Журнал Российская муниципальная практика

НАВЕРХ

Главная страница
  Последнее обновление: среда, 17 апреля 2024, 00:35
 
Новости МСУ

17.04.2024
В Нижнем Новгороде состоялся форум Ассоциации городов Поволжья «Межмуниципальное взаимодействие контрольно-ревизионных органов»

12.04.2024
Всемирный форум «Новая эпоха – новые пути»

27.02.2024
ПСБ выдал участнику СВО военную ипотеку с использованием новых мер поддержки

5.02.2024
НПО «СПЛАВ» первым удостоено ордена «За доблестный труд»

16.12.2023
Проект «Умный город» обсудят на стратегической сессии на Региональном Дне Минстроя России

12.12.2023
«ИЛАН-Норильск» подвел итоги 2023 года

14.11.2023
В Екатеринбурге стартовал Х Международный чемпионат высокотехнологичных профессий Хайтек 2023 и III Кубок по рационализации и производительности

10.11.2023
Х Международный чемпионат высокотехнологичных профессий Хайтек

1.11.2023
VII Общероссийский муниципальный правовой форум

11.10.2023
Муниципальный правовой форум

11.10.2023
25 лет Ассоциации городов Поволжья

26.09.2023
Эффективность системной работы

25.09.2023
Деревня Мокрое – населенный пункт воинской доблести

12.09.2023
Победители премии «Цифровая энергия»

9.09.2023
Аммиачной селитре – старт!

15.08.2023
Лучшие цифровые решения на форуме в Уфе получили сертификаты Центра компетенций «Умный город»

9.08.2023
От цифровизации к цифровой трансформации отраслей: в Уфе прошёл форум «Умный город - Умная страна»

7.08.2023
Умные города Росатома вошли в число лидеров индекса IQ городов

4.08.2023
На форуме в Уфе Сбербанк представил новые технологии

31.07.2023
Югра и Рязанская область отмечены призами форума «Умный город»

28.07.2023
В Уфе состоялось торжественное открытие форума «Умный город - Умная страна»

28.07.2023
ИЭМЗ «Купол» на Форуме Россия-Африка

27.07.2023
Российские предприятия осваивают выпуск незапатентованной продукции

21.07.2023
Росатом представит цифровые разработки на международном форуме «Умный город»

18.07.2023
Ujin выступит генеральным партнёром Международного форума «Умный город - Умная страна»

14.07.2023
Sitronics Group на форуме «Умный город» в Уфе представит умные решения для развития городской интеллектуальной среды

13.07.2023
В Уфе пройдет IV Международный форум «Умный город - Умная страна»

11.07.2023
Участникам форума «Умный город» представят лучшие практики региона

11.07.2023
РМП - информационный партнер форума «Умный город - умная страна»

11.07.2023
Сборник лучших практик по применению доказательного подхода к принятию управленческих решений

11.07.2023
В Пермском крае идет всероссийский форум «Строим цифровой регион»

8.07.2023
Форум «атомных» городов «Радиус доверия»

5.07.2023
Чебоксары претендуют на звание культурной столицы 2024 года

1.08.2022
Константин Торсон: декабрист открывший Антарктиду

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 39, офис 310

Телефоны:
(495) 778-14-47
+ 7 901 578-14-47
+ 7 964 765 57 06

E-mail:
tagen@bk.ru
doc@promweekty.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

Муниципальное сообщество должно принять широкое участие в «регуляторной гильотине»

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», формализующий на законодательном уровне механизм «регуляторов гильотины». В рамках механизма затрагиваются нормы, регулирующие деятельность организаций, которые составляют основу муниципального хозяйства и локальной экономики, что ставит на повестку дня участие муниципального сообщества в таком механизме.

В 2019 году Президент России поручил отменить неактуальные и избыточные правила организации и ведения предпринимательской деятельности, подлежащие проверке со стороны контрольно-надзорных органов. К настоящему времени в рамках «регулярной гильотины» принят ряд правительственных актов об отмене отдельных документов или их частей.

«Формально органы местного самоуправления не участвуют в регуляторной гильотине, так как это федеральный уровень регулирования. Но в то же время работа по выявлению и отмене обязательных требований касается ключевых участников муниципальных хозяйств – транспортных компаний, производителей товаров народного потребления, жилищно-коммунальные организаций и многих других. Органы МСУ имеют широкий опыт работы с субъектами предпринимательской деятельности, знают о проблемах и нагрузке, с которыми они сталкиваются, и заинтересованы в их качественной работе. Снижение регуляторной нагрузки ответным шагом отразится уже и на работе локальной экономики, в чем заинтересованы муниципалитеты», – сказал член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

Есть правило, по которому проекты нормативных правовых актов проходят общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru . Как полагает депутат, на этом этапе муниципалитеты и привлекаемые ими эксперты могут направлять свои замечания и предложения к проектам перечней отменяемых актов.

В связи с этим Виктор Кидяев обратился к муниципальному сообществу России:

«Свежим перечнем, вынесенным на обсуждение, является разработанный Минстроем России проект постановления Правительства РФ об отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере энергоснабжения, строительства и ЖКХ. Проект, разработанный Минстроем России, касается федеральных полномочий, но в то же время, муниципалитеты ежедневно взаимодействуют с подконтрольными субъектами.
Накопленный муниципальным сообществом опыт в сфере управления ЖКХ, строительства, ресурсоснабжения наших городов и поселков, сельских территорий будет полезен для выявления других необходимых к отмене требований. Прошу муниципальное сообщество поучаствовать в обсуждении проекта - regulation.gov.ru/p/101394 ».


Источник: Официальный сайт Общероссийского Конгресса муниципальных образований

Взгляд на пандемию из-за рубежа

Обзор зарубежных публикаций о влиянии пандемии на жизнь в городах провел Фонд «Институт экономики города».



Как пандемия коронавируса изменит жизнь в городах

How the COVID-19 pandemic will change our cities, William Fulton/ RICE KINDER/ Institute for Urban Research, 29 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья.

В статье Вильям Фултон рассуждает о долгосрочных трендах возможного развития городской среды. Так автор прогнозирует развитие периферийных районов городов ввиду того, что офисные работники станут чаще работать из дома, будут активно использовать инфраструктуру, расположенную в районе проживания. Это, по мнению эксперта, может стимулировать развитие новых локальных центров и локального ритейла. При этом офисные здания в центре города должны стать больше местами для переговоров и встреч, чем рабочим пространством.

Автор подчеркивает важность изменений в транспортной мобильности, которые должны произойти, по его мнению, в ближайшее время. Так, с одной стороны, из-за особенностей распространения коронавируса общественный транспорт должен стать менее популярным для передвижения по городу. Но перевести каждого жителя большого города на индивидуальном автомобиле не представляется возможным, ввиду ограниченности площади улично-дорожной сети. Становится еще более актуальной уже развивающаяся идея каршеринга. Вследствие этого границы между частным и общественным транспортом будут постепенно стираться и больше походить на UberPool, когда для поездки на такси вас объединяют с другим пассажиром. Также эксперт приводит пример развивающегося транспортного сервиса в Арлингтоне: шестиместные мерседесы собирают пассажиров в удобных для них местах и не имеют жестко установленных маршрутов. Забронировать поездку можно в мобильном приложении, в котором доступна оплата как одной поездки, так и проездного на неделю.

Эксперт полагает, что благодаря новым привычкам делать покупки онлайн, люди меньше будут использовать магазины, также это повлияет на развитие регулирования парковочного пространства для создания возможности подъезда службы доставки. При этом площади закрывшихся магазинов должны занять еще более разнообразные кафе, рестораны и бары, а также спортивные клубы, поскольку потребность в социализации у людей сохранится. Поэтому эксперт ожидает еще более активное развитие уличной жизни после окончания пандемии.

Коронавирус может стать причиной улучшения климата в городах

COVID-19 may sport the thinnest silver lining: a cleaner climate, Chris Teale/Smartcities Dive, 19 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья.

В статье приводятся доказательства снижения выбросов углерода и улучшения качества воздуха в период самоизоляции. По оценкам исследователей в области энергетики и чистого воздуха, в Китае в течение двух недель после китайского нового года сократились выбросы углекислого газа на 25% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Специалисты НАСА и Европейского космического агентства отметили снижение диоксида азота в атмосфере.

Существенно увеличилось количество поездок на велосипедах, что привело к тому, что один из членов совета Нью-Йорка выступил с предложением по увеличению количества велосипедных станций Сити Байк. Богота открыла около 72 миль новых велосипедных маршрутов.

Отдельные эксперты предлагают стимулировать развитие экономики посредством переоборудования зданий с использованием зеленых технологий. По их мнению, такие меры должны повлиять на создание значительного количества рабочих мест - как экспертов по зеленым технологиям, так и соответствующих рабочих. Кроме того, широкое распространение зеленых технологий положительным образом скажется на экологии.

Карты изменения уровня загрязнения воздуха в городах

Air pollution clears in cities globally – new maps, European Public Health Alliance, 30 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья.

Европейский альянс здравоохранения очень показательно отобразил на картах изменение количества углекислого газа в атмосфере по состоянию на март 2019 и март 2020 года. Специалистами отмечается, что значительное количество людей страдает болезнями дыхательных путей, вызванными загрязнением воздуха, и подчеркивается, что количество смертей от таких заболеваний значительно больше, чем в результате распространения коронавируса.

Карты изменения уровня загрязнения воздуха в сравнении: 2019 год (верхняя карта) и 2020 год (нижняя карта)





Стимулирует ли коронавирус революцию удаленной работы, решающую проблемы с трафиком? Не рассчитывайте на это

Will coronavirus spur a traffic-solving remote-work revolution? Don’t count on it, Nico Savidge/ The Mercury News, 22 марта, 2020 (язык оригинала – английский) Оригинальная статья.

В статье отмечается, что значительное снижение трафика в период карантина повлияло на возникновение мнения о массовом переходе компаний на удаленную работу в будущем. Эксперты считают, что при снятии карантина и всеобщем возврате к прежнему ритму жизни часть компаний откажутся от офисов, которые они занимали, поскольку продуктивность их работы в удаленном формате не упала во время карантина. Но это не решит повсеместно вопросов пробок и перегруженности городских дорог. Для решения проблемы перегруженности необходимы более комплексные меры, наряду с переводом части работников на удаленную работу. Среди главных мер это: развитие общественного транспорта, строительство жилья в непосредственной близости к рабочим местам, а также проведение государственной политики в отношении ограничения использования частных автомобилей.

Обзор подготовила Ксения Боброва, архитектор направления "Рынок недвижимости".

Меры социально-экономической поддержки в условиях пандемии - взаимодействие регионов и муниципалитетов

Александр Пузанов, директор Фонда «Институт экономики города»



Органы государственной власти субъектов Российской Федерации постепенно переходят к разработке и реализации мер по поддержке малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего в результате действия противоэпидемических ограничений. Мониторинг, проводимый Институтом экономики город, показал, что по состоянию на 21 апреля соответствующие нормативные правовые акты приняты в 35 субъектах РФ.

Решения в этой сфере, принимаемые на региональном уровне, как правило, содержат и различной степени "жесткости" рекомендации органам местного самоуправления принять соответствующие меры в рамках своих полномочий. Такие рекомендуемые меры варьируют от формирования организационных структур поддержки хозяйствующих субъектов до предоставления конкретных льгот (иногда – с указанием желательных объемов предоставления льгот). Рекомендуемые (предписываемые) льготы чаще всего имеют форму отсрочек по арендным и налоговым платежам в местные бюджеты, но также встречаются рекомендации снизить корректирующий коэффициент для исчисления единого налога на вмененный доход, уменьшить размер арендной платы за пользование объектами муниципального имущества и снизить ставки местных налогов.

При этом характер участия субъекта РФ в финансировании рекомендуемых к принятию на местном уровне мер разнится. Так, Указом губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 г. № 53 (ред. от 11.04.2020) "О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области предписано образовать комиссии по оказанию мер поддержки хозяйствующим субъектам, пострадавшим от распространения инфекции, и возложить на них полномочия по определению конкретных субъектов бизнеса, нуждающихся в поддержке. На предоставление финансовой помощи субъектам бизнеса, определенным комиссиями, органам местного самоуправления будут выделены субсидии из областного бюджета.

Утвержденный распоряжением губернатора Свердловской области от 7 апреля 2020 г № 71-РГ "План первоочередных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV)" содержит комплекс мер организационной, налоговой, финансовой, имущественной и административной поддержки хозяйствующих субъектов. Ответственными исполнителями отдельных мер поименованы органы местного самоуправления муниципальных образований региона (с указанием "по согласованию"). В числе мер поддержки присутствуют, в частности: "рассмотрение возможности предоставления субъектам МСП … отсрочки внесения арендной платы по договорам аренды находящихся в муниципальной собственности объектов недвижимого имущества до 30 ноября 2020 года", "перенос срока уплаты авансовых платежей по налогам в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований" и пр. Это означает выпадение доходов муниципальных образований. При этом финансирование выпадающих доходов муниципальных образований из областного бюджета не предусмотрено.

Постановлением губернатора Самарской области от 8 апреля 2020 г. № 77 "О первоочередных мерах поддержки субъектов предпринимательства в Самарской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области" органам местного самоуправления рекомендовано реализовать комплекс мер поддержки в рамках своей компетенции. В данном случае использована рекомендательная форма, но состав мер шире, чем в упомянутых выше правовых актах. Меры включают в себя не только отсрочки по арендным платежам, но и снижение корректирующего коэффициента (К2) для исчисления единого налога на вмененный доход и установление налоговых льгот по земельному налогу для малого и среднего бизнеса, оказавшегося в зоне риска (без уточнения характера этих льгот).

Указ губернатора Псковской области о 19 марта 2020 г. № 33-УГ (ред. от 08.04.2020) "О первоочередных мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" идет еще дальше и содержит конкретные рекомендации органам местного самоуправления по объему льгот хозяйствующим субъектам. Так, рекомендуется снизить в два раза корректирующий коэффициент базовой доходности К2, применяемый для исчисления ЕНВД, а размер арендной платы за пользование объектами муниципального имущества (за исключением земельных участков) – на 90 процентов и не менее чем на 3 месяца.

Важно отметить, что в ряде регионов муниципалитеты не пассивно следуют в фарватере региональных мер, а выступают с опережающими инициативами в рамках своих полномочий. К примеру, решением муниципалитета города Ярославля от 17 апреля 2020 г. № 359 "Об отдельных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности" ряду субъектов малого бизнеса были предоставлены отсрочки по платежам в местный бюджет. В частности, не менее чем на 5 месяцев предоставлена отсрочка по платежам за право на размещение нестационарных торговых объектов и кафе летнего типа, за пользование городским рекламным местом и за право на заключение договора на установку и эксплуатацию наружной рекламы. При этом на областном уровне комплекс мер поддержки предпринимательства только запускается: 23 апреля губернатор Ярославской области внес в областную думу проект закона, в соответствии с которым предприятия отраслей сферы услуг, официально признанных пострадавшими, получат льготы по уплате ряда региональных налогов (транспортного, налога на имущество и налога для предприятий по упрощенной системе налогообложения).

Большую оперативность в части мер поддержки бизнеса по сравнению с региональными властями проявили и некоторые муниципальные образования, не являющиеся центрами субъектов РФ. Так, в Первоуральском городском округе (Свердловская область) меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом были утверждены решением городской Думы от 3 апреля 2020 г. № 284 "Об оказании мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Первоуральск". В частности, местным предпринимателям до конца 2020 года предоставлена отсрочка по платежам за аренду муниципального имущества и по договорам на право установки и эксплуатации рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов. При этом все меры носят заявительный характер и будут применяться только к тем, кто обратился за поддержкой[6]. На областном уровне, как отмечено выше, План первоочередных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска, был принят позднее –7 апреля.

В Тольятти дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства были приняты еще в конце марта (более чем за неделю до утверждения комплекса аналогичных мер на уровне Самарской области). В соответствии с постановлением Администрации городского округа Тольятти № 986-п/1 от 31 марта 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям была предоставлена отсрочка по уплате арендной платы по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков, начисленной за апрель, май и июнь 2020 года.

В целом по стране достаточно примеров демонстрации взаимной заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в нормализации ситуации в уязвимых сферах экономической деятельности. Однако, потенциал для государственно-муниципального взаимодействия в этой области пока реализуется не в полной мере: "вертикальные" форматы взаимодействия превалируют над "кооперативными". При этом предписания органам местного самоуправления оформляются в форме рекомендаций или поручений "по согласованию" – региональные власти избегают формулировок, которые могут быть интерпретированы как нефинансируемые государственные мандаты.

Задайте свой вопрос по ФЦП "Формирование комфортной городской среды" завтра на вебинаре

23 апреля 2020 года, в четверг, в 12.00 (МСК) Минстрой России и НП «ЖКХ Контроль» проведут совместный онлайн семинар «Рассмотрение вопросов по реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В ходе семинара будут даны ответы на вопросы, касающиеся нормативного регулирования и правоприменительной практики реализации данного федерального проекта.



В частности, будут подробно рассмотрены требования, установленные для муниципальных образований, претендующих на включение в программу благоустройства, возможность изменения состава видов работ минимального перечня из методических рекомендаций; а также порядок проверки пакета документов, поданных заинтересованным лицом, на соответствие условиям программы.

Спикеры семинара со ссылкой на реальный практический опыт расскажут о порядке деятельности профильных общественных комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях; а также дадут ответ на частый вопрос о возможности финансирования проектно-сметных документаций и дизайн-проектов за счёт средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета.

Будут рассмотрены и иные вопросы, поступившие по данной теме от региональных общественных организаций и региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Также у участников семинара через чат будет возможность задать свой вопрос.

Ведущие семинара – директор ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Павел Владимирович Данилов и руководитель федеральной комиссии по контролю за реализацией проекта «Формирование комфортной городской среды на территории субъектов и муниципалитетов Российской Федерации НП «ЖКХ Контроль» Михаил Александрович Борисов.

Трансляция состоится 23 апреля 2020 года, в четверг, с 12.00 до 13.30 (МСК) на сервисе webinar.ru

ВНИМАНИЕ! Для подключения к трансляции требуется предварительная регистрация. Для этого до 10.00 (МСК) 23.04.2020 необходимо перейти по адресу https://events.webinar.ru/3173891/4394780 и заполнить форму, расположенную на этой странице. Ссылка для подключения к трансляции будет направлена администратором трансляции на указанную вами почту.

Поздравляем Вас с Днем местного самоуправления!


21 апреля подведены итоги III Межрегионального конкурса "Художественные музеи Поволжья"

Организаторами конкурса являются МБОУ «Гимназия №13» города Нижнего Новгорода, Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Ассоциация городов Поволжья, при поддержке Администрации города Нижнего Новгорода и Нижегородской Ассоциации гимназий.


Цель конкурса видео-проектов – формирование у школьников устойчивого интереса к изобразительному искусству посредством активного взаимодействия с ним, в том числе с использованием иностранного языка.

В конкурсе участвовали школьнники 8-х, 9-х и 10-х классов образовательных учреждений городов – членов АГП.

Конкурс проводится в три этапа:
  • 1-й этап - посещение конкурсантами музея изобразительных искусств своего города с целью близкого знакомства ценными шедеврами музея и выбор произведения для видео-презентации; составление плана работы над видеороликом (ноябрь-декабрь 2019 года);
  • 2-й этап - работа на местах по поиску необходимой информации и созданию видеороликов творческими группами, в которых, помимо школьников, допускалось участие учителей и родителей (январь-март 2020 года);
  • 3-й этап - определение победителей. Конкурсные видеоролики, присланные в оргкомитет, рассматривались членами жюри и анализировались в соответствии с прописанными требованиями (апрель 2020 года).

  • Проект "Художественные музеи Поволжья" продолжает вносить большой вклад в культурную интеграцию городов Поволжья, а это одна из главных задач деятельности Ассоциации.

Победителям конкурса будут отправлены дипломы и ценные призы.

Итоги конкурса:

Первое место и дипломы первой степени получают:
  • 1. Команда «МОУ - Лицей №2», г. Саратов
  • 2. Команда МБОУ «Гимназия Перспектива», г. Самара

Закон о наказании за самовольные перепланировки

17 апреля Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о штрафах за самовольную перепланировку для юридических лиц. Штраф за самовольную перепланировку помещений в многоквартирном доме для должностных лиц составит от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц и предпринимателей — от 40 000 до 50 000 руб.

Документ также содержит поправки в ч. 1 ст. 7.21 КоАП. За порчу жилых помещений и использование их не по назначению должностных лиц оштрафуют на 2000-3000 руб., юрлиц и ИП — на 20 000 — 30 000 руб., граждан — на 1000 — 1500 руб.

Видеоконференции с избирателями

Заместитель председателя Центрального Совета ВСМС, председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО заявил о необходимости внедрения дистанционных форм работы с избирателями в ходе видеоконференции с участием руководителей представительных органов муниципальных образований

Реализуя меры повышенной готовности по поддержке населения Ростовской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, депутаты временно приостановили личные приёмы граждан.

Однако, по словам спикера донского парламента, «ни в коем случае нельзя допустить, чтобы у граждан исчезла возможность напрямую обратиться к своему депутату, тем более что сейчас наступил очень непростой период, когда у людей возникает очень много вопросов».

Он напомнил участникам видеоконференции о необходимости продолжать диалог с гражданами в удаленном формате, в том числе и проводить дистанционно приёмы граждан по видеосвязи, отвечать на обращения по телефону и в электронной почте.

Члены фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании уже организовали такую работу. В первой декаде апреля депутатами проведено 42 онлайн-приема, на которых принято 154 жителя Ростовской области, рассмотрено более 160 вопросов. Всего в апреле планируется провести около ста приемов. Информация о дистанционных приемах размещена на сайте ЗСРО и в аккаунтах депутатов в социальных сетях.

«Второй существенный момент – связь с избирателями посредством информирования и диалога в социальных сетях. Мы в очередной раз убеждаемся в том, насколько в современной жизни велика роль социальных сетей в распространении информации и в формировании общественного мнения. После того, как граждане перешли на режим самоизоляции, трафик обращений в социальные сети вырос более чем в полтора раза», - отметил Александр ИЩЕНКО.

В этих условиях работа депутатов Законодательного Собрания в социальных сетях ведется постоянно. Еженедельно определяется перечень ключевых тем, которые предлагается депутатам освещать в соцсетях. Идет постоянное информирование:
  • об актуальной эпидемиологической обстановке, действиях органов власти по противодействию распространению коронавирусной инфекции;
  • о мерах социальной поддержки граждан, мерах поддержки экономики и бизнеса;
  • о проведении и результатах дистанционных приемов граждан;
  • об участии депутатов в волонтерской работе и оказании помощи отдельным категориям граждан, а также участии в акциях социальной солидарности: #спасибоврачам, #мывместе, #времядома и других.

Представительным органам на местах было предложено использовать опыт Законодательного Собрания и активизировать информирование граждан по различным вопросам через социальные сети.

«Нам важно сохранять постоянный диалог при общении с людьми. В центре нашего внимания перестройка всей систем работы представительной власти на Дону. Сегодня все ресурсы направлены на то, чтобы максимально оперативно реагировать на возникающие проблемы. Принимать решения, которые ожидают люди, общество и, самое главное, сохранять диалог с нашими избирателями», - подчеркнул Александр ИЩЕНКО.

Основные проблемы будут у крупных городов

Андрей Максимов, директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС:

- Основная масса энергии, сил и времени сосредоточена на решении единственной проблемы - помощь заболевшим коронавирусом и подготовка медицинской системы. Конечно, работа с бизнесом, проработка экономических решений тоже на повестке дня, но в большей степени не у муниципалитетов, поскольку их роль в этом очень ограничена. НДФЛ все-таки в основном поступает в региональный бюджет, а "вмененка" и "упрощенка" поступает в муниципалитет, но управлять ими местные власти почти не могут. Регионами принимается решение те или иные сферы деятельности прекратить. 92% центров регионов не самодостаточны. Основные источники собирают на региональный и федеральный уровень, в будущем ничего принципиально не изменится.

Изменится только то, что в целом в государственной копилке будет сильно меньше денег. Нет ни нефтяных, ни сырьевых доходов. Они схлопнулись в еще большей степени. В этом смысле большие города становятся по видам своей деятельности гораздо более пострадавшими, нежели в любой другой прежний кризис. Это специфика нынешней ситуации - постиндустриальные виды экономики оказываются практически свернутыми в реалиях сегодняшнего дня.

Общий тренд состоит в том, что в тех регионах, где уровень заражения пока еще не достиг пика, эта неделя будет еще чуть более рабочей. И наоборот, в Москве, где вся основная экономика - сервисная, сфера услуг оказывается наиболее пострадавшей. Чем больше город, тем он оказывается в более сложном положении. Безработных больше в богатых городах, устойчивее себя чувствуют малые города, которые не столь обеспеченныею Те вахтовики, которые возвращаются сегодня из Москвы в малые города, делают правильный выбор, им будет проще там прожить.

В Москве у людей есть накопления и финансовый "жирок", который позволит пару месяцев продержаться менее болезненно, а таких городах, как, например, Ульяновск (чем меньше - тем беднее), это проявляется в большей степени. Просто нет денег для того, чтобы выжить! Это огромная проблема! Мы оказываемся в ситуации, когда людям не на что жить.

Источник:
сайт https://73online.ru/

Казань. В цифровой формат перевели еще 25 муниципальных услуг

В Казани еще 25 муниципальных услуг можно будет получить в цифровом виде через портал госуслуг. Всего в цифровом формате для горожан доступно 46 муниципальных услуг, которые составляют 78% всех обращений жителей и предпринимателей в Исполнительный комитет. Для получения этих услуг не нужно посещать никаких учреждений.


Для получения муниципальной услуги в цифровом виде достаточно пройти регистрацию на портале госуслуг либо войти на портал через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), выбрать из каталога услуг для бизнеса услуги Исполкома Казани и заполнить форму заявления, выбранной услуги.

Цифровые услуги предоставляются через информационно-аналитическую систему «Управление муниципальными услугами», доступ к которой возможен только посредством авторизации через ЕСИА.

После обращения за услугой для удобства граждан используется смс-информирование о статусе рассмотрения заявления. Благодаря возможности получения электронных уведомлений о результате нет необходимости тратить время на самостоятельное обращение в органы местного самоуправления для получения информации. Кроме того, отпадает необходимость письменного уведомления со стороны органов местного самоуправления.

В целом по Казани растет востребованность муниципальных услуг в цифровом виде, отмечают специалисты. Так, выросло обращение за такими услугами как выдача разрешения на вырубку, кронирование, посадку и пересадку деревьев и кустарников; регистрация, оформление, выдача и продление разрешений на производство земляных работ, связанных с нарушением элементов наружного благоустройства. А услугу на согласование проекта размещения средства наружной информации на территории города в прошлом году в цифровом формате получили 97% заявителей.

Количество отказов в регистрации заявлений на сегодняшний день составляет менее 10%, а срок рассмотрения заявлений при обращении за услугой в цифровой форме сократился на 20%, сообщает Управление информационных технологий и связи.

С полным списком муниципальных услуг, доступных в цифровом виде, можно ознакомиться по ссылке.

Источник: официальный портал Казани

ЖКХ в условиях пандемии

Эксперты Фонда "Институт экономики города" отвечают на актуальные вопросы потребителей жилищно-коммунальные услуг, связанные с работой ЖКХ в условиях "корона-кризиса".


Многие вопросы жителей и специалистов в ЖКХ сегодня определены той сложной обстановкой, в которой приходится работать управляющим организациям, товариществам собственников жилья, советам многоквартирных домов из-за пандемии COVID-19. В частности, ряд ТСЖ столкнулся с проблемой из-за скорого истечения срока полномочий председателя правления товарищества и невозможности провести отчётно-выборное собрание в привычной очной форме. Как быть в такой ситуации, советует эксперт Фонда ИЭГ.

Напоминаем, что задать вопрос об управлении многоквартирным домом, проведении капитального ремонта, работе ТСЖ или совета дома в условиях "корона-кризиса" можно на сайте Фонда ИЭГ http://www.urbaneconomics.ru/spravpotreb или по электронной почте mailbox@urbaneconomics.ru

Вопрос: В апреле истекает срок полномочий избранного председателя правления ТСЖ. Как собрать общее собрание и выбрать председателя в условиях, когда все жители дома находятся по домам?

Ответ: Статьёй 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что руководство деятельностью товарищества собственников жилья (ТСЖ) осуществляет правление товарищества, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Статья 149 ЖК РФ гласит, что председатель правления товарищества собственников жилья избирается из числа на срок, установленный уставом товарищества.

Указанная проблема, как правило, возникает в тех ТСЖ, в которых устав товарищества относит избрание председателя правления к полномочиям общего собрания членов товарищества, и у всего состава правления сразу истекают полномочия.

Выборы состава правления или продление их полномочий происходят обычно на годовом общем собрании, на котором утверждается отчёт правления за прошедший год, отчёт ревизионной комиссии, план на следующий год и размер взносов.

В условиях пандемии COVID-19, когда есть высокая опасность распространения инфекции среди людей, находящихся рядом, проведение общего собрания в очной форме крайне нежелательно, кроме того, во многих регионах действует запрет на проведение публичных мероприятий, предполагающих совместное присутствие людей.

Статья 441 ЖК РФ предусматривает возможность выбора инициаторами созыва общего собрания наравне с очной формой и других форм, таких как заочное голосование (опросным путем или с использованием ГИС ЖКХ) и очно-заочное голосование.

Если члены ТСЖ не видят возможности в сегодняшних условиях отложить проведение годового общего собрания, либо есть жёсткая необходимость срочно переизбрать членов и председателя правления ТСЖ, то лучшим выходом из ситуации будет организация заочного голосования.

Для этого необходимо, во-первых, указать в сообщении о проведении собрания, что оно будет проводиться в форме заочного голосования, указать дату начала и дату окончания приёма письменных решений собственников, а также место, где будет организован такой приём.

Во-вторых, необходимо довести данное сообщение о проведении общего собрания до членов товарищества не позднее чем за 10 дней до начала голосования (желательно вместе с бланками решений собственников). Статья 45 ЖК РФ предусматривает, что сообщение в общем случае должно быть направлено собственникам заказным письмом, или направлено в письменном виде иным способом, или размещено в доступном всем собственникам помещении в доме, если так было решено ранее общим собранием. Большинство почтовых отделений сегодня закрыты (в Москве и Санкт-Петербурге можно прийти в некоторые почтовые отделения по предварительной записи), и с отправкой заказных писем могут быть трудности. Поэтому можно организовать доставку сообщений об общем собрании в заочной форме путём разнесения их по квартирам или вложения в почтовые ящики. В таком случае необходимо обеспечить безопасность при передаче сообщения: вложить письменные сообщения в продезинфицированные файлики, не передавать их получателям из рук в руки, а оставлять под дверью.

Всё это создаёт трудности и оставляет место для возможности передачи вируса от человека к человеку. Поэтому в сегодняшней сложной ситуации верным решением видится перенос проведения отчётно-выборного собрания членов товариществ собственников жилья вплоть до окончания действия ограничительных мер в городах и полной отмены режима изоляции. Может ли правление товарищества, срок полномочий которого истёк в соответствии с уставом ТСЖ и решением прошлого собрания, продолжать свою работу до того, как правление переизберут?

Да, может. Судебная практика по этому вопросу определённо указывает, что истечение срока полномочий не влечёт немедленного прекращения данных полномочий. Так, в кассационном определении Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2012 г. № 33-5857 указано, что истечение срока, на который в соответствии с законом и уставом избираются правление и председатель товарищества собственников жилья, является основанием для возбуждения процедуры созыва общего собрания членов товарищества с целью избрания нового состава правления и его председателя, но не прекращение полномочий этих исполнительных органов. Таким образом, пока не избран новый состав правления и председатель правления на общем собрании (созыв которого для некоторых ТСЖ сейчас может быть невыполнимой задачей в силу ранее принятых решений о процедурах созыва), полномочия правления и его председателя не прекращаются.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 25.07.2016 № 34-АД16-5 также указал, что возникновение либо прекращение полномочий председателя правления ТСЖ обусловлены принятием соответствующего решения компетентным органом управления товарищества собственников жилья или истечением срока, на который избирается председатель правления товарищества собственников жилья. Вместе с тем, само по себе истечение предельного срока избрания правления и председателя ТСЖ, установленного статьями 147, 149 ЖК РФ и уставом товарищества, не влечёт за собой таких правовых последствий, как прекращение деятельности правления, поскольку такие последствия прямо не предусмотрены ни законом, ни уставом товарищества.

Город после карантина

Очень трудно давать прогнозы в ситуации, когда всё меняется каждую минуту. Однако можно наметить основные развилки на основании тех трендов, которые выявились во время антропологических исследований и текущих наблюдений.


Общественные пространства

Первая связана с общественными пространствами. В последние годы появился тренд на их активное использование, взаимодействие там с другими людьми (как знакомыми, так и совершенно незнакомыми), перенос туда практик, которые раньше считались уместными скорее в помещениях (от занятий йогой на лужайке до организации импровизированного офиса на скамейке в парке). Во время эпидемии горожане оказались лишены этого ставшего привычным удобства. Встаёт вопрос – станем ли мы, истосковавшись по свежему воздуху, ещё большими адептами публичных пространств? Если да, нас ожидает возросшая пешеходная нагрузка на зелёные зоны и появление в них новых бизнесов и сервисов, рассчитанных на то, что люди захотят при хорошей погоде проводить на свежем воздухе большую часть дня. Но при этом, скорее всего, вошедшие в обиход за время карантина гигиенические практики наложат свой отпечаток на публичные пространства: их станут разрабатывать, уделяя больше внимания расстоянию между объектами, возможности регулярного мытья и дезинфекции мест отдыха и уличной мебели, а также возможности для людей помыть руки.

Транспорт

Но вполне возможно, что, наоборот, во время карантина выработается ощущение небезопасности пребывания в одном пространстве с посторонними – и тогда опять вырастет популярность автомобилей, а интерес к публичным пространствам и пешеходным прогулкам упадёт. Потребуется дополнительное развитие инфраструктуры для автомобилей, от которой центры крупных городов поспешили избавиться. А вот каршеринг, возможно, утратит популярность – машина, которой кто-то пользовался до тебя, будет казаться небезопасной. Свои повседневные практики люди в этом случае предпочтут реализовывать дома, всё больше переходя на удалённую работу или обучение. Это, в свою очередь, означает, что (по крайней мере, для более обеспеченных горожан) ещё больше возрастёт потребность в увеличении жилой площади: каждому члену семьи, сидящему дома, потребуется собственный рабочий кабинет, а балконы и лоджии станут местом для проведения времени на свежем воздухе. Пропорционально уменьшатся офисные площади: зачем тратить средства на аренду и содержание офиса, если сотрудники не только эффективно работают на удалёнке, но и охотно берут на себя расходы по организации рабочего места?

Новые сервисы

Вторая развилка: перемещения по городу. Что произойдёт после эпидемии? Скорее всего, горожане продолжат пользоваться услугами доставки почти так же активно, как во время карантина. Огромное число операторов ритейла и HORECA либо ввели услугу по доставке своих товаров, либо существенно расширили свои возможности. По пустому городу передвигаются курьеры на велосипедах. Возможно, горожанам настолько понравится этот сервис, что они и потом будут предпочитать доставку на дом – курьерскую или через постаматы. В этом случае нас ждёт существенное снижение запроса на аренду торговых площадей и либо их перепрофилирование, либо снижение арендных ставок.

Велотранспорт

Параллельно стоит ожидать активного развития инфраструктуры для курьеров – как минимум, в городе станет больше велодорожек, велопарковок и «коворкингов для курьеров» в стратегических точках города, где они смогут дожидаться заказов (так, как сейчас ждут их у «Макдональдса»). Велосообщество уже сейчас высказывает соображения о том, что кроме автомобиля есть ещё один безопасный с точки зрения контакта с другими людьми вид транспорта – велосипед. Вполне вероятно, что эпидемии удастся то, что не удавалось велопиару, – пересадить на велосипеды значительное число горожан. Дезинфицировать седло и руль общедоступного велосипеда намного проще, чем салон автомобиля из каршеринга.

Геолокация

Карантинные меры – от ограничения свободы передвижения и регулирования пользования общественными пространствами до отслеживания перемещений отдельных лиц, – как правило, приводят к ужесточению общего контроля государства над горожанами. Скорее всего, созданные задолго до пандемии, но отработанные именно в условиях карантина практики надзора при помощи фиксирования геолокации, распознавания лиц и тому подобного станут общепринятыми.

В этой ситуации весьма вероятно появление «цифровых диссидентов» – как активных (таких, как противники введения ИНН и биометрических паспортов несколькими годами ранее), так и пассивных, практикующих то, что Джеймс Скотт назвал «оружием слабых» – тактики ускользания из-под надзора и высмеивания контроля. Эти тактики можно было наблюдать и ранее – например, таксисты, борясь за свой заработок, подкручивали счётчик или позже находили способы обмануть «Яндекс.Такси». Если недоверие к государству будет расти – подобными тактиками овладеют многие. Если же власти сумеют убедить граждан в том, что они действуют в их интересах (или примут репрессивные меры) и большинство горожан будет соблюдать новые нормы, проектировщики и управленцы получат беспрецедентный для России объём данных о городской мобильности.

Автор: Дарья Радченко, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка»

Экспертное мнение И.В. Генцлер - эпидемиологическая безопасность в местах общего пользования в многоквартирных домах

В период пандемии эпидемиологическая безопасность в местах общего пользования в многоквартирных домах должна быть безусловным приоритетом управляющих организаций. У них есть для этого все возможности.

Сегодня, когда люди вынуждены изолироваться в своих квартирах, их контакты с «внешним миром», а значит, и возможность заразиться, не полностью исключена. Люди выходят в ближайший продуктовый магазин, вынести мусор, выгулять домашних животных. Кроме того, многие сейчас пользуются доставками, соответственно, в подъезды заходят курьеры, которые за день могут объехать половину города. Места общего пользования в многоквартирных домах стали местом возможных контактов с вирусом и зоной потенциального заражения.

Должны ли управляющие организации обеспечивать эпидемиологическую безопасность в местах общего пользования в многоквартирных домах или это их добровольные действия? Есть ли у управляющих организаций средства на дезинфекцию подъездов или на эти цели им должна быть оказана бюджетная помощь?

Эти вопросы активно обсуждаются обществом в Интернет-пространстве. Представляем точку зрения эксперта Института на основные обсуждаемые вопросы.

Первый вопрос – обязательно или добровольно?

Прежде всего, необходимо вспомнить, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, а общее имущество в многоквартирном доме – содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уборка и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, предусмотрены правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Установленный минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, конкретизирует работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме как сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; проведение дератизации и дезинсекции помещений.

Дезинфекция помещений общего пользования в многоквартирном доме не указана в перечне обязательных услуг и работ, определенных нормативными правовыми актами, относящимися к жилищному законодательству. Но этот перечень относится к обычной жизни, а не к периоду пандемии. В период пандемии необходимо руководствоваться указаниями органов, отвечающих за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

К сожалению, Роспотребнадзор только 3 апреля выпустил рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования в многоквартирных домах. И это рекомендации, а не обязательное требование, что существенно снижает действенность данного документа.

Анализ рекомендаций Роспотребнадзора позволяет сделать вывод, что применительно к многоквартирным домам следует различать:
  • обязательное проведение профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции в помещениях (в том числе относящихся к общему имуществу);
  • профилактическую дезинфекцию мест общего пользования.

Исходя из общего понимания, очаговую дезинфекцию необходимо проводить в тех помещениях (квартирах) и местах общего пользования в многоквартирных домах, в которых проживают люди, заразившиеся коронавирусом. Такую дезинфекцию проводят с использованием «наиболее надежных дезинфицирующих средств» и специального оборудования и мер по защите лиц, проводящих обработку (спецодежда, влагонепроницаемые перчатки, при обработке способом орошения - респиратор, герметичные очки).

В многоквартирных домах, в которых нет заразившихся людей, рекомендована профилактическая дезинфекция мест общего – подъездов, тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, мусоропроводов. При ее проведении могут использоваться обычные дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации. Они используются в соответствии с инструкциями по применению в режимах, эффективных при вирусных инфекциях. Обработку рекомендовано проводить способом протирания поверхностей в ночное время, чтобы не допустить возможного негативного воздействия дезинфицирующих средств на проживающих с обязательным информированием населения о предстоящей обработке..

Таким образом, если речь идет о профилактической дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме, то:
  • перечень услуг и работ, оказываемых управляющей организацией по договору управления, не меняется, поскольку санитарное содержание помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, входит в обязательный перечень услуг и работ управляющей организации, состав работ по санитарному содержанию помещений общего пользования тоже не меняется, поэтому не требуется внесение изменений в договор управления и принятие для этого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • может измениться периодичность некоторых работ в сравнении с установленной договором – ежедневная влажная уборка (протирание) вместо одного раза в неделю или в месяц; влажная уборка будет проводиться с использованием не обычной воды, а воды, содержащей дезинфицирующее средство. Но это не те вопросы, которые требуют решения общего собрания. Увеличившийся объем (периодичность) выполнения работ по санитарному содержанию общего имущества в период пандемии управляющая организация может просто отразить в отчете об исполнении договора управления (больше – не меньше, к этому претензий у собственников не будет);
  • несколько увеличатся затраты управляющей организации на один вид работ – санитарное содержание помещений общего имущества в многоквартирном доме, на период пандемии (в связи с приобретением дезинфицирующих средств, средств защиты персонала, проводящего обработку и увеличением рабочего времени такого персонала)..

Таким образом, мое мнение – управляющая организация должна в период пандемии проводить ежедневно профилактическую обработку мест общего пользования в многоквартирном доме (влажную уборку с применением дезинфицирующих средств). Для этого не нужно решения общего собрания и внесения изменений в договор управления многоквартирным домом.

Органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации приняли специальное решение, обязывающее управляющие организации проводить дезинфекцию подъездов. Так, например, постановлением губернатора Пензенской области[5] обязанность проводить санитарную обработку была возложена на управляющие компании и товарищества собственников жилья.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Правительства Москвы на период введения режима повышенной готовности внесены изменения в Регламент на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым влажная протирка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия оконных и дверных ручек, выключателей, поручней, перил, почтовых ящиков, подоконников, кнопок вызова лифта по этажам, кнопок приказов кабины лифта, кнопок домофонов и других контактных поверхностей помещений общего пользования, помещений дежурного по подъезду, консьержки, охраны и т.п., дверец и ручек загрузочного клапана мусоропровода должна проводиться 3 раза в день (до 8-00; до 16-00 и до 20-00) в многоквартирных домах, где проживают жители, госпитализированные с диагнозом COVID-19 (или с подозрением); лица, помещенные в обсерватор, контактные лица. В отношении других многоквартирных домов никаких указаний Департамента нет, поэтому можно считать, что изменение периодичности и состава работ по содержанию мест общего пользования оставлено на усмотрение управляющих организаций.

Обработку дворовых территорий в Москве осуществляют городские коммунальные службы за счет бюджетных средств. Так, 12 апреля проведена третья дезинфекция всех московских дворов (более 25 тысяч) в рамках сплошной обработки всех асфальтобетонных плиточных покрытий дорог, прилегающих парковок и межквартальных проездов. По сообщению заместителя Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, обработка проводилась с применением совершенно безопасных дезинфицирующих препаратов, рекомендованных Роспотребнадзором, которые широко используются для обеззараживания поверхностей в школах, детских садах и на предприятиях общественного питания..

Есть информация о том, что органы местного самоуправления предоставляют управляющим организациям дезинфицирующие средства для обработки подъездов. Так, например, мэрией Нижнего Тагила было выделено порядка 3 млн руб. для закупки дезинфицирующего средства для санитарной обработки муниципальных учреждений. При этом было анонсировано, что все управляющие компании города смогут получить данные дезинфицирующие средства для обработки подъездов[8].

Администрация города г. Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ) предоставила управляющим организациям 540 литров концентрата гипохлорита натрия (пригодного для санитарной обработки мест общего пользования). Таким образом, управляющие компании города не несут дополнительных финансовых затрат на проведение дезинфекции подъездов и мест общего пользования.

В Калужской области было принято решение о выделении финансирования из областного бюджета муниципалитетам для приобретения материалов и оборудования для дезинфекции подъездов.

Некоторые управляющие компании самостоятельно проводят мероприятия по дезинфекции либо нанимают специализированные организации за счет средств платежей собственников помещений в многоквартирных домах на содержание общего имущества.

В связи с этим возникает второй вопрос - насколько увеличатся затраты управляющей организации в связи с профилактической дезинфекционной обработкой мест общего пользования в многоквартирном доме?

Оценка дополнительных расходов управляющей организации, связанных с дезинфекцией типового многоквартирного дома (на примере ближнего Подмосковья):

Исходные данные:
  • Многоквартирный дом серии П111М, 17 этажей, 5 подъездов.
  • Площадь мест общего пользования (SМОП МКД) – 4 430,6 кв. м.
  • Площадь жилых и нежилых помещений (SПОМ) – 16 643 кв. м.
  • Размер платы за жилое помещение – 34,08 руб. / кв. м.
  • Объем средств, получаемых управляющей организацией на содержание и текущий ремонт – 538 834 руб. месяц.
  • Стоимость дезинфицирующих средств, оборудования для обработки и защитных материалов:
  • Дезинфицирующий раствор «Белизна» - 30 руб. за литр.
  • Ранцевый распылитель емкостью 12 литров – 5000 руб.
  • Одноразовый костюм для дезинфекции – 500 руб. Защитные очки – 1300 руб. за шт. Респиратор-маска (фильтрующая с клапаном выдоха) – 600 руб. за шт. Перчатки хозяйственные – 200 руб. за пару.

Оценочная стоимость однократной обработки мест общего пользования в многоквартирном доме способом протирания составляет не более 1000 рублей. Расходы на однократную обработку мест общего пользования методом орошения составляют около 9 тысяч рублей в первый раз (если оборудование для обработки приобретается для одного дома) и не более 1000 рублей каждая последующая обработка.

Таким образомм, месячные расходы на двукратную дезинфицирующую обработку мест общего пользования многоквартирного дома в рассматриваемом примере способом орошения и во все остальные дни способом протирания составят немногим более 30 тысяч рублей. Это примерно 5,6% средств, ежемесячно поступающих управляющей организации как плата собственников помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Если принять во внимание, что расходы на санитарное содержание помещений общего пользования составляют в среднем около 10-12% в многоквартирных домах с лифтами и мусоропроводами, то обработка дезинфицирующая обработка подъездов вполне укладывается в плановые расходы.

Управляющие организации подтверждаютт, что существенных затрат на проведение мероприятий по дезинфекции мест общего пользования они не несут в силу низкой стоимости средств и материалов, необходимых для проведения дезинфекции.

Для сравнения, тариф за санитарную обработку 1 кв. м мест общего пользования многоквартирного дома специализированными организациями – 14 руб. за кв. м. В рассматриваемом примере многоквартирного дома, если допустить, что площадь подъездов составляет 50% площади всех помещений, относящихся к общему имуществу, стоимость однократной обработки составит 31 014 рублей, что равноценно месячным расходам на ежедневную обработку мест общего пользования управляющей организацией. Поэтому такую дезинфекцию необходимо проводить только в случае, если в многоквартирном доме официально зарегистрирован случай заражения коронавирусной инфекцией. И оплату такой обработки желательно проводить за счет бюджетных средств.

Таким образомм, мое мнение – увеличение затрат управляющей организации на профилактическую дезинфекционную обработку мест общего пользования в многоквартирном доме в период пандемии не носит драматического характера. Управляющая организация в состоянии нести эти расходы за счет платы собственников на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Если все же допустить, что дополнительные расходы на приобретение дезинфицирующего средства и средств индивидуальной защиты – это превышение плановых расходов по статье «санитарное содержание помещений, относящихся к общему имуществу», то в рассматриваемом примере речь может идти об увеличении размера платы на 1,8 руб./кв. м на период, в течение которого управляющая организация несет такие расходы. Если продолжительность периода, в течение которого управляющая организация будет осуществлять ежедневную дезинфицирующую обработку, не превысит двух месяцев, вопрос об увеличении размера платы собственников для компенсации понесенных управляющей организацией дополнительных расходов просто нецелесообразно будет поднимать.

В качестве рекомендации управляющим организациям можно посоветовать учитывать фактически понесенные в связи с пандемией затраты для принятия в последствии обоснованного решения о их возможной компенсации за счет других статей расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе на основании решения общего собрания или совета многоквартирного дома, если ему предоставлены такие полномочия.

Третий вопрос - есть ли у управляющих организаций текущие средства для дезинфицирующей обработки мест общего пользования в многоквартирном доме?

Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме вносится ежемесячно в одинаковом размере. Между тем, расходы на управляющей организации на выполнение работ распределяются по месяцам календарного года далеко не равномерно. Наиболее затратные работы – подготовка конструкций и инженерных систем дома к сезонной эксплуатации, ремонты, даже дератизация и дезинсекция подвалов, приходятся на конец весны, лето и осень. Платежи в зимние месяцы, в начале весны создают резерв на летне-осенние работы.

С этой точки зрения, более благоприятным, как бы кощунственно это не звучало, является то, что увеличение затрат управляющих организацией на выполнение мероприятий в многоквартирных домах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) пришлось на март-апрель. У управляющих организаций есть текущие средства на дезинфекционную обработку мест общего пользования. Даже уже отмечаемое некоторое снижение поступления платежей за март и прогнозируемое неполное поступление платежей за апрель не может служить оправданием невыполнения управляющими организациями жизненно необходимых действий по обеспечению безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах.

И последнее. Соответствие «слова и дела».

Людям нужна уверенность, что управляющая организация в сегодняшней тяжелой ситуации взяла на себя заботу о безопасности в доме. Между тем, в Интернете появились сообщения людей о том, что управляющие организации, разместив в подъездах объявления о графике ежедневной дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме, на самом деле такой обработки не делают, видеокамеры фиксируют, что люди в защитных костюмах с распылителями создают лишь видимость дезинфицирующей обработки, а при обращении в управляющую организацию получают ответ – «дезинфекция подъездов проводится».

Мое мнение, что сегодняшняя ситуация – это экзамен для управляющих организаций. Их действия в этот период могут как укрепить доверие к ним собственников помещений, так и непоправимо испортить репутацию в глазах потребителей.

Экспертное мнение И.В. Генцлер, директора Направления «Городское хозяйство»

Топ-10 успешных практик в борьбе с коронавирусом

Эксперты департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ совместно с Центром развития политического капитала назвали топ-10 российских городов, наиболее успешно борющихся с коронавирусом. "В перечень наиболее успешных практик муниципального управления по борьбе с коронавирусом и его последствиями вошли: Уфа, Хабаровск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Томск, Иркутск, Ставрополь, Петрозаводск и Салехард", - говорится в аналитической записке.

Формирование практик проводилось на основании анализа нормативно-правовых актов, открытых данных, размещенных на официальных сайтах администраций муниципалитетов, в их аккаунтах в социальных сетях, СМИ. Для анализа эксперты выделили более 20 параметров, в том числе: обеспечение работы городских горячих линий по оказанию консультативной помощи, поддержка бизнеса, медицинских работников, пожилых людей, привлечение общественности к мониторингу и контролю принятых мер, дезинфекция помещений и общественных пространств.

Как пояснил ТАСС соавтор аналитики, руководитель департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Сергей Белоконевв, всего было исследовано более 60 российских городов, за исключением городов федерального подчинения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. "Приятно было отметить, что дальние регионы такие, как Хабаровск не отстают и довольно эффективно проявляют [себя]", - отметил эксперт.

Информирование через родительские чаты

Как рассказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, в городе принимается комплекс мер по противодействию распространения коронавируса: общественный транспорт дезинфицируют три раза в день, обрабатывают остановки общественного транспорта, также дезинфекция коснется парков, скверов и бульваров. Однако главное внимание власти уделяют информированию жителей о мерах предосторожности и существующих возможностях поддержки.

Как пояснил Кравчук, для бизнеса в городе создан специальный ситуационный кол-центр, который оперативно принимает предложения бизнесменов. Например, рассмотрев предложение от предпринимателей, власти приняли решение освободить на три месяца владельцев рекламы от платежей за аренду рекламных конструкций. "У нас есть совет по предпринимательству при мэрии города, мы его расширили, - сегодня все звонки, все предложения собираются в этом центре, анализируются, и мы принимаем решение", - отметил он.

К активному информированию жителей о ситуации с коронавирусом в Хабаровске привлекают не только СМИ, волонтеров и советы ветеранов, но и самих граждан. Так, очень эффективным каналом информирования стали родительские чаты, через которым властям удается оперативно донести достоверную и точную информацию. "Все то, что мы предпринимаем в городе, мы распространяем именно через родительские чаты с их позволения. Мы им отдаем информацию, а они уже распространяют ее среди родителей всех учащихся школ города Хабаровска", - рассказал собеседник ТАСС.

Показатель эффективности

Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко, в условиях борьбы с распространением коронавируса важную роль играет именно вопрос муниципального управления. По его словам, в последние годы на муниципальном уровне выработалась достаточно устойчивая система, которая может и должна работать эффективно в сложившейся ситуации, важнейшая задача которой - оказывать консультативную и предметную помощь жителям на местах.

"Считаю, что на сегодняшний день созданы каналы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, [которые] могут и должны эффективно использоваться муниципальными властями, мы на самом деле это по многим органами местного самоуправления наблюдаем. <…> В административных центрах, которые представлены 10 субъектами [в аналитической справке] наглядно подтверждают, что органы местного самоуправления активно в своих территориях проводят компании по оказанию различных видов консультативной помощи", - рассказал депутат.

По словам Сапко, кризисная ситуация позволит в перспективе отследить существующие проблемы, а также тиражировать положительный опыт, который используется на уровне муниципалитетов. "Можно будет в том числе и в динамике посмотреть, где кто действительно справился, где какие проблемы возникли с тем, чтобы уже потом, когда волна пандемии спадет сесть, проанализировать, помониторить ситуацию, посмотреть, где лучшие практики сработали, насколько оперативно, в том числе исходя из возможностей бюджетов муниципальных образований", - уверен собеседник.

Вместе с тем, соавтор исследования Белоконев отметил, что сложившаяся ситуация покажет, насколько эффективно выстраивается взаимодействие органов муниципальной власти с жителями, в том числе в дистанционном формате, а также окажет влияние на дальнейшее развитие органов муниципальной власти.

"Коронавирусная инфекция и карантин еще больше стал мощным катализатором по всеобщей цифровизации и переходу на дистант и в бизнесе, и в образовании, и в частной жизни. Поэтому это будет за собой вести определенные изменения наверняка и очень важно, мы это зафиксировали что в ряде регионов, которые выделили, что муниципалитеты сегодня и их перспективы зависят от того, насколько они смогут быть гибкими и быть на постоянной связи с гражданами, с жителями муниципалитетов через цифровые технологии. Мне кажется, это в значительной степени будет важным фактором по развитию муниципалитетов в ближайшей перспективе", - сказал эксперт.

Надежда Косарева: Сегодня стоит подумать над крупным госзаказом на жилье

Экспертное мнение президента Фонда «Институт экономики города» Н.Б. Косаревой о ситуации в отрасли жилищного строительства и возможных мерах поддержки.


Сегодня в центре всеобщего внимания только одна тема — коронавирус! При этом все чаще обсуждаются вопросы влияния эпидемиологических мер на экономику, хотя пока преобладают макроэкономические оценки и прогнозы.

Примером одного из первых микроэкономических исследований является опрос представителей строительного комплекса о влиянии пандемии коронавируса на деятельность застройщиков жилья..

Опрос проведен ООО «Институт развития строительной отрасли» в период с 31.03.2020 г. по 03.04.2020 г. по заказу Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) при поддержке Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА).

С результатами исследования можно ознакомиться здесь

Вслед за децентрализацией принятия субъектами РФ ограничительных мер обращает на себя внимание дифференциация оценки ситуации в строительстве участниками рынка из разных регионов. Например, если в одних субъектах РФ власти объявили, что стройки не будут закрыты (в частности, в Москве, Пензенской и Иркутской областях, Приморском крае), то в других, напротив, участники опроса сообщают, что стройки уже закрыты или это произойдет в ближайшее время.

В ряде регионов участники рынка дезориентированы, поскольку там циркулируют разные сообщения, порой диаметрально противоположного свойства. Так, одни источники утверждают, будто власти объявили, что стройки не будут закрыты, а другие — что, похоже, дело идет как раз к закрытию строек. Например, именно такая ситуация, судя по опросу, наблюдается в Краснодарском крае, хотя 15,4% опрошенных девелоперов из этого региона планируют продолжать строительство.

В целом четверть опрошенных участников строительной сферы сообщили, что они уже остановили строительство (в частности, так поступили 100% опрошенных из Тюменской области, 50% — из Воронежской области). С другой стороны, в некоторых регионах большинство опрошенных планируют продолжить жилищное строительство (наряду с Санкт-Петербургом и Москвой так собираются поступить в Московской и Калужской областях).

Среди основных проблем респонденты указали на приостановку отдельных работ подрядчиками (33% респондентов); значительное ухудшение обеспеченности стройплощадок рабочими кадрами (26,4%), материалами и оборудованием (33,6%), а также подчеркнули критическую зависимость по некоторым позициям от импортной продукции в связи с ростом цен на нее или прекращением поставок.

Не остались без внимания также некоторые проблемы с МФЦ (60% респондентов указали на приостановку приема и выдачи документов), органами и организациями, выдающими разрешения, согласования и т.д. (20% указали на остановку их работы) и WEB-сервисами Ростреестра (15,5% проинформировали об остановке их работы).

Отмечены негативные тенденции в сфере привлечения средств участников долевого строительства. Так, 33,2% респондентов отметили остановку или снижение с начала марта по сравнению со средним показателем за январь-февраль привлечения средств дольщиков на 10% и более, а также падение активности потенциальных покупателей новостроек — на 54,5% на текущей неделе по сравнению с предыдущей. При этом в ближайших планах большинства застройщиков (51,4%) — продолжить продавать жилье без изменений.

Да, ситуация не самая лучшая. Радует, что вовремя были приняты решения по переходу от долевого строительства к проектному финансированию. Сегодня такое решение не смогли бы принять: уже звучат предложения «вернуть все на круги своя», и даже трудно себе представить возможные потенциальные проблемы, которые могут в связи с этим возникнуть.

Сейчас необходимо быстро принять меры по предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в строительной сфере. Полагаю, в отличие от предыдущего периода, когда многие меры были направлены на стимулирование спроса через ипотеку, сегодня стоит подумать над крупным госзаказом на жилье. В том числе для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем миллионов семей, включая очередников и другие льготные категории граждан, переселенцев из аварийного жилья и т.д.
  • Во-первых, это позволит обеспечить занятость работников стройкомплекса на предстоящий сложный строительный цикл, а не сохранить прибыль застройщиков.
  • Во-вторых, это принесет огромный положительный социальный эффект тем гражданам, которые иначе никогда не смогли бы решить свой жилищный вопрос.

Города тестируют разные форматы организации общественного транспорта в условиях эпидемии

Решения относительно организации работы организаций жизнедеятельности в регионах с учетом особенностей развития эпидемиологической ситуации, полномочия по принятию которых были предоставлены соответствующим указом президента, начинают затрагивать и вопросы организации жизни в городе – и здесь важное значение приобретают решения, принимаемые органами местного самоуправления. Одной из первых сфер, где уже через несколько дней работы в новых условиях выявились существенные различия, стала организация городского общественного транспорта.

В рамках анализа реакции местных властей на распространение вируса COVID-19 была сформирована выборка из 30 городов в различных субъектах Российской Федерации, где будет проводиться мониторинг ситуации.

Очевидно, возможны две логики решений в сфере общественного транспорта в условиях ограничения передвижения:
  • увеличение подвижного состава/сокращение интервалов движения в целях обеспечения норм социального дистанцирования при передвижении в общественном транспорте;
  • сокращение подвижного состава/увеличение интервалов движения как реакция на сокращение общего пассажиропотока.

Анализ показал, что 80% городов из рассматриваемой выборки в той или иной степени пошли по пути увеличения интервалов, что, как минимум, не снижает риски заражения в общественном транспорте. Наиболее распространенная мера - переход общественного транспорта на работу в режиме выходного дня. В таком случае на маршрут выходит в 1,5-2 раза меньше машин. В трех городах (Екатеринбурге, Чебоксарах и Улан-Удэ) введена схожая мера - увеличение интервалов между прибывающими автобусами, троллейбусами и трамваями за счет меньшего их количества на маршрутах. Отметим, что в большинстве рассмотренных городах эти меры объясняются не необходимостью «сдерживания» потенциальных пассажиров, а, наоборот, вводятся в качестве реакции на снижение пассажиропотока вследствие самоизоляции. Подобное снижение, как правило, оценивается в 70-80%. Таким образом, ключевым является соотношение между снижением пассажиропотока и снижением подвижного состава на маршруте – пропорциональное снижение, как минимум, не увеличит риск заражения в общественном транспорте.

Почти во всех городах, где были приняты меры по снижению потока общественного транспорта, новый режим работы действует и для муниципальных предприятий, и для частных перевозчиков. Единственный город, в котором на данный момент частные перевозчики не перешли на новый режим и работают в штатном режиме, - Омск.


Увеличение частоты движения маршрутов общественного транспорта, помимо Москвы, зафиксировано лишь в Самаре. Если в Москве это можно объяснить на порядок более высоким уровнем выявленного числа заражений на душу населения и соответственно большей актуальностью социального дистанцирования, то в Самаре к настоящему времени фиксируется один из наиболее низких уровней инфицированности.

В городах с численностью населения менее 500 тыс. чел. режим работы транспорта, как правило, не подвергался корректировке (Северодвинск, Саянск, Кузнецк, Шуя). В Кургане меры по ограничению пользования транспортом ограничились закрытием остановок на центральных улицах.

Что касается сдерживания «необязательного» пассажиропотока, то это еще одна логика принятия решения, выявленная по результатам мониторинга. При этом под «необязательным» потоком фактически понимается все, что не укладывается в форматы поездок «дом-работа» и «работа-дом». В этой логике приняты решения по запрету функционирования транспорта в вечернее время (Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Уфа, Владимир), ограничение периода движения строгими временными рамками, соответствующими началу и концу рабочего дня (Краснодаре и Кизляре), снижению транспортной доступности центра города (Санкт-Петербург, Курган), реструктуризация маршрутной сети (Омск).

Особые меры были приняты в Санкт-Петербурге: помимо временных ограничений, были полностью закрыты 9 станций метро, преимущественно в центре города («Невский проспект», «Новокрестовская», «Садовая», «Сенная площадь», «Технологический институт», «Маяковская», «Звенигородская», «Площадь Александра Невского-2», «Достоевская»).

Следует отметить, что подобный взгляд на потребности города в транспортном обслуживании даже в условиях эпидемии представляется упрощенным, а главное – не позволяет прогнозировать риски, связанные с использованием горожанами и организациями альтернативных способов передвижения, в том числе служебного транспорта.

Автор: Пузанов Александр Сергеевич, Фонд «Институт экономики города»

Сайт Сургутского района снова признан лучшим в стране

По мнению профессионального жюри XVII Всероссийского конкурса "Лучший муниципальный сайт" и по итогам общественного голосования, лучшим признали портал югорского муниципалитета. Оценивали скорость загрузки страниц, лёгкость нахождения и восприятия нужной информации, художественно-эстетическое оформление сайта, периодичность обновления новостей.


Получить максимальные оценки по данным критериям муниципалитету удалось, в том числе благодаря ребрейдингу сайта. Так, в 2019 году глава Сургутского района Андрей Трубецкой дополнил его интернет-приёмной. Там же указаны ссылки на официальные страницы самого руководителя, а также на паблики структурных подразделений, где жители могут оставлять свои обращения.

— Сургутский район принимал участие в конкурсе во второй раз. В 2018 году мы также становились победителями. Нам удалось улучшить свои позиции. Глава Сургутского района Андрей Трубецкой стремится к тому, чтобы сайт воспринимался жителями нашего муниципалитета не только, как источник официальной информации. Наши посетители также охотно читают новости Сургутского района. В 2019 году система зафиксировала более 227 тысяч посетителей, годом ранее их было 213 тысяч, – рассказал и.о. начальника управления по информатизации и сетевым ресурсам администрации Сургутского района Артём Филиппов.

Полноту сведений на сайте Сургутского района ранее оценивали и региональные эксперты. В 2019 году ресурс в четвёртый раз признали лучшим официальным сайтом органа местного самоуправления среди муниципалитетов Югры. — "Победы в конкурсах являются дополнительным подтверждением нашей информационной открытости, как органа местного самоуправления. Мы стараемся наращивать эффективность взаимодействия с гражданами и организациями, поэтому всегда находимся в поиске новых форматов работы. Помимо того, что оперативно размещаем информацию о своей деятельности на сайте, там же проводим опросы, устраиваем общественные обсуждения. Иными словами, получаем обратную связь и понимаем, куда нам двигаться дальше", – отметил глава Сургутского района Андрей Трубецкой.

Конкурс лучших сайтов, посвященный местному самоуправлению проводится с 2002 года. Первые четыре конкурса назывались "Золотой сайт МСУ". Они были организованы Муниципальной академией, Комитетом по вопросам местного самоуправления Совета Федерации и журналом "Управа". С 2006 года название конкурса изменилось и он стал наименоваться "Лучший сайт МСУ".

Организаторами конкурса выступают: Российская муниципальная академия, Союз журналистов России, Журнал "Вопросы местного самоуправления".

Цель конкурса – выявление и поддержка сайтов муниципальных образований и других организаций, специализирующихся на вопросах МСУ, наиболее квалифицированно и оперативно информирующих население и предприятия о деятельности местных органов власти, освещающих проблематику МСУ, муниципальной экономики и социальной политики. Проведение конкурса призвано способствовать внедрению и развитию новых информационных технологий в работе местных органов власти, развитию муниципальной науки, широкой пропаганде передового опыта, накопленного работниками муниципальных и городских администраций в сфере развития самоуправления.

Источник: официальный сайт Сургутского района

Изменения в законодательстве

Центр местного самоуправления выпустил очередной обзор изменений законодательства за период с 16 по 31 марта 2020 года.




Основные темы выпуска № 6(182):
  • Определены особенности осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов образовательных и научных организаций.
  • Дополнен перечень документов для передачи управляющей компании на территории ТОСЭР земельных участков, зданий, строений и сооружений
  • Правительство РФ поручило минимизировать назначение и проведение некоторых плановых и выездных проверок.
  • В некоторых законодательных актах предлагается исключить указание сумм в размерах, кратных МРОТ.
  • Правительству РФ предлагается предоставить право на введение моратория на возбуждение дел о банкротстве.
  • Утвержден порядок открытия лицевых счетов ТОФК юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.
  • С 16 марта 2020 г. на территории РФ отменено проведение всех международных спортивных мероприятий.
  • Утвержден Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

Подробности на сайте Центра местного самоуправления РАНХиГС.

Государственная Дума РФ. Принят закон о проведении интернета в поселки с населением от 100 до 500 человек

Депутаты Государственной Думы в ходе заседания приняли в третьем, окончательном чтении закон о проведении интернета в поселки с населением от 100 до 500 человек.

Законопроект предусматривает обеспечение оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием точек доступа в населенных пунктах численностью от 100 до 500 человек.

Также для населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек предлагается пополнить перечень универсальных услуг связи услугами подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи.

В документе также говорится, что по согласованию с Россвязью, территориальным органом МЧС России и органом местного самоуправления таксофоны могут оснастить средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента Правительством РФ.
От редактора

Журнал «РМП» («Российская муниципальная практика») информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.

РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Спецпроект «Муниципальная Карта России»
Спецпроект «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник организаций муниципальных образований
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Архив номеров Карта сайта © 2009-2024 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru