальных проектов, управлением муниципальным имуществом», - сообщил он. И выступил с предложениями о корректировке отдельных норм по этому направлению.

Руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, к.ф.н. Владимир Вагин подготовил доклад об аспектах инициативного бюджетирования. Он высказал пожелания по внесению соответствующих доработок. В частности, предусмотреть сохранение 5%-ой доли расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учётом мнения граждан, в новом законе, унифицировать процедуру софинансирования на основе инициативных платежей граждан, синхронизировать мероприятия госпрограмм, программ субъектов РФ, муниципальных программ, по вопросам участия (учета мнения) граждан и создать рабочую группу при ВАРМСУ по данному вопросу.

Также с докладами выступили: депутат Государственной Думы Олег Гарин, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов, директор Общенациональной ассоциации ТОС Захарий Юдин, председатель Муниципального Совета городского округа город Рыбинск Константин Долгов.

Обсуждение законопроекта будет продолжено в рамках экспертного марафона ВАРМСУ. Следующий круглый стол состоится 3 февраля и будет посвящен теме «Компетенционные основы местного самоуправления: собственные/переданные полномочия органов местного самоуправления и их возможности».

Также продолжается сбор предложений по внесению изменений в законопроект. Их обработкой, анализом и обобщением займется специально созданная рабочая группа для дальнейшей выработки консолидированной позиции муниципального сообщества.

Совет муниципальных образований Иркутской области ответственно подошел к рассмотрению проекта федерального закона 27 января 2022 г. в г. Иркутске прошло Общее собрание членов Ассоциации "Совет муниципальных образований Иркутской области"


В работе Общего собрания членов региональной Ассоциации муниципальных образований под председательством Вадима Семенова приняли участие: губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников, федеральный инспектор по Иркутской области Андрей Соковиков, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Антон Красноштанов, сенатор Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Брилка, председатель Правления Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления Иван Цецерский, депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, представители органов государственной власти Иркутской области, представители Прокуратуры области, представители Управления министерства юстиции РФ по Иркутской области, Советы муниципальных образований Республика Бурятия, Кемеровской области - Кузбасс, представители более трехсот муниципальных образований Иркутской области первого и второго уровня.

Участники собрания обсудили проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

По данному вопросу с докладом выступили: председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский, председатели Правлений Палаты городских округов Руслан Болотов, Палаты муниципальных районов Владимир Самойлович, Палаты городских поселений Василий Темгеневский, Палаты сельских поселений Андрей Побережный.

В своем выступлении Иван Цецерский отметил, что Совет муниципальных образований Иркутской области ответственно подошел к рассмотрению проекта федерального закона, обсуждая его с Губернатором области, а также сообщил, что все предложения направленные в адрес ВАРМСУ будут рассмотрены и отработаны с каждой территорией.

На ремонт муниципальных дорог и мостов направлено почти 2,7 млрд руб.

По поручению губернатора Евгения Куйвашева правительство Свердловской области направило почти 2,7 миллиарда рублей на ремонт муниципальных дорог и мостов. Соответствующие постановления были приняты на заседании регионального кабинета министров 27 января.


В частности, утверждено дополнительное распределение субсидий в рамках госпрограммы по развитию транспортного комплекса. Это необходимо для реконструкции автодорог с путепроводом в Нижнем Тагиле. Также средства будут направлены на строительство, реконструкцию, капремонт мостов на автодорогах в сельской местности и малых городах.

В рамках новой программы по ремонту мостов, разработанной по поручению губернатора Евгения Куйвашева, на ремонт мостовых переходов, расположенных в сельской местности и малых городах, направлено 86,8 миллиона рублей. «Мы в течение трёх лет приведём в порядок все малые мосты обязательно. Это вопрос непростой, но совершенно точно мы знаем, как его решить», – сказал губернатор на пресс-конференции.

Эффективность взаимодействия Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга с органами государственной власти Санкт-Петербурга

Сегодня состоялось очередное заседание Президиума Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга. Его приглашенными участниками стали первый заместитель председателя Комитета территориального развития Елена Кудрявцева и заместитель председателя Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Игорь Мурашев.


Президиум решил направить в Комитет территориального развития предложения по повышению эффективности взаимодействия СМО с органами госвласти Санкт-Петербурга, а также организовать и провести ряд конференций.

В частности, по вопросам реализации ОМСУ полномочий в сфере благоустройства и в сфере военно-патриотического воспитания граждан с участием представителей профильных комитетов.

Помимо этого, Совет запустит онлайн-проект «Час муниципального депутата» в группе в ВКонтакте. В ходе регулярных трансляций каждый муниципальный депутат сможет задать интересующий его вопрос председателю Совета и сразу же получить ответ в открытом формате.

Коммерсант: Утром реформа - вечером деньги: депутаты запустили "оптимизацию" местного самоуправления

СМИ о новом законе МСУ


Госдума приняла в первом чтении новую редакцию закона о местном самоуправлении (МСУ). Против выступили КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП): по их мнению, реформа лишит муниципалов самостоятельности и сделает местную власть менее доступной для граждан. Сторонники проекта придерживались противоположной точки зрения, уверяя, что теперь за органами МСУ будут закреплены конкретные полномочия и людям будет понятнее, к кому обращаться за помощью. Кроме того, за полномочиями, перераспределяемыми с регионального уровня на местный, будут следовать и соответствующие финансы.

