|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости МСУ |
|
|
Контакты |
Объединенная промышленная редакция
Журнал "Российская муниципальная практика"
Адрес:
123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 39, офис 310
Телефоны:
(495) 778-14-47
+ 7 901 578-14-47
+ 7 964 765 57 06
E-mail:
tagen@bk.ru
doc@promweekty.ru
Интернет: www.russmp.ru
|
|
О журнале |
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится
информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен
передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими
предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на
повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности
бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..
|
|
|
Новый номер «Российской муниципальной практики» |
Новый номер журнала «Российская муниципальная практика»
будет презентован на очередном съезде Всероссийской
ассоциации развития местного самоуправления, которая
состоится в декабре.
Спецпроект «Муниципальная карта
России» в этом номере расскажет о местном самоуправлении
Челябинской области.
В журнале материалы о реализации национальных проектов в
муниципалитетах России: реализации программ
благоустройства, цифровизации муниципальных образований,
внедрение технологий.
|
«Усадьбы Подмосковья» |
0 ноября 2021 года состоялась онлайн-презентация сайта
«Усадьбы Подмосковья» для студентов Владимирского
государственного университета, обучающихся по направлению
«Туризм и сервис». Созданный сайт способствует популяризации
культурного наследия страны в целом, развитию и продвижению
Подмосковья как культурно-исторического и туристского бренда
Московского региона.
Доцент кафедры «Туризм и сервис» ВлГУ Ксения
Александровна Суханова отметила, что материалы,
предоставленные организаторами и разработчиками проекта
представляют для студентов научно-практическую ценность, так
как являются актуальными и востребованными при подготовке к
практическим и теоретическим занятиям, в рамках изучения
таких дисциплин как «Экскурсоведение», «Охрана культурного и
природного наследия в России и за рубежом», «Туристское
регионоведение России».
Кандидат педагогических наук, К.А. Сухановаа
отметила, что участие в мероприятиях подобного рода
позволяет формировать навыки в области проектной
деятельности и продвижения молодежных инициатив, как
эффективный способ самореализации молодежи и повышение
уровня ее потенциала, что является одним из приоритетов
молодежной политики страны.
Ранее, в качестве экспертов, в проекте также приняли участие
заведующая кафедрой «Туризм и сервис» ВлГУ Гужова Л.Г. и
методист кафедры, экскурсовод Самсонова Г.А. Они высказали
свое экспертное мнение о высоком методическом уровне
подобранных материалов.
Участники мероприятий выразили надежду на дальнейшее
плодотворное сотрудничество и установление межрегиональных
научно-практических связей.
Сайт «Усадьбы Подмосковья» разработан в рамках реализации
проекта «Культурное кольцо столицы. Виртуальные экскурсии по
самым ярким объектам культурного наследия Подмосковья» с
использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский
фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие
люди» нац.проекта «Культура».
|
В Совете Федерации обсудили деятельность акционерного общества «ДОМ.РФ» по повышению качества и доступности жилья |
А. Шевченко: Для решения жилищной проблемы надо более
активно развивать альтернативные покупке жилья
инструменты, в первую очередь, социальную аренду
Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко провел
«круглый стол» на тему «О деятельности акционерного
общества «ДОМ.РФ» по повышению качества и доступности
жилья».
«Наш Комитет как профильный в Совете Федерации по
вопросам жилищной политики, внимательно следит за
деятельностью акционерного общества «ДОМ.РФ», которому
государством отведена одна из ключевых ролей в
достижении национальных целей по обеспечению граждан
жильем», - заявил сенатор.
По его словам, сфера деятельности акционерного общества
охватывает очень широкий круг вопросов, включающих
развитие рынка ипотечного кредитования, осуществление
функций оператора госпрограмм поддержки застройщиков,
деятельность по вовлечению в оборот неиспользуемых или
неэффективно используемых федеральных земель, по
финансированию жилищного строительства, формированию
комфортной городской среды, развитию рынка арендного
жилья. И это далеко не весь перечень направлений, в
работу по которым вовлечен ДОМ.РФ, уточнил
парламентарий.
Среди направлений деятельности общества Андрей Шевченко
выделил работу ДОМ.РФ в качестве оператора ряда
федеральных программ господдержки отдельных категорий
граждан в жилищной сфере, имея в виду льготную,
семейную, дальневосточную ипотеки, а также программу
поддержки семей с детьми. «Несмотря на не очень
длительный срок совместного действия указанных программ,
уже более 1 миллиона семей улучшили свои жилищные
условия либо снизили платежную нагрузку по ипотечным
кредитам. Порядка 2 триллионов 600 миллиардов рублей
сегодня составляет сумма всех заключенных по ним
договоров».
Глава Комитета СФ полагает, что с учетом накопленного
акционерным обществом опыта администрирования
федеральных ипотечных программ было бы полезным
распространение функций оператора ДОМ.РФ также и на
региональные программы по улучшению жилищных условий
граждан. «В ряде субъектов ДОМ.РФ такие функции уже
осуществляет. Это позволит максимально автоматизировать
процесс получения услуг за счет реализации принципа
«одного окна».
Вместе с тем, говоря о пользе ипотеки, законодатель
отметил, что значительная часть населения не сможет ею
воспользоваться вне зависимости от размера процентной
ставки. Это – около 40 процентов от всех нуждающихся в
улучшении жилищных условий граждан.
Сенатор полагает, что в целях решения жилищной проблемы
данной категории граждан следует более активно развивать
альтернативные покупке жилья инструменты, в первую
очередь, социальную аренду. «Развитие рынка арендного
жилья - одно из направлений деятельности акционерного
общества. К сожалению, данный сегмент рынка развивается
далеко не так хорошо, как бы хотелось», - отметил
законодатель.
По словам Андрея Шевченко, точечное строительство
арендных домов в нескольких регионах не способно
переломить ситуацию с обеспечением жильем нуждающихся в
этом граждан, в первую очередь малообеспеченных. «Здесь
проблема комплексная. Она касается и отсутствия в нашей
стране цивилизованного рынка арендного жилья (граждане,
сдающие жилье, не зарегистрированы ни как самозанятые,
ни как индивидуальные предприниматели), и отсутствия мер
государственной поддержки застройщиков, осуществляющих
строительство арендного жилья».
Меры поддержки, считает сенатор, могли бы быть самыми
разными: от безвозмездного предоставления земельных
участков, кредитов по льготным ставкам, до различных
налоговых преференций. «Акционерному обществу необходимо
рассмотреть вопрос о самостоятельном осуществлении
строительства арендных домов, используя для этого все те
механизмы, которые имеются в его арсенале. Я имею в
виду, в том числе вовлекаемые в оборот неэффективно
используемые земельные участки», - подчеркнул глава
Комитета СФ.
Как указал Андрей Шевченко, отдельным направлением
деятельности общества, связанным с поддержкой
предложения на рынке жилья, является запуск в рамках
разработанного Правительством «инфраструктурного меню»
инфраструктурных облигаций.
Генеральный директор акционерного общества «ДОМ.РФ»
Виталий Мутко рассказал о проводимой работе в сфере
повышения качества и доступности жилья и ее результатах.
«Как институт развития мы уделяем большое внимание
развитию территорий», - подчеркнул глава общества.
По
его словам, в настоящее время принята Долгосрочная
программа и стратегия развития единого института
развития в жилищной сфере на период 2021 – 2030 годов,
которая была согласована со всеми профильными
министерствами.
Виталий Мутко отметил, что в последние годы проделана
большая работа по развитию ипотеки, но пока только
каждый пятый гражданин может купить жилплощадь в
ипотеку. Он заверил, что работа в этом направлении будет
продолжена. Вместе с тем, согласился глава «ДОМ.РФ»,
надо развивать и новые инструменты, в том числе развитие
арендного жилья. Среди интересного зарубежного опыта он
отметил субсидированную аренду. Сейчас такой проект
реализуется в Воронежской области. Виталий Мутко
подчеркнул, что компания и дальше готова к
взаимодействию с Советом Федерации.
В мероприятии приняли участие: первый заместитель
председателя Комитета СФ по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам
Севера Владимир Городецкий, заместитель председателя
этого Комитета СФ Анатолий Широков, сенаторы Российской
Федерации, заместитель Министра строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Никита Стасишин, аудитор Счетной палаты РФ Алексей
Саватюгин, представители профильных министерств и
ведомств, субъектов Федерации, банковского и
строительного сообщества.
ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
|
На территории России завершился первый этап Всероссийской переписи населения |
На большей части территории России завершился первый
этап Всероссийской переписи населения — сбор первичных
данных. После 14 ноября перепись населения продолжилась
лишь в отдельных труднодоступных районах страны. Но уже
сейчас можно привести определённые цифры: на портале
Госуслуг переписалось более 25 млн человек — порядка 10
млн домохозяйств из 50 млн., принявших участие в
переписи.
Сейчас проходит второй важнейший этап — обработка
данных, устранение дублирования и точный подсчет
результатов.
В ходе прошедшей в минувший понедельник,15 ноября на
пресс-конференции в Калининграде «Перепись – итоги
первого этапа» глава Росстата Павел Малков на напомнил:
основной этап Всероссийской переписи населения проходил
в крайне сложных условиях, в том числе связанных с
нынешней пандемией. Но сегодня можно уверенно
констатировать — перепись состоялась.
Главным нововведением стала возможность самостоятельного
заполнения жителями России электронного переписного
листа на портале Госуслуг При обходе жилых помещений
переписчики использовали планшетные компьютеры
отечественного производства с российской операционной
системой «Аврора».
За счет цифрового сбора и анализа первые оперативные
данные о численности жителей Росстат планирует
опубликовать в конце января, и до конца 2022 года —
полные итоги переписи.
По мнению участников пресс-конференции, прошедшая
перепись, вероятно, станет последней, где участвует
такое количество переписчиков
«Наступившая эра цифровых технологий и внедрение
новых принципов работы с государственными данными, в том
числе сведениями о населении, внесут большие изменения в
способы проведения переписи. Перепись-2030 будет
кардинально другой и, в основном, станет базироваться на
данных из государственных информационных систем, а
сталкиваться с работой переписчика мы будем гораздо
реже. Сквозная идентификация гражданина в системах
такого рода позволит заменить не только всероссийскую
перепись. Главная задача - облегчить людям жизнь и
отказаться от повторного предоставления одной и той же
информации разным ведомствам», — считает
президент фонда «Центр стратегических разработок»
Владислав Онищенко.
По итогам пресс-конференции в Росстат мной были
направлены предложения по следующей переписи. На мой
взгляд, стоило бы обратить внимание на более плотное
взаимодействие Росстата не только с администрациями
муниципальных образований, но и с более низовыми
уровнями самоорганизации граждан, максимально
приближенными к жителям – советами многоквартирных домов
и территориальным общественным самоуправлением. Они
очень хорошо знают обстановку на своей территории и
могли бы оказать очень значительную помощь в ходе
переписи. Не секрет, что многие граждане боятся из-за
мошенников пускать посторонних. Я сам был переписчиком в
2010 г. и обходил дом, в котором был "старшим".
Естественно, это было намного легче, чем "посторонним"
людям. Информация о части председателей советов домов
внесена ГИС ЖКХ, так что особых сложностей для
коммуникации с ними нет уже сейчас. Через 10 лет
возможностей для взаимодействия с ними будет ещё больше.
Меньше чем через неделю поступил ответ из данного
ведомства, в котором сообщалось, что мои предложения
будут учтены при подготовке федеральных статистических
наблюдений.
Виктор Масленников,
специальный корреспондент «Российской
муниципальной практики»
Материал подготовлен с использованием данных
Медиаофиса Всероссийской переписи населения
|
Екатерина Шугрина о совещании в Совете Федерации на тему «О мерах государственной поддержки развития закрытых административно-территориальных образований» |
18 ноября 2021 года в Совете Федерации состоялось
совещание. Основным организатором мероприятия выступил
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам
Севера. В обсуждении вопросов приняли участие
представители Минэкономразвития России, Минстроя России,
Минфина России, Минобороны России, органов
государственной власти субъектов РФ и местного
самоуправления.
Разговор получился довольно интересным. Самым
эмоциональным и запоминающимся для меня было выступление
главы ЗАТО Заречный (Пензенская область). Ярким
получилось и выступление сенатора Александра Высокинского.
Хотя на самом деле из всех выступлений следовала не
самая радужная картина. В советское время, когда и
создавалось большинство ЗАТО, на них возлагались важные
общегосударственные задачи, связанные с обеспечением
обороноспособности и безопасности страны. У жителей ЗАТО
было большое количество льгот, в том числе в части
медицинского обслуживания. Постепенно ситуация менялась.
Как верно подметил один из выступающих, «территории с
жителями поместили за забор, а поместив за забор про них
забыли». Сейчас для большинства ФОИВов ЗАТО являются
«обычными городскими округами», которые иногда
воспринимаются как города областного значения. Люди и
инфраструктура стареют; заниматься привлечением
инвестиций для развития территории в условиях особого
административного режима не очень просто. А ведь эти
территории по прежнему имеют важное общегосударственное
значение.
Подводя итог:, модератор дискуссии сенатор Владимир
Городецкий обратил внимание на то, что в Стратегии
пространственного развития России до 2025 г. эти города
не отнесены к числу центров роста или к муниципальным
образованиям, нуждающимся в приоритетной и
дополнительной поддержке и предложил разработать
концепцию развития закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО).
Видеозапись трансляции:
https://www.youtube.com/watch?v=70nSjy6tjto
|
Съезд ВАРМСУ состоится в декабре |
Утверждена дата проведения III Съезда Всероссийской
ассоциации развития местного самоуправления. Он
состоится в середине декабря 2021 года. Повестку
мероприятия согласовали на заседании Президиума Высшего
Совета Ассоциации, которое состоялось 27 октября в
формате ВКС.
III Съезд ВАРМСУ будет проходить в формате
совместного присутствия членов Ассоциации с
использованием конференц-связи. Согласно повестке дня,
будут рассмотрены основные направления деятельности
ВАРМСУ по развитию местного самоуправления в России с
учетом взаимодействия с межрегиональными ассоциациями и
региональными СМО. Также планируется заслушать и
утвердить отчет о деятельности Президиума Высшего Совета
ВАРМСУ, ревизионной комиссии ВАРМСУ, утвердить изменения
и дополнения в Устав Ассоциации, обсудить награждение
победителей и призеров Всероссийского конкурса «Лучшая
муниципальная практика».
|
«Российская муниципальная практика» поздравляет Мэра Казани Ильсура Метшина |
Россия впервые возглавила всемирную организацию
«Объединенные города и местные власти» (ОГВМ). Её
президентом избран мэр Казани, член Президиума Высшего
Совета ВАРМСУ Ильсур Метшин. «Российская муниципальная
практика» желает новому руководителю успешной и
плодотворной деятельности на этом важном международном
посту.
Всемирная организация ОГМВ - это добровольное
международное объединение ассоциаций, союзов и отдельных
муниципальных образований. Среди ключевых задач
организации - обмен лучшими практиками в сфере
городского хозяйства, решение вопросов экологии и
климатических изменений, повышение инвестиционной и
туристической привлекательности городов-членов
организации, укрепление роли местных властей в процессе
принятия глобальных решений, совместное создание лучшего
будущего для жителей. Сегодня ОГМВ объединяет более 240
тыс. муниципалитетов, регионов и мегаполисов из 140
стран ООН.
Традиционно лидерами всемирной организации становились
представители европейского, ближневосточного и
западноазиатского отделений. Представитель России
впервые встал во главе этой организации. Решение было
принято на заседании исполнительного бюро ОГМВ под
председательством мэра Барселоны Ады Колау. В
мероприятии приняли участие более 400 мэров, вице-мэров
городов и глав регионов из Европы, Азии, Южной и
Северной Америки, Африки.
Выборы нового руководителя проходили в связи с досрочным
сложением обязанностей Мохамеда Будры, который покинул
пост мэра города Эль-Хосейма (Марокко). Согласно Уставу
ОГМВ, организацию может возглавлять только действующий
мэр.
Ранее президентами организации также являлись: мэр
Лиссабона (Португалия) Хорхе Сампайо, мэр Парижа
(Франция) Бертран Деланоэ, мэр Стамбула (Турция) Кадир
Топбаш, мэр Йоханнесбурга (ЮАР) Мфо Паркс Тау.
«Город является базой всех преобразований, и наша задача
- помочь муниципалитетам перейти от вызовов к выработке
четких решений, а затем к внедрению стратегий
устойчивого развития на местах. ОГМВ - это организация
не для мэров, а для всех жителей городов, для людей, на
благополучие которых направлены все наши усилия», -
отметил Ильсур Метшин.
|
Форум «Города России 2030: вызовы и действия» |
Пятый Общероссийский форум стратегического развития
«Города России 2030 вызовы и действия» прошел 17-18
ноября в Екатеринбурге.
С приветственным словом, открывая форум и пленарное
заседание, к участникам обратился полномочный
представитель Президента в Уральском федеральном округе
Владимир Якушев. Он рассказал о вызовах, с которыми
столкнулись российские муниципалитеты за два года борьбы
с эпидемией COVID-19: «Те ограничения, которые
действуют, внесли в нашу жизнь серьезные изменения.
Городская экономика должна работать, люди должны
трудиться и получать весь спектр социальных услуг».
Полпред подчеркнул, что в настоящее время все решения,
которые принимаются муниципальными и региональными
властями, направлены на то, чтобы сделать жизнь горожан
безопасной и полноценной перед лицом пандемии. Также он
указал на важность поддержки частного сектора
муниципалитетов: «Мы говорим об экономике, о среднем и
малом бизнесе, который получил достаточно серьезные
удары в этот период, поскольку ограничительные меры
коснулись его в первую очередь».
Одной из главных тем пленарного заседания стали вопросы
обеспечения согласованности документов стратегического
планирования Российской Федерации на всех уровнях.
Владимир Якушев напомнил, что 8 ноября 2021 года
президент России Владимир Путин утвердил Основы
государственной политики в сфере стратегического
планирования в России. В утвержденной структуре,
утвержденной Указом, в основе лежат как раз
муниципальные образования. «Это фундамент, на котором в
дальнейшем и выстраивается стратегическое планирование
развития нашей страны», - подчеркнул Владимир Якушев.
Участниками пленарного заседания также стали:
председатель Комитета СФ по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам
Севера Андрей Шевченко, председатель Комитета ГосДумы РФ
по региональной политике и местному самоуправлению
Алексей Диденко, член Комитета ГосДумы РФ по
региональной политике и местному самоуправлению,
президент Общероссийского конгресса муниципальных
образований, председатель Высшего совета ВАРМСУ Виктор
Кидяев, замгубернатора Свердловской области Олег
Чемезов, а также главы крупных городов, аудитор Счетной
палаты РФ и заместитель генерального директора ДОМ.РФ,
генеральный директор Фонда ДОМ.РФ Денис Филиппов.
В рамках пленарного заседания «Новая городская
реальность» председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский
выступил с докладом в формате ВКС.
В своем выступлении Иван Цецерский обратил внимание на
то, что развитие технологий, глобализация, экологические
и другие проблемы стали новыми вызовами для
муниципалитетов, к которым они не всегда готовы. Дефицит
ресурсов, излишняя бюрократизация, неопределенная
ситуация на рынке труда не позволяют муниципальным
образованиям нанимать специалистов, способных решать
многоуровневые задачи территориального развития. В
результате, конкурентоспособность местных властей в
таких сферах, как, например, стратегическое управление
или маркетинг территории, остаются на чрезвычайно низком
уровне, тогда как конкуренция между регионами за
инвесторов, туристов или резидентов только усиливается,
как на внутреннем, так и на внешних рынках.
«Президент России Владимир Путин ставит перед
муниципалитетами амбициозные задачи по реализации
национальных и региональных проектов. Для достижения
поставленных задач необходима консолидация и усиление
роли и влияния местного самоуправления при формировании
единой повестки внутренней политики РФ», - отметил
эксперт.
По словам Ивана Николаевича, Всероссийская ассоциация
развития местного самоуправления стала мощным
объединяющим ресурсом, в нее входят 98 всероссийских,
межрегиональных, региональных, муниципальных
общественных организаций. Все 85 региональных Советов
муниципальных образований субъектов РФ являются членами ВАРМСУ. Ассоциация стала активным участником
формирования Основ государственной политики Российской
Федерации в области развития местного самоуправления до
2030 года.
«Профильные комиссии ВАРМСУ изучают отдельные вопросы
организации и деятельности местного самоуправления и
муниципального хозяйства, в том числе в региональном
аспекте, межмуниципального сотрудничества, собирают,
анализируют и обобщают российский и зарубежный опыт
лучших практик, готовят доклады и рекомендации органам
местного самоуправления, региональным и федеральным
органам государственной власти, в том числе по
распространению лучших практик местного самоуправления и
муниципального хозяйства», - рассказал Иван Цецерский.
Одним из важных направлений развития системы местного
самоуправления является развитие риск-ориентированных
подходов к управлению муниципальным образованием с
использованием цифровых технологий.
В числе основных задач – разработка и внедрение
стандартов цифровой трансформации, создание
соответствующих центров компетенции по обучению
сотрудников, налаживание межведомственного и
межрегионального взаимодействия внутри цифровых систем,
а также создание единого цифрового центра на федеральном
уровне.
«Мы также включились в работу по подготовке изменений в
ФЗ №131 «О общих принципах организации местного
самоуправления». Мы будем обобщать предложения от
муниципального сообщества и делать все, чтобы наш голос
был услышан на федеральном уровне», - добавил
председатель Правления ВАРМСУ.
В рамках форума состоялись пленарные сессии по
актуальным темам. В ходе сессии «Жилье 2030. Как
переформатировать рынок к новым запросам?» участники
обсуждали, как строить города, из которых не уедут в
2030 году. Эксперты разбирали различные сценарии с точки
зрения управления, экономики, архитектуры и так далее.
Секцию «Стратегии развития территорий: технологии
сборки» провели совместно с МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
РОО «Уральская Экологическая Инициатива» стало соорганизатором секции
«Водно-зеленый городской каркас
как инфраструктурный проект зеленой экономики». Секция
«Стратегические приоритеты и направления развития
региона, формирование методологии стратегического
планирования» проходила совместно с программой XVI
Международной конференции «Российские регионы в фокусе
перемен». Завершила программу первого дня сессия «ProТуризм:
создание и продвижение туристических брендов».
Эксперты обсудили роль индустриальных парков, технопарков и кластеров в развитии промышленности
столицы Урала, участие молодежи в прогнозировании
будущего городов, особенности управления
пространственным развитием территориальных единиц
разного уровня. На «Лаборатории Искусственного
Интеллекта» обсудили вопросы реализации концепции «умный
город» в России. Пройдут круглые столы крупных городов.
Итоговую резолюцию V общероссийского форума
стратегического развития «Города России 2030: вызовы и
действия» направили в Госдуму и Совет Федерации,
профильные министерства и общественные организации.
|
Основы госполитики в сфере стратегического планирования в России |
Президент России Владимир Путин подписал указ об
утверждении Основ государственной политики в сфере
стратегического планирования в РФ. Документ опубликован
на официальном портале правовой информации.
Как отмечается в тексте, "система
стратегического планирования нуждается в
совершенствовании", в Основах определены ее цели,
задачи, основные направления и механизмы реализации.
"Государственная политика в сфере стратегического
планирования представляет собой совокупность
скоординированных мер, направленных на определение с
учетом национальных интересов РФ долгосрочных целей
социально-экономического развития и обеспечения
национальной безопасности, стратегических национальных
приоритетов, путей и основных инструментов их
достижения, на прогнозирование рисков
социально-экономического развития и угроз национальной
безопасности, на совершенствование системы
стратегического планирования", - говорится в
утвержденном документе.
Цели и задачи стратегического планирования
К целям госполитики в этой сфере отнесены, в частности,
создание условий для долгосрочного устойчивого развития
страны, организация взаимодействия органов власти для
реализации стратегических национальных приоритетов,
формирование эффективной системы стратегического
планирования, обеспечение эффективного использования
ресурсов и повышение эффективности государственной
макроэкономической политики, а также "формирование
ориентиров для инвесторов при принятии долгосрочных
инвестиционных решений".
В числе задач - формирование
механизмов координации стратегического управления и мер
бюджетной политики, "обеспечение обязательной и
своевременной корректировки документов стратегического
планирования, в том числе в связи с выявлением новых
внутренних и внешних угроз", а также "организация
научно-методологического, информационно-аналитического и
кадрового обеспечения стратегического планирования".
В перечень основных направлений госполитики в сфере
стратегического планирования, кроме прочего, вошло
"внедрение современных методов прогнозирования" и
формирование иерархической системы "последовательно
связанных документов стратегического планирования".
Как указано в Основах, к федеральным документам
стратегического планирования на долгосрочный период
относятся стратегический прогноз РФ, прогнозы
социально-экономического развития и
научно-технологического развития РФ, а также бюджетный
прогноз.
В свою очередь, ежегодное послание президента
РФ Федеральному собранию, стратегии национальной
безопасности, научно-технологического развития,
документы, определяющие национальные цели развития РФ, и
ряд других относятся к документам стратегического
планирования, "разрабатываемым в рамках целеполагания".
В Основах указаны и статусы ряда других документов
стратегического планирования.
Цикл стратегического планирования
Реализация Основ госполитики в сфере стратегического
планирования проводится под руководством президента РФ.
Так, участники процесса координации готовят
соответствующие предложения главе государства, в которых
формулируют цели социально-экономической политики,
приоритеты обеспечения нацбезопасности и процесса
достижения стратегических целей и важнейших задач.
В Основах отмечается, что "цикл стратегического
планирования определяется сроком полномочий президента
РФ" и предусматривает такие этапы, как прогнозирование
("разработка научно обоснованных представлений о рисках
социально-экономического развития, об угрозах
национальной безопасности" и так далее), целеполагание,
планирование, а затем реализация стратегических
документов и их корректировка, а также контроль
достижения поставленных целей.
Согласно документу, научно-методологическое обеспечение
стратегического планирования осуществляется
специализированным центром с участием научных
организаций и Российской академии наук (РАН), а
информационно-аналитическое - путем формирования единого
цифрового информационного пространства с использованием
существующих государственных информационных систем и
ресурсов органов власти. Кадровое обеспечение
стратегического планирования подразумевает формирование
кадрового резерва, а также внедрение в программы высшего
образования необходимых учебных курсов.
Источник: ТАСС
|
Фракция «Новых людей» в Госдуме выступила с предложением доработать законопроект о публичной власти |
Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков отметил, что
примерно половина статей действующего закона нуждается в
доработке.
«Мы считаем важной поправку — и внесем ее — о выборах
глав местного самоуправления. Это принципиальный пункт
нашей программы, мы много о нем говорили. Мы будем
добиваться, чтобы публичность власти была гарантирована
ее выборностью. Иначе у нас не будет больше “народных
мэров”, таких как Сардана Авксентьева», — сказал
он.
Депутат фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева
выступила за предоставление больших полномочий
региональным властям – губернаторам, мэрам и
муниципальным депутатам. «Существующее у нас прекрасное
историческое разнообразие мы теперь хотим этим законом
закатать под единый слой асфальта, чтобы все у нас везде
было одинаково и ровно. Я думаю, что надо оставлять
регионам полномочия и власть на местах. Центральная
власть относится к нам как к детям, которые неразумны,
не понимают и могут себе чем-то навредить, но на самом
деле — нет. Общество выросло и умеет принимать решения»,
— подчеркнула Сардана Авксентьева, уточнив, что не может
поддержать инициативу в текущей редакции.
Источник: сайт https://spb.aif.ru/
|
А вы участвовали в переписи? |
Виктор Масленников, собст. корр. «Российской
муниципальной практики» рассказал о Всероссийской
переписи и призвал проявить активность в этом важном
общегосударственном мероприятии.
Совсем немного времени осталось до завершения
Всероссийской переписи населения в нашей стране. Она
завершается в воскресенье, 14 ноября.
Перепись - очень важное для общества и государства
мероприятие. По словам руководителя Федеральной службы
государственной статистики Павла Малкова, «Полученные
данные лягут в основу огромного количества решений в
нашей стране: от разработки масштабных федеральных и
региональных программ и проектов до решений о
строительстве отдельных объектов инфраструктуры – дорог,
школ, больниц. Именно поэтому лозунг переписи – «Создаём
будущее», — подчеркнул Малков на совещании Президента РФ
Владимира Путина с членами Правительства РФ 10 ноября.
Из истории переписи
Первая перепись была проведена в 1897 г. в Российской
империи. Интересный исторический факт, свидетельствующий
о её значимости: великий русский писатель А.П. Чехов был
инструктором-контролёром, на безвозмездной основе
руководя 15 переписчиками в Серпуховском уезде
Московской губернии. Ранее, в 1890 г. Антон Павлович по
собственной инициативе самостоятельно провёл перепись
Сахалина, за короткое дальневосточное лето при не очень
крепком здоровье лично объездя огромный остров и
переписав около 10 000 человек! Его без преувеличения
гражданский подвиг по праву являются напутствием всем
нам, участвующим в этом общем деле.
Нынешняя перепись является уже 12-й по счёту, но первой
цифровой.
Те, кто по каким-либо причинам ещё не принял участие
в переписи, могут сделать это одним из трёх доступных
способов:
- В интернете на портале Госуслуг;
- Ответив на вопросы переписчиков;
- Самостоятельно придя на переписной участок.
Переписчики оснащены планшетными компьютерами с
электронными переписными листами, вопросы которых
совпадают с онлайн-опросниками. Нет надобности говорить,
что они были в средствах индивидуальной защиты и
регулярно проходят тестирование на всем известный вирус.
Данные переписи носят обезличенный характер, а
переписчики не требуют каких-либо подтверждающих или
удостоверяющих личность документов.
О вопросах анкеты
Наша семья прошла перепись новым способом на портале
Госуслуг. Это заняло совсем немного времени. Всего, как
постоянно проживающие в России граждане, мы ответили на
33 вопроса. Из них 23 – о социально-демографических
характеристик: пол, возраст, гражданство, место
рождения, национальность, владение языками, образование,
количество детей, источник средств к существованию (но
не размер дохода!). Остальные 10 вопросов касались
жилищных условий – был указан тип жилого помещения и его
общая площадь, время постройки здания, количество комнат
и имеющееся благоустройство.
Временно проживающие в России отвечают всего на 7
несложных вопросов: в число которых входят пол, возраст,
государство постоянного проживания, цель приезда в
Российскую Федерацию и продолжительность пребывания в
ней.
По завершении переписи от Госуслуг мне пришло письмо на
электронную почту, где, помимо подтверждения принятия
ответов и выраженной Росстатом благодарности за участия
в переписи, нам были даны подарки от компаний группы
Сбер.
Среди подарков, например, можно получить промокод на 500
бонусных рублей при первой покупке от 1000 в
маркетплейсе СберМегаМаркет. Их можно получить как
сразу, авторизовавшись с помощью по Сбер ID, так и
обратившись в любое отделение данного банка.
За время переписи в своей многоэтажке я несколько раз
встречал двух девушек-переписчиц. С настойчивостью,
достойной уважения, они пытались достучаться до жителей
квартир, где им ещё не открыли двери. Естественно, как
председатель совета дома, я предложил посильную помощь.
Я сам был переписчиком в 2010 г. и прекрасно понимаю,
сколько сил требует данная работа.
По состоянию на 10 ноября различными способами прошли
перепись более 133,5 млн. наших соотечественников. Эта
цифра составляет 91,6% от оцениваемой численности
населения страны. Но в стороне осталось 8,4%
«неохваченных» граждан.
Не секрет, что часть наших сограждан опасается общаться
с незнакомыми людьми. Продолжающаяся пандемия также
накладывает свои ограничения. Обращаюсь к активу
многоквартирных домов: помогите в эти выходные важному
общему делу переписи населения.
Виктор Масленников,
специальный корреспондент «Российской
муниципальной практики»
|
Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации |
9 ноября Государственная дума приняла в первом чтении
законопроект № 1256381-7 "Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах Российской Федерации".
"Это важный базовый законопроект, который несёт в себе прямые
нормы и закладывает определённые параметры работы
региональной власти", — поясняет спикер Госдумы Вячеслав
Володин.
Наверное, это один из самых важных документов,
который примет Госдума этого созыва.
Государственная система будет эффективной только в том
случае, если все элементы этой системы сверху донизу
работают в связке — по единым правилам и исходя из
единой цели. Законопроект чётко распределяет полномочия
между различными органами власти — федеральными и
региональными, а также региональными и муниципальными. В
предыдущем документе такой ясности не было, в результате
местные и региональные власти либо дублировали функции
друг друга, либо, наоборот, перекидывали их друг на
друга.
Базовые элементы законодательства будут унифицированы.
Так, губернаторы теперь будут называться
главами субъектов Федерации — никаких альтернативных
президентов. Глава региона будет избираться строго на
пять лет, причём с правом на неограниченное количество
переизбраний. Ранее регионы сами устанавливали именно
срок губернаторских полномочий, не синхронизируя его с
другими местными выборами. Теперь и Заксобрания будут
избираться строго на пять лет, а значит, не будет
противостояния нового губернатора и старого Заксобрания,
созданного в рамках иной политической конфигурации.
Закон вводит понятие публичной власти, которого раньше
не существовало в политическом пространстве. Оно
появилось после поправок к Конституции и подразумевает,
что у всех ветвей власти есть одна главная задача и цель
— это служить обществу.
Унификация касается и принципа назначений. Определяется
список должностей, которые занимают чиновники строго по
согласованию с Москвой (прежде всего те, кто работает по
линии финансов, чтобы туда не назначались местные
некомпетентные кадры, проваливающие финансовые проекты и
вгоняющие регионы в долги), а также перечень должностей,
которые обязательны в местной власти. Губернатор
отвечает за всё. Он связующее звено в вертикали власти
между федеральными и региональными властями,
одновременно и федеральный, и региональный чиновник.
Ещё одним нововведением станет цифровизация.
Сейчас деятельность региональных органов власти
регулируется законодательством 20-летней давности, когда
не было ни электронного документооборота, ни
дистанционного взаимодействия органов власти. Сегодня
бумажная волокита не только замедляла процесс принятия
решений, но также является постоянным раздражителем для
россиян, вызывает недовольство властями и
государственной системой в целом.
Закон позволит повысить эффективность власти, принимать
решения в более короткие сроки. То же касается и
способов рассылок законопроектов для ознакомления. В
условиях пандемии, которая может продлиться, нужна
возможность принимать законы оперативно, не позволять
обстоятельствам останавливать законотворческую
деятельность
Власти надеются, что новый законопроект поможет повысить
не только эффективность, но и доверие к вертикали
власти.
|
Индекс цифровизации городского хозяйства в городах страны - «IQ городов» по итогам 2020 года |
Среднее значение Индекса за предыдущий год достигло
44,17 баллов из 120 возможных, что на 8,44% выше чем в
2019 году и на 33,35% выше чем в 2018 году. Наиболее
эффективные мероприятия по внедрению технологий умного
города были зафиксированы в крупнейших городах с
населением от 1 млн человек и в малых городах с
населением до 100 тыс. человек.
Индекс цифровизации «IQ городов» рассчитывается
для 203 городов, которые участвуют в ведомственном
проекте Минстроя России «Умный город». Каждый из них
оценивается по 47 показателям, которые разделены на 10
направлений, субиндексов — это городское управление;
умное ЖКХ; инновации для городской среды; умный
городской транспорт; интеллектуальные системы
общественной и экологической безопасности; туризм и
сервис; интеллектуальные системы социальных услуг;
экономическое состояние и инвестклимат; инфраструктура
сетей связи.
Задача Индекса — оценка того, насколько
эффективно российские города проводят цифровую
трансформацию городского хозяйства, как работают
выбранные ими решения «Умного города». Таким образом,
важным показателем эффективности является не само
значение индекса, а величина изменений от года к году,
динамика индекса. Также результаты демонстрируют сильные
и слабые стороны городского хозяйства в разрезе «цифры»,
подсказывает перспективные направления для дальнейшего
развития.
«Результаты Индекса за 2020 год четко демонстрируют,
что наши города уделяют большое внимание процессам
цифровизации, — среднее значение Индекса IQ растет
высокими темпами уже второй год подряд. Конечно, на это
не могла не повлиять пандемия, которая стала
катализатором для внедрения цифровых решений. Она
ускорила крупные проекты цифровизации — например, Москва
стала первым городом, набравшим 100 баллов Индекса из
120 возможных. Коронавирусные ограничения подтолкнули к
развитию и те сферы городского хозяйства, которые до
этого были недостаточно представлены онлайн, — это и
городская среда, городской транспорт, туристические
сервисы. По итогам 2021 года мы увидим дальнейший рост
значений Индекса по всем направлениям», — говорит
заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
«Нельзя не заметить, что положительная динамика
наблюдается не только у городов-миллионников — малые
города проходят цифровую трансформацию практически также
активно, как и самые крупные. Уверен, что их жители за
последний год отметили повышение доступности и удобства
городских сервисов. Интерес и готовность городов к
внедрению передовых технологий в целом заметны и по
конкурсу «Лучшая муниципальная практика», результаты
которого мы подвели ранее в октябре, — на номинацию
«Умный город» было подано на 61% больше заявок, чем
годом ранее. Такую активность можно только
приветствовать и поддерживать», — говорит министр
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек
Файзуллин.
Как показывают данные Индекса, в минувшем году
российские города уделяли внимание наименее цифровизованным направлениям городского хозяйства.
Так, самый заметный рост по отношению к 2019
году был зафиксирован в тех субиндексах, где средний
балл — меньше половины от возможного значения в 12
баллов.
Так, субиндекс «умный городской транспорт»
со средним баллом 3,49 показал прирост в 25% к 2019
году. «Городское управление» (средний балл 2,52) вырос
на 40%, «туризм и сервис» (средний балл 1,54) — на 52%,
«инновации для городской среды» (1,88 балла) — на 60%.
Субиндексы «интеллектуальные системы социальных услуг»
(средний балл 6,55) и «умное ЖКХ» (средний балл 6,56),
которые входят в число одних из наиболее развитых
направлений, если говорить о цифровизации, показали рост
на +4% и +5% к уровню 2019 года соответственно.
Субиндексом с самым высоким средним баллом — 9,17 из 12
— и, соответственно, самой сильной стороной российских
городов остается направление «инфраструктура сетей
связи». При этом по этому направлению не было
зафиксировано прогресса — по отношению к 2019 году
среднее значение субиндекса не изменилось.
Если говорить о результатах конкретных городов, то все
участники разделены на четыре группы в зависимости от
численности населения. Первые тройки городов в группах
выглядят следующим образом:
I. Крупнейшие города (от 1 млн человек) – 16 городов:
1. Москва — 103,25
2. Воронеж — 63,38
3. Казань — 60,93
В 2019 году в тройку лидеров входили Москва,
Екатеринбург и Казань.
II. Крупные города (от 250 тыс. до 1 млн человек) —
65 городов:
1. Белгород — 75,75
2. Химки — 74,60
3. Тюмень — 67,01
В 2019 году в тройку лидеров входили Химки, Тюмень и
Балашиха.
III. Большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. человек)
– 92 города:
1. Щелково — 73,25
2. Домодедово — 72,74
3. Реутов — 68,92
По сравнению с 2019 годом тройка лидеров не изменилась.
IV. Города (менее 100 тыс. человек) — 30 городов:
1. Дубна — 64,78
2. Ивантеевка — 64,46
3. Кольцово — 58,69
В 2019 году в тройку лидеров входили Дубна, Ивантеевка и
Горно-Алтайск.
Наибольший рост среднего значения Индекса был
зафиксирован в двух группах городов — среди крупнейших
городов с населением от 1 млн человек и в малых городах
с населением до 100 тыс. человек.
В первой положительная динамика была зафиксирована у
всех 16 участников, средний балл по отношению к 2019
году вырос на 14,1% и достиг 55,27 баллов. В четвертой
группе, где представлены самые маленькие города, рост
индекса продемонстрировали 25 из 30 городов, а среднее
значение выросло на 13,52% по сравнению с прошлым годом,
составив 42,37.
С баллами по всем 203 городам можно ознакомиться по
ссылке
Источник: сайт https://minstroyrf.gov.ru/
|
|
IX Спартакиада пенсионеров России 2024 |
«Российская муниципальная практика» - информационный партнер Спартакиады
|
|
XII Московский международный инженерный форум |
19 ноября 2024 года, отель The Carlton, Москва
|
|
От редактора |
Журнал «РМП» («Российская муниципальная практика») информирует об инициативах и
достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших
муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном
хозяйстве.
РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам
местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании
законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере
местного самоуправления России.
|
|
Журнал «Российская муниципальная практика» |
|
|
Спецпроект «Муниципальная Карта России» |
|
|
Спецпроект «Российская муниципальная практика» |
|
|
Проекты РМП |
|
|
Вестник организаций муниципальных образований |
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.
|
|
Муниципальная карта России |
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.
|
|
Проект «Юбилейный» |
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.
|
|
Наши партнеры |
|
|