Представляя законопроект, его соавтор и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») напомнил, что вступившие в силу полтора года назад поправки к Конституции, помимо прочего, закрепили и принцип единства публичной власти. В конце 2021 года президент подписал закон об общих принципах организации публичной власти, а теперь дело дошло и до реформы МСУ, которое по обновленной Конституции является неотъемлемой частью публичной власти. При этом старый закон о МСУ менялся 186 раз и, по сути, превратился в «лоскутное одеяло», подчеркнул депутат.

«Мы не меньше чем в два раза предлагаем сократить количество муниципальных образований, впрочем, это будет решаться законами субъектов федерации. Сейчас их более 20 тысяч», — сообщил Павел Крашенинников.

Но ликвидировать всю власть в поселениях никто не собирается, заверил он: «Там будут территориальные органы, там будут представители властей, и они, конечно, будут продолжать работать».

Депутат от КПРФ Олег Михайлов этому, однако, не поверил. Он отметил, что в Республике Коми, которую он представляет, расстояние от некоторых поселений до райцентра исчисляется сотнями километров, и усомнился, что окружная администрация в случае ликвидации сельских поселений сможет эффективно решать проблемы граждан. Павел Крашенинников на это ответил, что речь идет не о ликвидации, а об оптимизации, и повторил, что представители властей на местах будут продолжать работать.

Николай Новичков (СРЗП) заявил, что законопроект противоречит Конституции, по которой органы МСУ не входят в систему госвласти, что гарантирует им самостоятельность, тогда как по новому проекту они «инкорпорируются в систему органов государственной власти». Глава комитета признал, что дискуссия по этому вопросу идет уже давно, но выразил убеждение, что «публичная власть с государственной властью — это, конечно же, не одно и то же». А жителям населенных пунктов все равно, кто решает их проблемы, заверил единоросс. «Ну и также вот немаловажный факт: у нас абсолютное большинство органов МСУ дотируются из бюджетов субъектов»,— напомнил он. Законопроект же предлагает закрепить два перечня полномочий МСУ — неотъемлемые и те, которые могут быть перераспределены регионом, и во втором случае за ними должны следовать соответствующие финансы, подчеркнул господин Крашенинников (хотя для этого еще потребуется внесение соответствующих поправок в Бюджетный кодекс).

Выступления от фракций закрепили сложившийся расклад мнений.

Георгий Камнев (КПРФ) заявил, что реформа «фактически уничтожает МСУ, превращая его в низовой уровень государственной власти, выхолащивая саму суть коллективистского начала общины».

Андрей Кузнецов (СРЗП) обнаружил в документе «юридические травмы», из-за которых после реформы МСУ потеряет гарантированную Конституцией самостоятельность. А выгодоприобретателями реформы станут губернаторы, которые «смогут избавиться от протестов при реализации тех или иных проектов» — таких, например, как «мусорные полигоны, вырубка лесов и парков, захват озерной и речной инфраструктуры», предположил эсер.

Председатель комитета по региональной политике и МСУ Алексей Диденко (ЛДПР) постарался соблюсти баланс между похвалой и критикой. По его словам, законопроект написан «очень качественно», но в нем «не отражена существенная и ключевая роль МСУ как общественно-политического института, как основы конституционного строя». Депутат также посетовал на отсутствие в тексте законопроекта глоссария — словаря основных терминов.

Владислав Даванков («Новые люди») в целом оценил документ позитивно, но напомнил, что его партия отстаивает выборность глав муниципалитетов. «Важно закрепить приоритет выборности мэров перед другими способами избрания, вот прямо так, чтобы был конкретный перечень случаев, когда главу местного самоуправления могут выбирать без участия жителей»,— подчеркнул господин Даванков.

Наконец, единоросс Дмитрий Вяткин вспомнил, как после вступления в 1995 году в силу прежнего закона о МСУ «мы наблюдали парад суверенитетов, который имел свои последствия». В пример он привел родной город Коркино (Челябинская область), где появилось «четыре совета депутатов, четыре главы, и еще вчерашние приятели стали смертными врагами, потому что сразу начали делить собственность, некие привилегии, налогооблагаемую базу».

В заключительном слове Павел Крашенинников сообщил, что комитет ждет поправок с учетом обсуждения и реакции из регионов (на данный момент оттуда поступил 41 отзыв). В итоге за принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 294 депутата (при необходимом минимуме в 226 голосов), против — 77, воздержались двое.

Источник: "Коммерсант"

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов провел рабочее совещание о проблемных вопросах Керчи

В ходе совещания Сергей Аксёнов напомнил, что повышение тарифов управляющими организациями возможно только по согласованию с жильцами дома.


«Только общее собрание жильцов легитимно в плане принятия решений. Управляющие организации не имеют полномочий по назначению тарифов на уборку и обслуживание территории в одностороннем порядке. Гражданам должны быть предложены на выбор тарифы с пояснением, какой объем работ будет выполняться за каждую определенную сумму», - отметил Глава Крыма.

Как было озвучено в ходе совещания, системная работа по выполнению поставленных ранее задач и обходу территорий муниципалитета будет продолжена.

Также Сергей Аксёнов поручил до 15 февраля разместить на сайтах администраций всех муниципалитетов республики актуальную информацию о реализуемых мероприятиях с указанием адресов и сроков.

Кроме того, Глава республики дал указание администрации Керчи и Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым проработать вопрос благоустройства пляжных зон и прилегающих территорий.

Также в ходе совещания Сергей Аксёнов выступил с инициативой проведения высадки зеленых насаждений во время субботников, поскольку в городе есть обширные территории, которые требуют озеленения.

Помимо этого, по словам Главы Крыма, до 1 июня необходимо навести порядок в городских лесах.

«Прошу провести работы по озеленению придомовых территорий и зон, которые не будут подвергнуты застройке, в ходе мероприятий по благоустройству. Керчь нужно сделать зеленым городом», - добавил Глава республики.

Комментируя слова главы администрации города Керчи Святослава Брусакова о проведенных работах по очистке ливневок, Сергей Аксёнов выразил надежду, что инциденты с затоплением города в будущем не повторятся.

Кроме того, Глава республики сообщил, что в 2022 году в Керчи запланирован ремонт более 100 придомовых территорий.

«Перед республикой стоит амбициозная задача по ремонту 500 придомовых территорий в год, в том числе до 150 территорий в городе Керчи ежегодно», - добавил Глава Крыма.

В ходе доклада врио министра здравоохранения Константина Скорупского стало известно, что в течение месяца будут дополнительно развернуты три бригады скорой медицинской помощи, которые снизят нагрузку на работающие экипажи, увеличат количество обслуживаемых вызовов, а также сократят время приезда скорой.

«Правительство держит ситуацию на контроле, техники более чем достаточно: благодаря Президенту недавно мы получили более 180 новых карет скорой помощи. Часть старой техники также в рабочем состоянии, как резерв ее можно задействовать в любом направлении, при необходимости будет задействован муниципальный транспорт, волонтеры. При этом проблему нехватки водителей сможем решить при содействии Министерства транспорта РК и ГУП РК «Крымтроллейбус», - уточнил Глава республики.

Глава Крыма поручил Министерству промышленной политики РК к 1 марта обеспечить промежуточные результаты по итогам стабилизации цен на продукты питания на объектах НТО.

Кроме того, Сергей Аксёнов рекомендовал разместить в одном помещении все ресурсоснабжающие организации города.

«Нужно проработать с АО «Крымтелеком» вопрос предоставления помещения в аренду по низкой стоимости, чтобы упростить для людей получение услуг всех ресурсоснабжающих организаций в одном помещении», - уточнил Глава республики.

Также в ходе совещания обсуждались вопросы организации работы общественного транспорта, санитарной очистки, регулирования и мониторинга цен на продовольственные товары, увеличения доходной части бюджета муниципального образования.

В совещании приняли участие: Председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов, Председатель Совета министров РК Юрий Гоцанюк, профильные министры, другие.

Управление информации и пресс-службы Главы Республики Крым

Рабочая группа ВАРМСУ консолидирует мнение муниципального сообщества

Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления 25 января провела совещание с Председателями и исполнительными директорами региональных Советов муниципальных образований в рамках экспертного марафона по публичному обсуждению законопроекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».



В мероприятии в формате ВКС приняли участие все субъекты Российской Федерации. По итогам обсуждений было принято решение о создании рабочей группы под руководством первого заместителя Председателя ВАРМСУ Сергея Дручека для сбора и анализа предложений по внесению изменений в законопроект и дальнейшей выработки консолидированной позиции муниципального сообщества, которая будет доведена до профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.

«Процесс публичного обсуждения законопроекта стартовал на площадке ВАРМСУ 20 января в Совете Федерации. К нам поступают предложения от органов местного самоуправления и экспертного муниципального сообщества. В рамках экспертного марафона 27 января и З февраля запланированы еще два публичных обсуждения. Мы основательно и взвешенно подходим к обсуждению законопроекта, в первую очередь, с коллегами, которые обладают правом законодательной инициативы и имеют возможность вносить предложения по его изменению. Нам крайне важно, чтобы позиция муниципального сообщества через ВАРМСУ была принята во внимание на федеральном уровне. Все предложения и наработки, которые поступят в ВАРМСУ, пройдут экспертную и аналитическую оценку на заседании профильной комиссии по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына», - сообщил Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский.

Он также отметил, что законодательные предложения станут основой деятельности Ассоциации в течение всего года: сначала в рамках публичного обсуждения, анализа, выработки предложений, а после принятия закона предстоит серьезная организационная работа по его реализации на местах.

Иван Цецерский поблагодарил руководителей СМО субъектов Федерации за активность и участие, в том числе в экспертном марафоне ВАРМСУ.

Начальник отдела правовой и методической поддержки органов местного самоуправления ВАРМСУ, доктор юридических наук, профессор Екатерина Шугрина сообщила, что еще с прошлого года Ассоциация сформировала механизм транслирования позиции муниципального сообщества до федеральных органов государственной власти. Он будет использован и в работе над проектом закона.

«Анализ текущей ситуации показал: 74 субъекта Российской Федерации имеют региональные законы о взаимодействии с Советами муниципальных образований, 23 Совета муниципальных образований имеют право законодательной инициативы, 70 Председателей Советов муниципальных образований являются Главами муниципальных образований. 22 Совета муниципальных образований выпускают собственные печатные издания, а 43 – методические сборники, что требует дополнительного финансирования. Также 43 СМО реализуют собственные образовательные проекты. Есть необходимость и возможность отреагировать на содержание законопроекта в части статуса СМО, более подробно прописать гарантии деятельности Советов. Например, предоставить им возможность участвовать в конкурсах президентских грантов», - пояснила Екатерина Шугрина.

С конкретными предложениями выступил Секретарь Совета муниципальных образований Оренбургской области Виктор Щепачев.

«Важно, чтобы в новом законе были закреплены отдельные общие моменты взаимодействия Советов муниципальных образований субъектов Федерации с органами власти на федеральном и региональном уровнях. В частности, чтобы СМО ежегодно докладывали главе субъекта о состоянии развития МСУ, имели право законодательной инициативы, принимали участие в согласовании или процессе рассмотрения бюджета, вопросов реализации национальных проектов. А также предлагаем предусмотреть возможность согласования руководящих должностей СМО с ВАРМСУ», - высказался Виктор Щепачев.

Глава Узловского муниципального района Тульской области, член Государственного Совета Российской Федерации, председатель Совета муниципальных образований (СМО) Тульской области Марина Карташова призвала муниципальное сообщество к конструктивным предложениям, которые бы реально отражали позицию органов местного самоуправления. «Муниципальных образований насчитывается свыше 20 000, у каждого свои особенности, видение, специфика. Мы не можем угодить всем, но имеем возможность проанализировать практики на местах, чтобы транслировать общие решения. ВАРМСУ выступает консолидирующей площадкой, которая эти мнения и решения может собрать, объединить. Закон не нужно раздувать, он должен быть, прежде всего, рабочим», - прокомментировала она.

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская подтвердила необходимость повышения статуса СМО и организации четкого взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти в регионе.

Зампредседателя - исполнительный секретарь Совета муниципальных образования Смоленской области Елена Матюшова также выступила с предложением включить глав СМО в состав высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (региональное правительство), ведь именно на этом уровне решаются основные вопросы, в том числе касающиеся развития местного самоуправления.

Заместитель Председателя Правления ВАРМСУ Александр Пересторонин обратился к участникам совещания с рекомендацией внимательно отнестись к возможным информационным рискам при публичном обсуждении законопроекта. «Интерес СМИ к этой теме растет, это значит, что нужно грамотно формулировать свою позицию, мнение, чтобы отдельные фразы не были вырваны из контекста. Кроме того, важно проработать дальнейшую работу с населением по разъяснению норм законопроекта. Простым языком рассказать: что изменится в жизни людей, что позитивного получит население после принятия закона? В этом, в частности, готова помочь ВАРМСУ в рамках образовательной программы «Современные методы коммуникации». Мы можем предоставить необходимые материалы, провести обучение, дать консультации», - отметил Александр Пересторонин.

Важность грамотной информационной политики подчеркнула исполнительный директор Совета муниципальных образований Белгородской области Татьяна Бочарова. Она призвала популяризировать деятельность СМО на федеральном уровне. Например, в крупных СМИ вести отдельные рубрики, передачи, включения из муниципальных образований. Через федеральные СМИ формировать образ муниципальной власти.

По итогам всех обсуждений участники совещания определили состав рабочей группы, которая продолжит работу по аккумулированию предложений.

В состав вошли, в том числе, Екатерина Шугрина, Виктор Щепачев, Марина Карташова, Зоя Масловская. Также включены исполнительный директор Совета муниципальных образований Ярославской области Владимир Курицин, исполнительный директор Совета муниципальных образований Новгородской области Роман Попов, Исполнительный директор Совета муниципальных образований Ивановской области Мария Климова и другие.

Им предстоит в течение 10 дней собрать и учесть все формулировки, обработать и проанализировать, согласовать с юристами и направить для рассмотрения на заседание профильной комиссии ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.

Законопроект об организации местного самоуправления в РФ принят в первом чтении

Законопроект был рассмотрен на пленарном заседании во вторник, 25 января. Документ подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве.

Как пояснял один из авторов документа, Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране.

Документ предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой муниципальной власти. По его словам, это будет способствовать устранению путаницы при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, одноуровневая система организации местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Общая структура органов местного самоуправления остается неизменной.

Муниципальные выборы и ответственность глав муниципалитетов

Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальные выборы.

Глава муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом такого образования, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае представительный орган избирает главу муниципалитета из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.

Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Укрепляется и статус главы местной администрации. Законопроект предусматривает, что он замещает муниципальную должность.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.

Единство публичной власти

Павел Крашенинников ранее отмечал, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации и направлены на создание условий для комплексного устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства.

Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Кроме того, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.

Законопроектом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом такого образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа, со сроком полномочий этого органа. В таком случае при досрочном прекращении полномочий представительного органа полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно.

Кроме того, в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, руководящий местной администрацией, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

В ВАРМСУ сформирована рабочая группа для сбора предложений муниципального сообщества по доработке законопроекта об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти

Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления 25 января провела совещание с Председателями и исполнительными директорами региональных Советов муниципальных образований в рамках экспертного марафона по публичному обсуждению законопроекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

В мероприятии в формате ВКС приняли участие все субъекты Российской Федерации. По итогам обсуждений было принято решение о создании рабочей группы под руководством первого заместителя Председателя ВАРМСУ Сергея Дручека для сбора и анализа предложений по внесению изменений в законопроект и дальнейшей выработки консолидированной позиции муниципального сообщества, которая будет доведена до профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации.

«Процесс публичного обсуждения законопроекта стартовал на площадке ВАРМСУ 20 января в Совете Федерации. К нам поступают предложения от органов местного самоуправления и экспертного муниципального сообщества. В рамках экспертного марафона 27 января и З февраля запланированы еще два публичных обсуждения. Мы основательно и взвешенно подходим к обсуждению законопроекта, в первую очередь, с коллегами, которые обладают правом законодательной инициативы и имеют возможность вносить предложения по его изменению. Нам крайне важно, чтобы позиция муниципального сообщества через ВАРМСУ была принята во внимание на федеральном уровне. Все предложения и наработки, которые поступят в ВАРМСУ, пройдут экспертную и аналитическую оценку на заседании профильной комиссии по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына», - сообщил Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский.

Он также отметил, что законодательные предложения станут основой деятельности Ассоциации в течение всего года: сначала в рамках публичного обсуждения, анализа, выработки предложений, а после принятия закона предстоит серьезная организационная работа по его реализации на местах.

Иван Цецерский поблагодарил руководителей СМО субъектов Федерации за активность и участие, в том числе в экспертном марафоне ВАРМСУ.

По итогам всех обсуждений участники совещания определили состав рабочей группы, которая продолжит работу по аккумулированию предложений.

Им предстоит в течение 10 дней собрать и учесть все формулировки, обработать и проанализировать, согласовать с юристами и направить для рассмотрения на заседание профильной комиссии ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.

Законопроект о штрафах за некачественные услуги в ЖКХ прошёл первое чтение

Коммунальщиков, плохо исполняющих свои обязанности, предлагают наказывать штрафами в размере до 200 тысяч рублей. Такой законопроект группы депутатов из «Единой России» приняли на пленарном заседании Госдумы в первом чтении.


Санкции предложили за непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг. «Сегодня мы живём в системе, когда экономически гораздо более сильные ресурсоснабжающие компании, нарушающие права тысяч граждан, получают такие же санкции, как и ТСЖ, ЖСК и садоводческие товарищества», — сказала один из авторов документа, депутат Наталья Костенко.

Действующий КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц таких организаций до одной тысячи рублей, а на юрлиц — до 10 тысяч рублей, напомнила она. Для сравнения — штрафы за те же правонарушения для управляющих компаний составляют от 50 тысяч для должностных лиц и 250 тысяч для ИП и юрлиц.

«Мизерные штрафы для ресурсоснабжающих организаций формируют безответственность руководителей таких компаний в вопросах качественного и своевременного обеспечения населения коммунальными ресурсами, и это оборачивается массовыми жалобами граждан — на грязную воду, идущую из крана, на отключение света и тепла зимой», — сказала Костенко.

Ресурсоснабжающие компании, по её словам, стараются перекладывать ответственность за свои нарушения на управляющие компании и используют мизерные штрафы для осознанного нарушения закона и прав потребителей с целью выбивания долгов из потребителей.

Как рассказала Костенко, в 2017 году жители 74 домов в Краснодаре остались без горячей воды на срок от двух недель до четырёх месяцев по причине долгов управляющей компании. «В 2018 году в Краснодаре 1241 жилой дом и 42 многоквартирных дома по тем же основаниям отключены от света, в Бурятии без тепла остались 70 инвалидов в самое холодное время года, жители Кировской области остались без горячего водоснабжения - все эти примеры показывают актуальность инициативы», — сказала политик.

Законопроект вводит двухступенчатую систему санкций за некачественно предоставленные услуги. Так, за первое нарушение организацию смогут оштрафовать на 30-50 тысяч рублей, а должностных лиц — на 5-10 тысяч рублей. При повторном нарушении штрафы для компаний составят 50-200 тысяч рублей, а для должностных лиц — 15-30 тысяч рублей.

«Это позволит обеспечить максимальную защиту прав потребителей и прекратить практику уплаты штрафа как получение некоей санкции на нарушение обязательств по своевременной и качественной поставке коммунальных услуг населению», — сказала политик.

Предлагаемый законопроект защитит права потребителей в сфере ЖКХ, сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он напомнил, что ранее был установлен запрет на привлечение коллекторов к возврату долгов по ЖКХ.

«Однако ресурсоснабжающие компании нашли другой способ — они ограничивают предоставление гражданам коммунальных услуг. Отключают тепло, горячую воду или свет. Часто должниками являются управляющая компания или несколько человек, а страдают все жители дома, включая тех, кто платит по счетам», — отметил Володин.

По его словам, это незаконно, но действующие размеры штрафов не останавливают. «Их размер не пересматривался с 2007 года. В настоящее время для должностных лиц ресурсоснабжающих организаций штраф не превышает одной тысячи рублей, а для юридических лиц — десяти тысяч. Поэтому им проще и дешевле нарушать, чем предоставлять вовремя качественные услуги. После принятия поправок в КоАП штраф вырастет многократно, это будут уже десятки тысяч рублей», — рассказал Володин.

Источник: "Парламентская газета"

Экспертный марафон ВАРМСУ: на площадке Совета Федерации обсудили новый проект территориальных основ местного самоуправления

Экспертный круглый стол на тему «Территориальные основы местного самоуправления: учет региональной специфики в модели организации местного самоуправления» состоялся 20 января на площадке Совета Федерации в рамках экспертного марафона Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления по обсуждению проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».


В заседании «круглого стола» приняли участие парламентарии, представители федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксперты. Основными спикерами стали председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заместитель Председателя Высшего Совета ВАРМСУ Вячеслав Тимченко, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко, представители федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, эксперты.

Модератором выступил губернатор Пензенской области, первый заместитель председателя Высшего Совета ВАРМСУ Олег Мельниченко. Во время вступительного слова он отметил, что в рамках принятых в 2020 году поправок в Конституцию РФ в стране закреплена единая система публичной власти. Поэтому обсуждаемый закон носит всеобъемлющей характер и прописывает функционал местного самоуправления в России.

Также в рамках «круглого стола» была представлена позиция муниципального и экспертного сообщества на территориальные основы местного самоуправления. «В ходе дискуссии мы убедились, что к документу есть вопросы. Некоторые моменты необходимо доработать», - резюмировал встречу Олег Мельниченко. Он добавил, что участвующий в работе круглого стола председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский должен обобщить предложения и замечания, сформулированные в ходе обсуждения проекта федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, и направить их в профильную комиссию ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына.

Запись круглого стола смотрите на официальном YouTube-канале ВАРМСУ:
https://youtu.be/pTKakp_Yim0

3 февраля в городе Владимире состоится очередное общее Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России

Редактор журнала «Российская муниципальная практик» примет участие в собрании Союза, материалы о наиболее интересных практиках будут опубликованы в ближайшем номере журнала.


На Собрании планируется рассмотреть федеральный законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В рамках подготовки к общероссийскому муниципальному саммиту предлагается рассмотреть вопрос о развитии туризма в городах.

Хозяева поделятся опытом города Владимира о реализации национальных проектов.

В работе Собрания ожидается участие руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований – членов Союза городов Центра и Северо-Запада России, представителей Администрации Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Северо-Западного и Центрального федеральных округов, российских и межрегиональных союзов и ассоциаций.

Надежда Косарева: Если вы хотите получить хороший результат, то не следует никуда торопиться

Проводимый в Тюменской области с 2010 года проект "Губернаторские чтения" представляет собой серию публичных лекций, посвященных различным аспектам глобальной российской и региональной модернизации.


С лекциями выступают виднейшие отечественные эксперты – экономисты, политологи, социологи. Тема о комплексном развитии территории, которая была главной в очередных губернаторских чтениях, актуальна для Тюменской области. Здесь уже начал отрабатываться новый механизм комплексного развития территорий. Для этого была оперативно разработана и принята соответствующая региональная нормативно-правовая база. Программа позволит обновить облик населенных пунктов, привлечь внебюджетные источники, даст дополнительные возможности для развития жилищного строительства

Как отметил губернатор Тюменской области Александр Моор, открывая встречу, заявленная тема для региона имеет особенное значение. "Территория – понятие геометрическое и географическое. А мы на самом деле развиваем не совсем территории, а уклад и образ жизни людей, семей, сообществ, которые там проживают", - подчеркнул он и добавил, что гуманистическая составляющая занимает главное место в проектах комплексного развития территорий, реализуемых в Тюменской области.


Основным докладчиком выступила президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Она рассказала о целях и проблемах комплексного развития территорий.

Закон о комплексном развитии территорий, принятый в конце декабря 2020 года, передает большое количество полномочий на уровень субъектов Российской Федерации. "Поэтому успех или неуспех проектов в этой сфере на девяносто процентов зависит от регионов. Кроме того, комплексное развитие территорий – очень длительный и сложный процесс. Международный опыт показывает, что если вы хотите получить хороший результат, то не следует никуда торопиться", - пояснила Надежда Косарева.

Государственная Дума РФ. Создана рабочая группа для совершенствования законодательства по концессиям в сфере ЖКХ

Концессия — форма государственно-частного партнерства, при которой государственное имущество передаётся частному инвестору на определённый срок. На бумаге: частник использует сети, получает прибыль, часть которой тратит на реконструкцию таких объектов. На практике же, зачастую, частник просто собирает деньги, но никуда их не инвестирует, в результате, сети приходят в негодность. Чтобы навести порядок в этой сфере, в Госдуме создали рабочую группу для совершенствования законодательства в этой сфере.


На проблему концессий в конце 2021 года обратил внимание депутатов генеральный прокурор России Игорь Краснов. Об изменении законодательства задумались после масштабных проверок генпрокуратурой инфраструктурных объектов, в том числе и тех, которые сданы в концессии.

Только в 2020 году прокурорами было выявлено более 5,5 тысячи нарушений законодательства о концессионных соглашениях. Для их устранения было вынесено 2,7 тысячи представлений, в суды направлено свыше 650 исков.

Водоканалы и теплосети — это стратегические объекты.

Участники группы предлагают разработать единые унифицированные требования к концессионерам, инвестиционным программам и процедурам перехода на концессионные интересы.

По оценкам экспертов, до полвины всех концессий в стране сегодня фейковые. Однако точной статистики нет, потому что в России отсутствует единый реестр концессий, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Создание реестра — это первая задача, которую нужно решить, — считает депутат. — Ещё несколько лет назад такое поручение давал президент, но оно пока не выполнено».

Федеральные экспертные слушания «Об актуальных вопросах муниципального строительства и развития законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации»

Отделение Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, Комиссия Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, Федеральный экспертный совет по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС (ФЭС), Российская муниципальная академия при поддержке Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Общероссийского конгресса муниципальных образований и Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления при участии ряда крупнейших общественных, экспертных и муниципальных объединений нашей страны проводят Федеральные экспертные слушания.


Слушания пройдут 24 января с.г. в аудитории 443 Общественной палаты Российской Федерации (г. Москва, Миусская площадь, д. 7, стр.1) с 11-00 до 14-00 час. (начало регистрации участников с 10-00 час.).

В слушаниях приглашены принять участие депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации, представители Правительства Российской Федерации, профильных министерств и ведомств, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители муниципальных образований и их объединений, ведущие ученые и специалисты, представители общественности и СМИ.

На слушаниях планируется всесторонне обсудить актуальные вопросы муниципального строительства в нашей стране и развития законодательства в сфере местного самоуправления, в том числе в свете обсуждения законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», обсуждение и принятие резолюции слушаний.

Участие в слушаниях можно принять как в очном, так и в онлайн-режиме после предварительной регистрации.

Регистрация на участие осуществляется до 19 января:

Дополнительную информацию можно получить по адресу электронной почты fed-expertcouncil@yandex.ru или по тел.(495) 692-90-81

Муниципальная реформа заждалась отзывов

Проект нового закона о местном самоуправлении (МСУ) может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении 26 января. Об этом сообщил журналистам председатель думского комитета по законодательству и государственному строительству Павел Крашенинников.


Новая версия закона о местном самоуправлении, внесенная в Думу 16 декабря председателями комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом, стала вторым документом, направленным на реформу системы региональной власти и приведение ее в соответствие с обновленной Конституцией. Первый закон тех же авторов, о публичной власти в субъектах РФ, был подписан президентом в конце декабря 2021 года.

Среди главных новелл законопроекта — упразднение городских и сельских поселений с переходом к одноуровневой системе МСУ, а также наделение губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно отрешать их от должности.

Пока отзывов на этот документ из региональных законодательных собраний практически не поступало. Депутаты регионов не слишком активно возвращаются к работе после новогодних каникул, посетовал господин Крашенинников.

ЯНАО. Архивы муниципалитетов поучаствовали в запуске приложения «Календарь памятных дат»

Служба по делам архивов Ямала в соавторстве с архивами муниципалитетов Арктического региона запустила электронное приложение «Календарь памятных дат». Его можно установить на свой компьютер или смартфон с сайта службы.


В календаре отмечены все памятные даты, праздники, юбилеи и значимые события из истории ЯНАО, установленные по данным архивных документов.

Здесь сведения об образовании районов, городов, сел, о создании учреждений и предприятий, об открытии нефтегазовых месторождений. Кроме того, из календаря можно узнать о выдающихся деятелях округа, внесших свой вклад в историю его развития.

Огромный опыт работы на территории муниципалитетов

Мария Климова,
Исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Ивановской области

Ивановская, Тульская и Рязанская области обменялись лучшими практиками работы с ТОСами.


В конце прошлого года состоялось расширенное заседание комиссии Ивановской областной Думы по вопросам территориального общественного самоуправления. Участники обсудили лучшие практики взаимодействия органов муниципальной власти Ивановской, Тульской и Рязанской областей с жителями, объединенными в ТОСы.

В Ивановской области много эффективных практик работы органов местного самоуправления с ТОСами. Местные администрации взаимодействуют с жителями с жителями, в том числе, через такие институты как старосты сельских населенных пунктов и органы ТОС. Там, где создан и активно работает ТОС, территория всегда ухожена, благоустроена: разбиты цветники, установлены детские площадки и элементы декора. Региональное отделение партии «Единая Россия» в ближайшее время намерено запустить проект, направленный на развитие ТОС-движения в Ивановской области.

Эта инициатива поддержана Советом муниципальных образований Ивановской области. В ряде муниципалитетов региона работа с ТОСами выстроена на очень высоком уровне: есть четкое и системное взаимодействие с жителями, председатели ТОС получают информационно-методическое сопровождение своей деятельности, в местной администрации определен сотрудник, который непосредственно отвечает за работу с ТОСами. Есть и опыт оказания материальной поддержки ТОСам.

В качестве положительных примеров можно изучать опыт работы органов местного самоуправления городских округов Иваново, Кинешма, Тейково, а также Комсомольского и Южского муниципальных районов.

Есть также успешный опыт работы с ТОСами в Рязанской и Тульской областях. Тосовское движение в Рязани зародилось еще в 1998 году. На сегодняшний день в городе действует 65 комитетов ТОС, из них 15 являются юридическими лицами. В 2017 году в Рязани создан Дом ТОС, который, по сути своей, является ресурсным центром для ТОСов. В рамках этого проекта для активистов создана база для проведения мероприятий: на безвозмездной основе предоставляются помещения и предметы ресурсного оснащения, создан архив сценариев для проведения праздников.

Опыт Тульской области был представлен практиками работы органов местного самоуправления городских округов Алексин и Новомосковск.


ТОСы осуществляют свою деятельность в городе Алексин уже 26 лет. В настоящее время вся территория города объединена в 12 ТОС. В муниципалитете активистов ТОС приглашают на совещания с общественностью, публичные слушания, на регулярной основе проводятся встречи с главой городского округа.

В Новомосковске Тульской области территориальное самоуправление начало создаваться с 1994 года. ТОСы здесь полностью обеспечены помещениями, председателям оплачивают услуги телефонной связи. Большое внимание уделяется работе по тиражированию лучших практик. Информация о деятельности ТОСов публикуется в местных печатных изданиях, размещается на официальном сайте города Новомосковск, сюжеты о работе ТОСов выходят на местном телевидении.

На сегодняшний день территориальное общественное самоуправление Иваново объединяет 25 процентов территории областного центра. Высока активность городских ТОСов в региональной программе местных инициатив. Так, за два последних года в г. Иваново было успешно реализовано 38 местных проектов по благоустройству.

Кинешма также является активным участником этой региональной программы. Любой конкурс или программа кинешемских ТОСов обеспечивается информационным и методическим сопровождением со стороны администрации.

На заседании были подведены итоги конкурса «Лучший проект ТОС Ивановской области» за 2021 год, организатором которого является региональный совет муниципальных образований. В 2021 году на участие в конкурсе было подано 35 заявок из 12 муниципальных образований региона. Большинство проектов, поданных на участие в конкурсе, связано с благоустройством территорий, а также развитием спорта и физической культуры на территории ТОСа. Ряд проектов направлен на проведение культурно-массовых мероприятий и работу с детьми и молодежью. По итогам конкурсного отбора 8 ТОСов получили средства на реализацию своих проектов.

Конкурс «Лучший проект ТОС Ивановской области» проводится в регионе с 2018 года и направлен на целевое финансирование и дальнейшую реализацию проектов, инициированных ТОСами региона. Средства на реализации проектов выделяются непосредственно ТОСам, при этом, обязательного софинансирования проекта со стороны жителей не требуется.

ВАРМСУ запускает экспертный марафон по обсуждению законопроекта об организации местного самоуправления

Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления запускает экспертный марафон по публичному обсуждению проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2021 года.


В рамках марафона запланирована серия мероприятий с участием федеральных и региональных экспертов, представителей местного самоуправления.

20 января состоится Экспертный круглый стол на тему «Территориальные основы местного самоуправления: учет региональной специфики в модели организации местного самоуправления».

27 января запланирован Экспертный круглый стол «Организационные основы местного самоуправления: система органов местного самоуправления и формы участия населения в местном самоуправлении».

3 февраля экспертный круглый стол будет посвящен теме «Компетенционные основы местного самоуправления: собственные/переданные полномочия органов местного самоуправления и их возможности».

Также в январе пройдет обсуждение законопроекта с руководителями региональных Советов муниципальных образований.

«Законопроект является логичным этапом процесса модернизации единой системы публичной власти. Документ призван упорядочить отношения разных уровней власти, обеспечить прозрачность работы органов местного самоуправления, установить ответственность перед населением. Важно, чтобы установленные нормы работали четко и логично, в интересах граждан, общества и государства. Поэтому на этапе обсуждений нам необходимо консолидировать экспертное мнение, выслушать все стороны, внести предложения и корректировки, чтобы получить работающий и цельный закон», - отметил Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский.

Ознакомиться с законопроектом «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» можно по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8

Трансляция круглых столов в рамках экспертного марафона будет вестись на YouTube-канале Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления: https://www.youtube.com/channel/UCHsjZM99RwJhADPyxkHIEmw


Справка. Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) создана в 2019 году, учредителями выступили крупные и авторитетные общественные организации России. В настоящее время в состав Ассоциации входят все 85 региональных ассоциаций – Советы муниципальных образований субъектов РФ. Официальный сайт https://varmsu.ru/

Пресс-секретарь
Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления
Дарья Смирнова
Тел.: +7 (926) 020-37-61

Челябинск. Районные советы в городе расформируют: провал муниципальной реформы

Местное самоуправление в том виде, в котором его реализовали в Челябинске еще в 2014 году, не работает. Идея – провалилась. С таким мнением выступил действующий советник губернатора Челябинской области, экс-спикер ЗСО, Владимир Мякуш. К слову, один из соавторов проекта, по некоторым данным, и его инициаторов.


Эксперимент, начатый в Челябинске, внес только сумятицу в головах жителей, считает Мякуш. Люди не знают к кому обращаться по тому или иному вопросу, и кто, в конечном счете, за что отвечает.

При этомм, районы имели свой личный бюджет на ряд позиций, включая определенное благоустройство. Но либо не справлялись с задачами, либо делали работу спустя рукава. А претензии большая часть людей направляла городским и региональным чиновникам..

Сегодня жители муниципальных районов города в большинстве не знают своих депутатов, не знают чем и за что они отвечают. Впрочем, не все фамилии и работа «народных избранников» известная и СМИ: зачастую райсоветы «переводят стрелки» или просто не появляются на своих местах.

По мнению Мякуша, уже на следующих выборах депутатов будут избирать напрямую в Гордуму Челябинска, путем прямого голосования. А все районные советы депутатов – расформируют.
От редактора

Журнал «РМП» («Российская муниципальная практика») информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.

РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Спецпроект «Муниципальная Карта России»
Спецпроект «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник организаций муниципальных образований
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Архив номеров Карта сайта © 2009-2024 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru