Журнал Российская муниципальная практика

НАВЕРХ

Главная страница
  Последнее обновление: среда, 12 февраля 2025, 23:40
 
Новости МСУ

12.02.2025
Объединяя века и народы - в Москве прошла презентация героического эпоса Гэсэр

24.01.2025
Звоните, вас услышат, в Волгограде начал работу единый диспетчерской центр по вопросам ЖКХ

24.01.2025
Новый год начался с исполнения старых обещаний - в Московской области начал действовать закон о денежных выплатах героям СВО

24.01.2025
Умный теперь не только дом - в Таганроге начал реализацию проект по установлению “Умных домофонов”

21.01.2025
Поддержка с юга. Как на Кубани помогают СВО

21.01.2025
Москва креативит!

21.01.2025
Православные праздники в Долгопрудном: Крещение и Рождество

21.01.2025
«Связь есть! А минусы будут?»

21.01.2025
Проект «Музыка в метро»: культурная инициатива, преобразующая московский метрополитен

20.01.2025
Красноярский край: качественный скачок в коммунальной инфраструктуре благодаря нацпроектам

20.01.2025
Казань на пути к цифровому лидерству: ИИ-платформа для управления городом

20.01.2025
Подольск: Объединенные для Победы – как город помогает своим героям и их семьям

20.01.2025
Капитальный ремонт поликлиники №7 в Оренбурге: шаг к долголетию

20.01.2025
Омская область: Экологический успех в рамках нацпроекта «Экология»

16.01.2025
Алмазное сердце России

16.01.2025
Вот и Дракон пролетел!

28.12.2024
Старт «Востока-2»

26.12.2024
Проект «Пять морей и Байкал» меняет туризм в России

24.12.2024
Культурная «Семья»

24.12.2024
Ключ к успеху малого бизнеса на Орловщине

24.12.2024
Центр «Мой бизнес» поддерживает костромских предпринимателей

12.12.2024
Виктор Кидяев: Необходимо двигаться дальше в интересах развития местного самоуправления и муниципального актива

3.12.2024
Елка специальных возможностей

19.11.2024
Конкурс «Цифровая энергия»

15.11.2024
Сергею Нурметовичу Сафаралиеву - 90 лет!

8.11.2024
Конференция АГП

8.11.2024
Стратегическая сессия ОАТОС

2.11.2024
Вера Подгузова: россияне стали больше сберегать, но меньше инвестировать

2.10.2024
В истинно спортивном духе, во славу спорта и к чести своих команд!

30.09.2024
Формирование и развитие городских агломераций в Поволжье

29.09.2024
Кто приедет на Спартакиаду в Кузбасс

21.09.2024
Авторитетная профориентация

17.09.2024
Кемерово готовится встретить Спартакиаду пенсионеров России

4.09.2024
30 августа в Уфе состоялось юбилейное, пятидесятое заседание Ассоциации городов Поволжья

29.07.2024
XII Московский международный инженерный форум 19 ноября 2024 года, отель The Carlton, Moscow

20.07.2024
О господдержке социально-экономического развития муниципалитетов

20.07.2024
Мэр Иркутска на заседании Совета

20.07.2024
В Ульяновске прошел форум местного и общественного самоуправления "#НАМЕСТАХ.РФ"

17.07.2024
Форум «Форсаж» - креативная упаковка смыслов и ценностей для управленцев будущего

13.07.2024
Новые бизнес-успехи подмосковных предпринимателей – участников Программы наставничества

12.07.2024
Возрождение отечественного машиностроения: взгляд инжиниринговой компании

1.08.2022
Константин Торсон: декабрист открывший Антарктиду

Контакты
Объединенная промышленная редакция

Журнал "Российская муниципальная практика"

Адрес:
123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 39, офис 310

Телефоны:
(495) 778-14-47
+ 7 901 578-14-47
+ 7 964 765 57 06

E-mail:
tagen@bk.ru
doc@promweekty.ru

Интернет: www.russmp.ru
О журнале
В настоящем возобновленном издании основной задачей журнала становится информационное обеспечение развития муниципалитетов через обмен передовым опытом ведения коммунального хозяйства, знакомство с новейшими предложениями, разработками, видами продукции и т.д., нацеленными на повышение качества жизни в городах и поселениях, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение затрат и т.д..

 

Президент РФ. Владимир Путин утвердил обязанности муниципалитетов по капремонту жилья

Президент РФ подписал закон, предусматривающий сохранение за муниципалитетами и органами государственной власти обязанности провести за счет бюджета капитальный ремонт в многоквартирных домах с приватизированным жильем, нуждавшихся в этом до приватизации, документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Если до даты приватизации первого жилого помещения дом был включен в перспективный или годовой план капремонта, но он ни до, ни после приватизации не был проведен за бюджетный счет, то ремонт общего имущества в таком доме проводит орган госвласти или местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации выступать в качестве собственника и являвшиеся наймодателем, говорится в законе.

Проведение бывшим наймодателем капремонта проводится за счет средств федерального, регионального или местного бюджета, указывается в документе.

В случае, если за счет бюджета был проведен частичный капремонт, то за бывшим наймодателем сохраняется обязанность отремонтировать оставшиеся элементы общего имущества, указывается в законе.
Также закон предусматривает минимум пятилетний гарантийный срок на выполненные по капремонту работы.

Соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ и закон о приватизации жилья приняты Госдумой 8 декабря и одобрены Советом Федерации 15 декабря.

15 декабря Госдума во втором чтении рассмотрела законопроект № 82843-7, который существенно меняет Жилищный Кодекс и ряд других НПА, регулирующих жилищное законодательство

Законопроект вносит ряд серьёзных поправок в нормы о порядке размещения информации в ГИС ЖКХ, о лицензионных требованиях, о полномочиях органов ГЖИ.

Признаются утратившими силу нормы о признании платежного документа не представленным в случае, если в ГИС ЖКХ не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и КУ, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе.

Из ЖК РФ исключаются части 2.2 и 2.3 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающие последствия неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и КУ, задолженности по оплате жилого помещения и КУ в ГИС ЖКХ, а также последствия несоответствия сведений, содержащихся в платежном документе, информации о размере платы за жилое помещение и КУ и задолженности по оплате жилого помещения и КУ, размещенной в ГИС ЖКХ.

Исключаются особые условия для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в части неприменения положений части 1 статьи 13.19.1 и части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ до 01.07.2019. В новой редакции положения статей 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ применяется в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, с той же даты, с которой указанные нормы применяются в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность на территории всех остальных субъектов РФ — с 1 января следующего года.

РАВВ подвела итоги развития отрасли водоснабжения и водоотведение в рамках семинара-совещания «Законодательный Новый Год»

Традиционное мероприятие Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения по подведению итогов года развития отрасли водопроводно-канализационного хозяйства объединило представителей водоканалов, органов местного самоуправления и регуляторов из 39 регионов России, а также профильных специалистов из Минэкономразвития России, Минстроя России, Минкомсвязи России и ФАС России.

Деловая программа семинара-совещания «Законодательный Новый Год» регулярно рассматривает актуальные изменения нормативной правовой базы отрасли в формате диалога профильных предприятий, экспертов федеральных и региональных органов власти. Все вопросы обсуждения традиционно разделены на тематические блоки: экономика, технологии, экология, юридическая практика и т.д. За два дня работы мероприятия участники рассмотрели вопросы перехода на прямые договора с потребителями коммунальных услуг, переноса сроков вступления в силу положений законодательства об ответственности за некачественное информирование в ГИС ЖКХ, реализации концессионных проектов и других возможных форм хозяйствования для водоканалов в 2018 году, перспектив получения средств из федерального бюджета на модернизацию инфраструктуры, внедрения эталонных тарифов, компенсации расходов профильных организаций из-за роста цен на электроэнергию, перехода на технологические нормативы сброса сточных вод, изменений в правила контроля промышленных абонентов.

Мероприятие открылось пленарной сессией, в которой Минэкономразвития России, Минстрой России и Минкомсвязи России рассказали об итогах их работы для отрасли водоснабжения и водоотведения, а также ответили на ряд практических вопросов применения действующего законодательства на местах.






По словам врио директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрия Вахрукова в следующем году ведомство продолжит процесс перехода на долгосрочное тарифное регулирование, с тем чтобы сократить перечень случаев, по которым ежегодно пересматривается необходимая валовая выручка (НВВ). Помимо этого, будет начата работа по адекватному учёту динамики полезного отпуска в тарифах. Отдельным направлением станут инвестиции в отрасль и целевое использованием амортизации на модернизацию основных фондов.

По словам эксперта, ведомство планирует рассмотреть переход на 10-летний цикл регулирования, возможность целевого использования амортизации и контроль за его использованием, а также выравнивание тарифной политики.

Минэкономразвития России в следующем году будет курировать государственную программу по энергоэффективности, в которой планируется возобновить финансирование региональных программ по ресурсосбережению из федерального бюджета. Спикер отметил, что это может стать дополнительным источником финансирования для отрасли.

Среди основных тем дискуссии с представителем центрального экономического ведомства, выделяются вопросы взаимодействия ресурсоснабжающих организаций и регуляторов при установлении тарифов, а также отсутствие возможности со стороны региональных энергетических комиссий превышения предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги. Дмитрий Вахруков предложил профессиональному сообществу под его контролем рассмотреть 10 примеров, когда возникают проблемы с ценообразованием на местах, с тем чтобы лично разобраться с возникающими сложностями.

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Димитрий Будницкий отметил положительные изменения профильного законодательства, которые позволят с 2019 года перейти на технологическое нормирование сбросов сточных вод. Для реализации этой задачи необходимо принять 11 подзаконных актов. Помимо этого, был изменен порядок корректировки инвестиционных программ для предприятий водоснабжения и водоотведения, который теперь дает возможность по большему перечню оснований в течении года вносить в неё изменения.

Минстрой России также рассказал о том, что ведомству совместно с РАВВ удалось остановить инициативу по отмене общедомовых нужд на водоотведение, а также внести изменения в налоговый кодекс.

Подробнее о налоговых поправках можно ознакомиться на электронной странице Ассоциации: https://raww.ru/

Отдельным направление деловой программы стало расширенное заседание Экспертно-технологического совета РАВВ, на котором обсудили перспективы применения Методики Стоимости Жизненного Цикла для объектов водоснабжения и водоотведения, концепцию создания цифрового водоканала, а также разработку технических регламентов для водопроводно-канализационного хозяйства.

Загрузить презентации мероприятия: Презентациия

Делегаты VIII Съезда некоммерческих организаций России поддержат В.В. Путина на предстоящих президентских выборах

12-14 декабря 2017 года в Москве прошел VIII Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 435 делегатов из 83 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Германии, Азербайджана, Италии, Казахстана, Кубы, Туркменистана, Испании, Дании, Латвии, Молдавии, Белоруссии и других стран.

Организатором Съезда выступил Общенациональный союз некоммерческих организаций. Съезд прошел при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей руководства федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, социально ответственного бизнеса, наиболее авторитетных некоммерческих организаций, известных государственных и общественных деятелей. Генеральным партнером Съезда выступил Благотворительный фонд «Радуга жизни» (руководитель Ю.Н. Саркисова), стратегическим партнером – Фонд В.Ю. Алекперова «Наше будущее» (руководитель – Н.И. Зверева), главным организационным партнером – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» (руководитель – А.А. Айгистов).
К делегатам и организаторам Съезда с приветствиями обратились председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике Валерий РЯЗАНСКИЙ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей ГАВРИЛОВ, председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по охране здоровья Федот ТУМУСОВ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по энергетике Игорь АНАНСКИХ и др.
Государственные деятели в своих обращениях к делегатам единодушно подчеркнули, что ежегодный Съезд российских НКО – это важное, проверенное временем, авторитетное мероприятие не только для представителей некоммерческого сектора, но и для органов власти и бизнес-сообщества, по итогам которого, как и в прошлые годы, будет сделан всесторонний анализ проблем в сфере правового регулирования деятельности НКО, выявлены основные тенденции развития и предложены рекомендации по совершенствованию мер поддержки некоммерческого сектора в России.
В рамках двух пленарных сессий, расширенного заседания Президиума Общенационального союза некоммерческих организаций и Всероссийской конференции ГОСГРАНТ 2017 обсуждались вопросы выполнения указов и поручений Президента РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов в части развития некоммерческого сектора в России, а также вопросы совершенствования системы государственной поддержки НКО. Представители общественности констатировали, что последовательная и системная политика Президента РФ В.В. Путина в отношении третьего сектора позволила определить особую роль НКО как поставщика социальных услуг населению.
Также представители НКО обратили внимание, что, несмотря на кризисный период и повсеместное сокращение бюджета, Президентом РФ В.В. Путиным был увеличен размер государственной поддержки некоммерческих организаций.
Делегаты Съезда с большим воодушевлением отнеслись к предложению президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра АЙГИСТОВА поддержать кандидатуру В.В. Путина на президентских выборах 2018 года.

«Мы искренне ценим заботу действующего президента о некоммерческом секторе страны, о простом человеке. Это и увеличивающаяся помощь семьям, и качественные улучшения в сфере образования, и решение сложнейших проблем здравоохранения, и многое, многое другое, что имеет непосредственное отношение к тому, чем занимается каждая НКО», – отметил Александр АЙГИСТОВ.

Опираясь на предложение учредителей Общенационального союза некоммерческих организаций, Съезд НКО России принял решение поддержать кандидатуру В.В. Путина на должность президента РФ в избирательной кампании 2018 года.
В решении Съезда предусмотрено непосредственное участие каждого делегата, всех представителей НКО, кто поддерживает позицию Съезда, в первую очередь организаций-членов Общенационального союза некоммерческих организаций, в избирательной кампании 2018 года, что, бесспорно, по мнению руководителя Союза НКО, станет серьезной поддержкой действующего Президента РФ.
Предложения делегатов Съезда, связанные с развитием некоммерческого сектора, озвученные на мероприятии, стали своеобразным напутствием будущему Президенту РФ.
В частности, представители НКО инициировали создание Стратегии развития некоммерческого сектора в Российской Федерации. Несмотря на то, что в отдельных регионах страны органами государственной власти утверждены программы государственной поддержки некоммерческих организаций, но они, как правило, являются локальными и имеют ограниченный срок действия. Во многих субъектах РФ они вообще отсутствуют. Стратегия же будет единым документом на уровне страны, обобщающим основные направления развития некоммерческого сектора в России и предполагающим собственную дорожную карту.
Делегаты Съезда определили, что в преддверии не только нового календарного, но и бюджетного года, сопряженность деятельности НКО с государственным управлением остается одной из ключевых тем, различные аспекты которой необходимо обсудить во время съезда.
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ напомнил делегатам недавние слова Президента России В.В. Путина, который пообещал «продолжить создавать благоприятную среду для развития некоммерческого сектора» и призвал губернаторов опираться сегодня именно на гражданские организации и «мягкую силу» общественного контроля.
Общественный деятель подчеркнул, что в эпоху кризисов и перемен, когда мы оказываемся в сложной международной обстановке, вынуждающей нас спешно навёрстывать технологическое отставание и отчаянно бороться с понижением уровня жизни и бедностью, именно третий сектор беспрецедентно дополняет институты власти и бизнеса, и именно НКО могут стать сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные для государства решения.
Это, безусловно, уже проявляется в особо внимательном отношении власти к возможностям НКО в социальной сфере. Уже сейчас, российские НКО, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, предстают наиболее значимыми как раз в социальной сфере и в политике.

«Именно мы – представители некоммерческого сектора – в период молчания элит, аккумулируем народную мудрость, интеллект, инновации. Именно мы должны представить нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах», – заявил Александр АЙГИСТОВ.

По мнению президента Союза НКО в некоммерческом секторе должны произойти определенные структурные изменения, касающиеся не только установления прочных горизонтальных и вертикальных связей внутри самих НКО и их объединение по географическому принципу, по сферам деятельности, по типам благополучателей, по позиции и др. Чтобы укрепить свои позиции, некоммерческие организации должны активно создавать саморегулируемые институты по защите своих интересов для создания условий, способствующих преодолению различных барьеров.
Таким институтом развития и профессиональным союзом одновременно стал Общенациональный союз некоммерческих организаций, созданный два года назад. Учредители Союза – 192 НКО из 70 субъектов России. На сегодняшний день Союз имеет свои региональные представительства и полномочных представителей в более, чем половине субъектов РФ и 19 миссий за рубежом.
Создание Общенационального союза некоммерческих организаций, консолидацию некоммерческого сектора приветствовала заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту, член Центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Государственной думе ФС РФ Наталья КОСТЕНКО, которая также заявила о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки некоммерческого сектора.
Депутат сообщила, что уже внесены изменения в действующее законодательство в части предоставления мер финансовой и имущественной поддержки субъектом РФ, муниципальным образованием сроком, не менее, чем на два года, информационной поддержки и поддержки в области дополнительного профессионального образования работников социально ориентированных НКО. Кроме того, при подготовке Федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год учтена позиция депутатов о сохранении финансирования некоммерческого сектора.
Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ ответил депутату, что для успешной деятельности некоммерческого сектора в России, по его мнению, уже существует достаточно логичная нормативно-правовая база. Безусловно, она нуждается в постоянном совершенствовании. Однако добиться выполнения законов, постановлений Правительства РФ, указов и поручений Президента РФ и отдельных региональных актов не всегда представляется возможным. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования государственных и независимых экспертных структур.
Именно поэтому делегаты Съезда – представители российских НКО потребовали обеспечить тотальный контроль выполнения всех нормативно-правовых актов в сфере их деятельности. Это, в первую очередь, федеральные законы 7-ФЗ, 40-ФЗ, 442-ФЗ, 212-ФЗ, постановления Правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», другие законы и подзаконные акты.
На Съезде, в частности, были приведены цифры, а также сделан сравнительный анализ, характеризующий некоммерческий сектор РФ. По данным Росстата, на начало 2017 года в России было зарегистрировано 143,5 тысячи социально ориентированных НКО против 140 тысяч годом ранее, численность работников в них – 708 тысяч человек, против почти 1 миллиона человек в позапрошлом году, это сокращение на 30 процентов, то есть организаций стало больше, а количество работников очень сильно сократилось.
Больше всего организаций – 35,5 тысяч заняты в сфере социальной поддержки и защиты граждан; почти 30 тысяч – ведут деятельность в области физической культуры и спорта; примерно 28,5 работают в сфере образования, просвещения, науки; чуть больше 26 тысяч заняты благотворительностью; примерно 19 тысяч трудятся в области содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; 15,5 тысяч ведут деятельность в области культуры и искусства…
7,5 тысяч НКО сейчас имеют помещения в собственности, против 8,5 тысяч НКО в прошлом году. Т.е. на 12 %, а в числовом выражении более, чем на 1000 организаций сократились помещения, передаваемые СО НКО в собственность. По Москве, например, сейчас практически ликвидируются помещения, ранее занимаемые СО НКО, работающими с населением по месту жительства на условиях выполнения муниципального заказа.
10,5 тысяч НКО используют нежилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе, это против 19 тысяч в прошлом году. То есть площади, предоставляемые СО НКО, из года в год сокращаются. Здесь показатель пугающий – почти в два раза!
Свыше 12 тысяч СО НКО в прошлом году занимали помещения, находящиеся в частной или государственной собственности на условиях аренды по коммерческим ставкам. Теперь эта цифра увеличилась до 17 тысяч.
Делегаты Съезда потребовали согласно Постановлению Правительства РФ №1478 пятилетней давности наконец начать вести открытые реестры помещений (имущества), предоставленного НКО в безвозмездное (льготное) пользование. При этом отмечено, что в открытом доступе должны находиться все реестры занятых помещений, помещений, выставляемых на конкурс, а также реестр перспективных помещений.
Отсутствие помещений создаёт значительные трудности организациям в осуществлении собственной деятельности и весьма негативно влияет на качество оказываемых услуг. В доказательство важности поставленного вопроса делегаты привели печальную статистику о том, что более 73 тысяч СО НКО вообще не имеют площадей (примерно половина всех социально ориентированных организаций). Эта цифра только увеличилась по сравнению с прошлым годом.
В этом делегатов Съезда искренне поддержал член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Ильдар БИКБАЕВ, организовавший в рамках большого полиформатного съездовского мероприятия «Депутатский час».
Депутат сообщил, что обращения руководителей НКО в основном касались именно имущественной поддержки в части помещений для ведения деятельности, а также пообещал оказать содействие в донесении этой проблематики, конкретных просьб до профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ и федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за противодействие коррупции. Все обращения народный избранник или, как его назвали делегаты Съезда – «наш представитель от НКО» взял в свой личный «портфель» для исполнения.

Ильдар БИКБАЕВ уверен, что Съезд некоммерческих организаций России является важнейшей неформальной коммуникационной площадкой по взаимодействию граждан – общественников с органами государственной власти и органами местного самоуправления для выявления учета потребностей и интересов людей, защиты их прав в целях реализации государственной политики в области гражданского общества. Депутат также признался, что в период своего участия в предыдущих съездах в качестве обычного делегата и представителя НКО, он сам всегда стремился к общению с депутатами Государственной Думы, чтобы заинтересовать их собственными проектами и идеями законодательной поддержки общественников. «Основная моя рекомендация коллегам и участникам Съезда – это выстроить свою работу так, чтоб в ней нуждались люди, а в ваших проектах должно нуждаться общество и власть!»

Некоммерческий сектор также инициировал необходимость технологического прорыва во взаимодействии НКО и контролирующих органов. По мнению делегатов Съезда, необходимо существенно упростить и автоматизировать взаимодействие НКО и Федеральной налоговой службы, организовав специальный личный кабинет на сайте nalog.ru для каждой организации, позволяющий в автоматическом режиме заполнять упрощенные налоговые формы. Некоммерческим организациям это позволит существенно оптимизировать расходы на ведение бухгалтерского учета, а контрольным органам – получать отчетность в режиме реального времени и, благодаря прозрачности, принимать ситуационные решения относительно предоставляемых льгот для отдельных категорий НКО.
Также делегаты отметили необходимость быстрейшего создания аналогичной электронной системы отчетности для НКО и в Министерстве юстиции РФ.
Что касается грантовой поддержки НКО – делегаты Съезда искренне поблагодарили Администрацию Президента РФ и лично С.В. Кириенко, отметив положительную динамику: появился единый грантооператор Президентских грантов, пакеты заявительных документов упрощены, предусмотрен электронный способ подачи заявки, налажена обратная связь.

Однако, и здесь, по мнению делегатов, предстоит серьезная работа.
Во-первых, требуется разделить проекты не только по направлениям (например, волонтерство, защита семейных ценностей, помощь пожилым и пр.), а прежде всего классифицировать их по тем параметрам, по которым их вообще можно сравнивать. Т.е. выработать критерии эффективности именно для подобных, похожих проектов и только потом по ним формально оценивать. Только в этом случае будет возможно обеспечить хоть какую-то объективность при распределении грантов.

А во-вторых, эту объективность, по мнению делегатов Съезда, могут обеспечить новейшие нейронные технологии, искусственный интеллект, а по сути, роботы, которые сравнят все параметры, которые может заложить и Счетная палата тоже, изучат и проанализируют все данные, обобщат весь предыдущий опыт и выдадут самый объективный результат, дав полное объяснение этому. Причем все это можно будет наблюдать в прямом эфире на сайте всем заявителям.
Только после нейронного анализа результаты уже можно показать экспертам, которые обсудив их публично, смогут вынести окончательный вердикт.

В-третьих, делегаты Съезда уверены, что результаты любой экспертизы сегодня нужно реализовывать по технологии блокчейн, так, чтобы все данные были не только в базе грантооператора, но и в нескольких других независимых базах. Тогда, по мнению делегатов Съезда, точно никто не скажет, что комиссия что-то подкручивает, изменяет или по-своему интерпретирует. Главное, это всегда можно проверить, потому что блокчейн-система предполагает немедленное распределение не только в основную, но и в независимые программы.

Делегатов Съезда в этой связи поддержал председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид ЛЕВИН, подчеркнувший в своем приветствии, что в эпоху цифровой экономики внедрение информационных технологий в деятельность некоммерческих организаций является одним из приоритетных направлений в работе НКО многих государств. «Очевидно, что информационные технологии должны быть связующим звеном при взаимодействии некоммерческих организаций, государства и общества. Их задача – обеспечить открытость НКО и предоставить новые возможности для работы граждан. В перспективе, распространение информации о деятельности некоммерческих организаций в электронном виде должно привести к усилению гражданского общества, открытому участию граждан в различных социальных проектах», – отметил депутат.

Что касается системы государственной поддержки – по мнению представителей некоммерческого сектора необходима новая региональная сервисная модель предоставления поддержки некоммерческим организациям.
Поддержка, в первую очередь, должна быть адресной. Органы власти не должны подходить по одному и тому же шаблону к совершенно разным организациям по масштабу, специфике деятельности и, соответственно, потребностям.
В настоящее время некоммерческим организациям предоставляются гранты, субсидии, имущественный, информационный, образовательный и административный виды помощи. Но, зачастую, на разных этапах деятельности организации нужны совершенно разные виды поддержки.
Если НКО только открылась – ей нужно наладить хозяйственную деятельность, обеспечить себя помещением, подобрать кадры, найти стартовый капитал. Если организация имеет свою продуктовую линейку и уже выпускает социальную продукцию – для нее главное – содействие со сбытом, налаживание контактов с «сетевиками». Если это крупный фонд со своей пресс-службой, значительными результатами деятельности – ему требуется содействие в присутствии в прессе.
Сервисная модель, по мнению делегатов Съезда, предусматривает работу с конкретными задачами и проблемами НКО, а не просто предоставление ей той или иной поддержки, оговоренной в законе и постановлениях, не одноразовую поддержку ее проекта.
Поддержка в рамках сервисной модели должна предоставляться по нескольким категориям. И это – не только гранты и помещения. Это – поддержка в выстраивании межсекторных коммуникаций, в оказании помощи в реализации продукции, помощь в поиске клиентов и партнеров, содействие в сертификации товаров и социальных услуг, помощь в подборе квалифицированных кадров, помощь в выходе на рынок государственных закупок, содействие в организации эндаумент-фондов и многое другое.
С президентом Общенационального союза некоммерческих организаций Александром АЙГИСТОВЫМ, озвучившим новую сервисную модель господдержки НКО, согласился член Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Рамзил ИШСАРИН, отметивший в своем выступлении «не просто важную, а одну из определяющих ролей НКО в жизни страны».
Депутат подчеркнул, что на плечи сектора ложатся многие социальные вопросы. Активно работающие НКО сейчас являются одной из основ российского гражданского общества, и наша задача сделать все, чтобы помочь некоммерческим организациям проводить свою деятельность более эффективно, решать возникающие проблемы. В этом плане Съезд очень важен, это не только дискуссионная площадка, но и действенный механизм, позволяющий выработать конкретные шаги по решению актуальных, насущных вопросов НКО.
В своем докладе депутат отразил основные направления работы профильного комитета Государственной Думы ФС РФ – комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. В частности, было отмечено, что на данный момент законопроекты, касающиеся сферы НКО, обсуждаются и принимаются в первоочередном порядке. Так, с начала текущего года у НКО появилась возможность получения статуса исполнителя общественно-полезных услуг (ИОПУ) с занесением в соответствующий реестр. Этот статус позволяет НКО получать имущественную и финансовую поддержку на срок не менее 2-х лет. Также была упрощена процедура наделения НКО статусом исполнителя общественно полезных услуг – теперь такая возможность есть непосредственно в регионах.

Рамзил ИШСАРИН сообщил делегатам, что в настоящее время оптимизирован порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации и общественных наблюдательных комиссий. Государственная Дума ФС РФ приняла закон об упрощении деятельности общественных объединений, в части делегирования полномочий от общего собрания постоянно действующему коллегиальному руководящему органу общественной организации. В преддверии Года добровольца на рассмотрение его Комитета внесён правительственный законопроект, регулирующий деятельность волонтеров. Депутат также подчеркнул, что при обсуждении законопроектов следует акцентировать внимание на широкой экспертной поддержке со стороны заинтересованных НКО.

Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ доложил делегатам Съезда о наметившейся положительной финансовой тенденции, касающейся социально ориентированных НКО.
В прошлом году за счет общего увеличения господдержки и за счет возможности предоставления социальных услуг населению за счет бюджета на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 832 миллиарда рублей, против 687 миллиардов рублей годом ранее. Эта цифра очень радует. Увеличение почти на 18% руководитель Союза НКО связал с мудрой политикой главы российского государства В.В. Путина, процитировав его недавнее выступление: «В региональные реестры поставщиков социальных услуг сегодня внесено несколько сотен НКО. Но, конечно, это только начало. Нам нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере».
«Почему же пока так мало организаций в реестре?» – задал вопрос залу президент Союза НКО. «Прошел год, но к сожалению, механизмы включения социально ориентированных НКО в реестр поставщиков социальных услуг в регионах РФ оказались слишком забюрократизированы и непонятны».
По мнению Александра АЙГИСТОВА до сих пор продолжаются коммуникационные сложности при взаимодействии НКО с органами власти, налицо законодательные барьеры, монополизм коммерческих предприятий, аффилированных с местными властями, а также отказ в доступе к персональным данным получателей соцуслуг.
К сожалению, у сотрудников НКО, предоставляющих такие услуги, пока еще низкая квалификация. Сами услуги этих организаций в подавляющем большинстве случаев не соответствуют критериям государственного задания, а скорее это сервисы, пока никак не сертифицированные государственными инстанциями. У многих социальных НКО, как правило, отсутствует заявляемая материально-техническая база, нет необходимой инфраструктуры. Отсюда – и определенное недоверие населения к организациям третьего сектора.
Хоть мы об этом уже целый год говорили, государственные тарифы на оказание социальных услуг, предоставляемых НКО, в отдельных регионах необоснованно низкие, в отличие от услуг ГБУ, что никак не позволяет окупать арендованные площади, коммунальные услуги, оборудование и материалы, не говоря уже про заработанную плату. Хорошо, правда, что изменился в лучшую сторону ранее долгий по времени механизм денежных компенсаций стоимости оказываемых услуг.
Ну и, как мы знаем, в конкуренцию с НКО сразу же вступили государственные бюджетные учреждения, получившие от региональных властей команду срочно «перекраситься» в НКО, например, в автономную некоммерческую организацию, это продолжается и по сей день.
К сожалению, и сами СО НКО – поставщики социальных услуг, констатировал Александр АЙГИСТОВ, не особенно спешат войти в реестр поставщиков таких услуг, их пугает система возмещения затрат, в отличие от уже ставшей привычной системы их авансирования в рамках проектной деятельности. Тем более, что при проектной деятельности не используются такие показатели, как тарифы, качество оказываемой услуги и др.
Делегаты Съезда отметили еще одну причину, осложняющую НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов – это неприспособленная для некоммерческих организаций процедура государственных закупок. К примеру, если выигравшая НКО просит банковскую гарантию на обеспечение контракта – банк запрашивает паспортные данные учредителей организации, которые должны лично прогарантировать своим движимым и недвижимым имуществом возврат обеспечительных средств в случае невыполнения контракта. Однако, по седьмому Федеральному закону учредители не несут финансовой ответственности по делам организации.
Представители НКО предложили ввести в 44-ФЗ изменения, регламентирующие возможность отмены или сокращения для НКО обеспечительного взноса при участии в государственных и муниципальных закупках. Это позволит вовлечь большее количество НКО в процесс оказания социальных услуг населению и выполнения проектов в рамках госзаказа.
Также президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ в связи с обсуждаемой проблематикой вновь предложил руководству страны создать государственный или иной «Банк развития некоммерческого сектора», который выдаст банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантирует финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечит НКО другими кредитами, в конце концов выведет на финансовый рынок новые услуги для НКО. При выдаче грантов и субсидий такой банк гарантировал бы с одной стороны собственную устойчивость (в 2016 году – общих поступлений в секторе 832 миллиарда рублей), а с другой – обеспечивал бы полную прозрачность и движение всех денежных средств в секторе.
Банк НКО, безусловно, решил бы и многие проблемы многочисленных некоммерческих организаций, которые в своих выступлениях на Съезде, призывая о любой помощи, рассказывали о том, как, чтобы выжить, осуществляют свою деятельность только за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации.
Несмотря на озвученные трудности, для их совместного преодоления и движения вперёд, делегаты Съезда единодушно согласились, что осознают свой долг перед будущим великой страны и хотят быть частью команды Президента РФ В.В. Путина, которая строит лучшее будущее для новых поколений и для всего мира в целом.
Делегаты Съезда уверены, что живут в эпоху перемен и изменений, что смогут многое изменить, многим помочь, а главное – смогут измениться сами.
В заключительном напутствии делегатам VIII Съезда некоммерческих организаций России председатель Организационного комитета Съезда Александр АЙГИСТОВ сказал, что его личная роль на посту президента Общенационального союза некоммерческих организаций отчасти состоит в том, чтобы люди, которые живут в России, почувствовали, что представители некоммерческого сектора вместе со всеми гражданами страны участвуют в большом общем деле организации лучшей жизни для всех людей в такой горячо любимой нами стране.
«Все мы все включены в этот процесс, но мы понимаем, да, есть еще то, что нас не только объединяет, но и разъединяет. Мы можем во многом не соглашаться друг с другом. У нас бывают серьезные разногласия по поводу некоторых вещей и с властью, и с бизнесом. Но всегда есть что-то, что нас объединяет. Это – наша могучая страна, ее величественная природа, ее ресурсы, вся наша история, многонациональное культурное наследие и духовно-нравственные идеалы – это и есть основа нашего единства.
Повторюсь, главное, что должно нас всех объединять – это видение лучшего будущего и более совершенного российского общества, которое очень внимательно, которое доверяет, всегда проявляет терпимость, сострадание и милосердие. Мне кажется, все мы для этого работаем в некоммерческом секторе.
Думаю, так должно быть. Это моя скромная надежда, и я хочу внести свой вклад в построение такого будущего», – констатировал на закрытии Съезда Александр АЙГИСТОВ.

Для справки:
Съезд некоммерческих организаций России – крупнейшее ежегодное независимое событие, в котором участвуют представители крупнейших некоммерческих организаций, органов государственной власти, социальных предпринимателей, российских и международных общественных институтов, общественности.
Проходивший в течение трех дней Съезд объединил 18 мероприятий различного формата, на которых выступило более 100 делегатов. В рамках Съезда также прошли: Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ», Церемония вручения Национальной общественной премии «Атлант», Форум «Инфо=ОБЩЕСТВО», «Депутатский час» – встречи в формате «один-на-один» членов Государственной Думы ФС РФ с руководителями НКО, семинары, мастер-классы и интерактивы по ключевым направлениям деятельности НКО.
IX Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован в период с 11 по 13 декабря 2018 года в г. Москве.
В рамках Съезда состоялась Торжественная церемония вручения Национальной общественной премии «АТЛАНТ» за вклад в развитие некоммерческого сектора в России.
Премия присуждается за выдающийся и существенный вклад в развитие некоммерческого сектора в России и в мире за работы и достижения, результаты которых оказали значительное влияние на развитие гражданского общества, получившие широкое общественное признание среди некоммерческих организаций России.
Экспертами премии выступают более 400 представителей наиболее авторитетных некоммерческих организаций РФ - делегатов Съездов некоммерческих организаций России.

Статус лауреата Премии присужден:
1. Администрации Главы Республики Ингушетия (специальная номинация)
2. Березкину Юрию Константиновичу, Региональная общественная организация «Социальный педагогический комплекс «Форпост в Лужниках»
3. Ветрову Герману Юрьевичу, Департамент инновационного развития Минэкономразвития России
4. Журавлевой Людмиле Витальевне, Образовательный консорциум «Диалог-Лингва»
5. Зотову Владимиру Борисовичу, Российская муниципальная академия
6. Иссерсу Виктору Витальевичу, Центр экспертиз и социальных технологий
7. Новикову Алексею Юрьевичу, Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр патриотической и поисковой работы»
8. Седип Алене Дандар-ооловне, Кызылская городская организация Всероссийского общества инвалидов
9. Смирновой Светлане Константиновне, Ассамблея народов России
10. Субъекту РФ г. Санкт-Петербургу
11. Томилову Сергею Анатольевичу, Волгоградская общественная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское Общество Спасание на Водах»
12. Филатову Юрию Юрьевичу, компания «Алтимэйт Секьюрити» (посмертно)
13. Гагариной Луизе Хайдаровне, Фонд оказания поддержки детским домам и интернатам для инвалидов и престарелых «СОРАТНИКИ»
14. Холостовой Евгении Ивановне, Институт дополнительного профессионального образования Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
15. Эсмонт Марии Сергеевне, Творческое объединение женщин-художниц «ИРИДА» (Национальное достояние)

В рамках Съезда с докладами выступили:

Александр Александрович Ткачев, генеральный директор Компании IQ300
Александр Анатольевич Айгистов, президент Общенационального союза некоммерческих организаций
Александр Михайлович Моор, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики
Александра Борисовна Александрова, председатель Комитета общественных связей города Москвы
Алексей Анатольевич Кравченко, руководитель Центра поддержки общественных инициатив
Алексей Сергеевич Кузьмин, вице-президент Союза конституционалистов, вице-президент Фонда Европейского наследия в исследовании когнитивных систем «Феникс»
Алексей Юрьевич Галюжин, заведующий сектором Департамента информационных технологий города Москвы
Алена Геннадьевна Мокрова, заместитель руководителя Исполкома ОНФ в Москве, член грантовых комиссий ОНФ
Анатолий Андреевич Ганин, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций
Анатолий Дмитриевич Бравин, министр по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия)
Анна Константиновна Брусницына, тренер-эксперт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
Артем Евгеньевич Шадрин, директор Департамента инноваций и социального развития Министерства экономического развития РФ
Артем Павлович Метелев, член Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию
Валентин Александрович Владимирцев, директор Благотворительного фонда «Металлург», г. Магнитогорск, Челябинская область
Валерий Леонидович Лихачев, директор Русского дома в Копенгагене, Дания
Виталий Николаевич Бородин, руководитель Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией
Владимир Борисович Мишеловин, начальник Контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
Владимир Георгиевич Бояринов, председатель Московской городской организации Союза писателей России
Владимир Иванович Журко, ректор Института международных социально-гуманитарных связей
Владимир Николаевич Якимец, советник президента Общенационального союза некоммерческих организаций
Герман Юрьевич Ветров, заместитель директора Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ
Евгений Геннадьевич Рахновский, заместитель исполнительного директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
Евгений Сергеевич Маткин, ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований
Екатерина Львовна Филонова, руководитель Бюро политтехнологий и коучинга Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Зоя Ивановна Давыдова, налоговый консультант Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
Ильдар Зинурович Бикбаев, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам
Инна Александровна Берёзкина, директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Женский деловой Центр», председатель Комитета Московской ТПП по делам женщин – предпринимателей
Марина Михайловна Холодкова, директор по маркетингу Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО"
Марина Юрьевна Белоусова, директор краудфандинговых проектов Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Наталья Васильевна Ильюшина, руководитель проектов Благотворительном обществе «Дети-узники концлагерей второй мировой войны»
Наталья Васильевна Костенко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и регламенту
Павел Анатольевич Келлер, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Рамзил Рафаилович Ишсарин, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
Роман Алексеевич Степанов, директор АНО «Региональная идея: культурный код»
Роман Анатольевич Раевский, генеральный директор компании «Полиматика»
Роман Львович Харланов, руководитель Московского областного представительства Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Афанасьевна Гладкова, председатель Контрольно-ревизионной комиссии Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Владимировна Красильникова, руководитель направления по сопровождению участия в государственных торгах Общенационального союза некоммерческих организаций
Светлана Константиновна Смирнова, председатель совета Ассамблеи народов России, заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии
Сергей Викторович Голубев, генеральный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций
Сергей Юрьевич Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол России»
Тимур Акмурадов, советник руководителя Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»
Тимур Гаязович Кунаккузин, директор Благотворительного фонда «Мать и Дитя», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Эльвира Агифовна Нариманова, специалист по протоколу Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса»
Юлия Николаевна Голец, директор ТМ "Автоматика", г. Таганрог
Юлия Николаевна Саркисова, президент Благотворительного фонда «Радуга Жизни»

ОРГАНИЗАТОР
• Общенациональный союз некоммерческих организаций
• Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО»

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
• Благотворительны фонд «Радуга жизни»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
• Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
• Общество с ограниченной ответственностью "Потенциал"
• Общество с ограниченной ответственностью «Полиматика Рус»
• Региональная общественная организация инвалидов "Здоровье человека"
• Благотворительный фонд "Металлург"
• Благотворительный фонд "Мать и Дитя"

ПАРТНЕР БЕЗОПАСНОСТИ
• Лаборатория Касперского

ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
• Теннисный спортивный клуб "Феникс-1"
• TM автоматика
• Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г. Углова

ПАРТНЕР ПИТАНИЯ
• Русокси
• Социальные предприятия Республики Ингушетия (яблоки, конфеты)
• Благотворительное общество "Дети-узники концлагерей второй мировой войны"
• Фонд «За здоровый образ жизни»

ПАРТНЕРЫ
• Гильдия автошкол
• Благотворительный фонд «Время»
• Московский социально-педагогический институт

Депутат Андрей Марков: местное самоуправление осталось без денег

Местное самоуправление в России сужается, как шагреневая кожа. Такое суждение выразил депутат Государственной думы Андрей Марков в ходе прошедшего в Ресурсном центре НКО круглого стола, посвященного перспективам развития институтов местного самоуправления.

Главной причиной драмы самоуправления, по словам члена профильного комитета Госдумы, является бюджетная и налоговая политика государства. Правда, пример на этот счет он взял из взаимоотношений региона с федеральной властью. Но случай все равно показательный. Как сказал А. Марков, раньше в распоряжении региональных властей оставалось 18% налога на прибыль организаций. Центр забрал себе 1%, это минус миллиард рублей для Воронежской области. Конечно, признал депутат, затем Федерация компенсирует эти потери – субсидиями и софинансированием. Но, во-первых, под целевые назначения. Во-вторых, деньги сверху приходят, как правило, в конце года, и их трудно освоить. И в-третьих, при таком подходе утрачивается смысл в планировании: нижестоящие руководители не знают, сколько лимитов им спустят сверху, когда, на какие цели. А без планирования местная власть только и может, что по мере сил реагировать на текущие нужды, не задумываясь о будущем, даже ближайшем.

Понятно, что на уровне местного самоуправления ситуация с налогами еще выразительней, чем на уровне региона. В конце концов, областной бюджет зависит от федеральных поступлений, а сельский – еще и от областных и районных.

Нашелся у А. Маркова пример и другого рода, подчеркивающий положение дел в местном самоуправлении. Инвестор на территории создает предприятие: 350 рабочих мест, высокая зарплата. В бюджеты всех уровней его налоги составляют 50 млн руб. в год. А в местный – всего 5 млн. При этом содержание одного детского сада на той территории обходится местной казне в 10 млн: «Разве это поощряет местную инициативу? – задался риторическим вопросом депутат Госдумы. – Такие проекты для местного главы – сплошная головная боль, плюс ко всему сопровождаемая разговорами про коррупционный интерес. Так ради чего ему стараться, зазывать к себе инвесторов, создавать им условия?».

Колориту картине добавила реплика главы Курбатовского сельского поселения (Нижнедевицкий район) Михаила Грибанова: на селе люди не идут работать во власть. Причина? Зарплата специалиста составляет 8 тыс. рублей в месяц.

Депутат Госдумы внес свою лепту, сказав, что достойные люди отказываются идти в главы поселений: бюджета нет, зато контролирующих органов в изобилии; штраф за любое нарушение выше, чем зарплата, а штрафовать, сказал А. Марков, можно хоть каждый день. Не потому, конечно, что все подряд злостные нарушители, а потому что, если контролер не найдет повода для штрафа, будет поставлена под сомнение его квалификация.

В этой связи А. Марков прояснил свою позицию по законопроекту, согласно которому муниципалитеты получат право привлекать для своего аудита региональные контрольно-счетные органы, поскольку средств на содержание местных аудиторов у них просто нет. Депутат подчеркнул, что речь идет именно о праве на привлечение внешнего контроля.

«Я же знаю, - сказал депутат, - как система работает. Когда закон выйдет – право превратится в обязанность, и многие региональные чиновники воспользуются им, чтобы свести счеты с неугодными главами местного самоуправления, превратят правовой механизм в рычаг давления».

В общем, А. Марков был совершенно прав, когда назвал заданную тему своего выступления «Является ли нынешняя модель местной власти самоуправлением?» провокационной.

Разумеется, на воронежском круглом столе не могла не зайти речь о территориальном общественном самоуправлении – ТОСах, система которых в регионе активно поддерживается правительством области путем предоставления бюджетных грантов. Все участники, в общем, сошлись, что ТОСы служат благому делу – стимулируют самостоятельность гражданского населения, их ответственность за тот участок, на котором они живут и взаимодействуют.

При этом прозвучала мысль, что зачастую именно ТОСам удается получить финансирование важных местных проектов по благоустройству, в то время как муниципалитету на те же цели ассигнования не достаются. В этой связи характерным можно считать мнение курбатовского главы Михаила Грибанова о том, что анонсированный властями переход на инициативное бюджетирование может погубить ТОСы.

Мысль эта показалось А. Маркову настолько важной, что вечером того же дня он обсудил ее с губернатором Алексеем Гордеевым. Как об этом сообщает пресс-служба правительства области, «планируемые проекты по инициативному бюджетированию не должны заменить собой существующие программы поддержки общественного самоуправления».

Очевидно, что ТОСы для областного руководства – один из самых приоритетных проектов. К примеру, заместитель руководителя Аналитического центра облправительства Алексей Боев высказал мысль о том, что лидеры ТОСов и других некоммерческих организаций вполне могут войти в кадровый резерв органов власти и местного самоуправления. А. Боев не произносил словосочетания «социальный лифт», но имел в виду именно его: дескать, работайте граждане и высшей наградой для вас станет возможность стать чиновником.

Здесь уместно вспомнить про зарплату специалиста в 8 тыс. руб. и про обилие алчных контролеров. Это не тот калач, которым можно заманить толкового человека. Но у идеи, выраженной Боевым, есть еще одна сторона, о ней-то и сказал А. Марков: «Мне кажется, не надо тянуть их во власть, во власти сидят бюрократы, у которых рабочий день с девяти до шести и все шаги регламентированы. А у общественных лидеров душа поет, это совсем другие люди».

Упрощение процедуры изъятия лицензий УКК

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева комментирует инициативу депутатов по упрощению процедуры изъятия лицензий УК за грубые нарушения

Проблемы управления многоквартирными домами традиционно занимают «верхние» строчки в рейтингах проблем, выявленных по итогам обращений в приемные сети общественного контроля. Так, по итогам 2016 года данная тема вышла на второе место. С жалобами на проблемы в сфере управления МКД обратилось 4158 человека (12,94% процента от всех обращений). При этом большинство экспертов и специалистов-практиков подтверждают, что лицензирование деятельности управляющих организаций ожидаемых результатов не дало. Главная причина – изъятие лицензии является необычайно сложной задачей, решение которой может занять многие годы. О необходимости ускорить этот процесс, хотя бы в особых случаях, неоднократно говорили представители Министерства строительства и ЖКХ РФ. И вот к концу 2017 года намерения эти превратились в реальные планы. Правда, старт этому процесс дали представители Ростовского законодательного собрания. Они внесли в Государственную думу законопроект, в котором предложили считать грубым нарушением «воспрепятствывание деятельности ГЖИ». За 3 таких нарушения, зафиксированных решением суда, предлагалось отбирать лицензию на все дома, находящиеся в управлении данной компании.

Госдума поддержала законопроект, приняв его в первом чтении. А вот ко второму, что нередко случается у наших законодателей, он изменился до неузнаваемости. Кроме указанных, появились ссылки и на другие грубые нарушения. Кроме того, были введены ограничения на использование «нулевых» лицензий. Если за полгода компания не берет ни одного дома в управление – лицензия аннулируется. Вводится срок и для действующих лицензий. Она должна подтверждаться каждые 5 лет. Правда, в случае, если не было грубых нарушений, лицензия продлевается автоматически..

Дать определение грубым нарушениям, по мысли законодателей, должно Правительство. Проект Постановления уже разработан и размещен для общественного обсуждения на сайте «regulation.gov.ru»..

В соответствии с данным документам, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) несоблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан;

б) незаключение, а равно несвоевременное заключение договоров со специализированными организациями на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, вентиляционных каналов, предусмотренных перечнем услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

в) несвоевременное заключение, а равно уклонение от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) неисполнение обязанности по обеспечению работы аварийно-диспетчерской службы;

д) наличие у лицензиата подтвержденной решением суда или актом сверки расчетов по договору ресурсоснабжения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца);

е) наличие у лицензиата подтвержденной решением суда или актом сверки расчетов по договору ресурсоснабжения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца);

ж)) отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации и управления многоквартирным домом, (далее — техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование) управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования ;

з) осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом, сведения о котором не включены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации или исключены из указанного реестра.»

Если в течение года будут совершены два и более грубых нарушения, предусмотренные подпунктами «а», «е», «ж», из реестра лицензий субъекта Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом.

При совершении лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б» — «д» настоящего пункта, из реестра лицензий подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых при осуществлении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.

Заметные изменения вносит в Жилищную сферу еще один законопроект, подготовленный депутатами Государственной думы РФ А.Г.Сидякиным и П.Р.Качкаевым. Он допускает проведение общих собраний собственников МКД путем конференций. По замыслу законодателей, в собраниях могут принять участие «делегаты», которые выбираются от каждой лестничной площадки. Детали данных выборов, безусловно, еще необходимо обсуждать, однако нет сомнений, что данная мера позволит в больших домах решить проблему кворума.

К сожалению, пока не воплотились в конкретные законы предложения, сформулированные активистами сети общественного контроля. В частности, касались они оплаты работы управляющих компаний только после подписание председателем Совета МКД актов сдачи-приемки работ, усиления полномочий советов многоквартирных домов, смены управления многоквартирным домом непосредственно после проведения собрания. Сегодня новая управляющая компания может приступить к управлению МКД только после того, как будет удалена старая запись в реестре лицензий. А это, в свою очередь, становится возможным только после полного прекращения судебных разбирательств по данному дому. Этим положением активно пользуются некоторые управляющие компании, не желающие «уходить с домов» — процессы судебных споров могут тянуться годами, и все это время изрядно надоевшая собственникам УК продолжит выставлять платежи и собирать деньги.

Изменение баланса интересов государственной власти и местного самоуправления

Состоялась презентация ежегодного Доклада о состоянии местного самоуправления в России и экспертное обсуждение состояния местного самоуправления в России.

Участие в мероприятии приняли представители органов власти, научных, образовательных и общественных организаций, а также представители СМИ. Тема Доклада-2017 была обозначена как «Изменение баланса интересов государственной власти и местного самоуправления».

С приветственным словом к участникам дискуссии о состоянии местного самоуправления обратились заместитель директора Высшей школы государственного управления Андрей Орлов.

Общую характеристику Докладу дала директор Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Екатерина Шугрина, руководившая работой по его подготовке. Традиционно Доклад состоит из 2 частей – федеральной и региональной.

В этом году в федеральную часть доклада помимо материалов, подготовленных сотрудниками ВШГУ РАНХиГС, вошли также материалы Союза российских городов и Ассоциации закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности. В свою очередь, в региональную часть Доклада помимо подготовленных филиалами РАНХиГС докладов о состоянии местного самоуправления в отдельных регионах, также вошли материалы о муниципальном развитии Республики Саха (Якутия) и Республики Крым.

Исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) Ольга Гай отметила высокое качество и важную роль ежегодного Доклада о местном самоуправлении ВШГУ РАНХиГС. Начиная с 2017 г. этот документ стал составной частью в правительственного доклада о местном самоуправлении, за подготовку которого отвечает ОКМО. В дальнейшем Ольга Гай призвала рассматривать подготовку экспертного доклада ВШГУ РАНХиГС, как первый этап разработки более масштабного документа о состоянии местного самоуправления, который готовит ОКМО.

Присутствовавшие на церемонии авторы Доклада-2017, победители Конкурса докладов о состоянии местного самоуправления в российских регионах - Марина Коростелева (Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС), Юлия Калянова (Нижегородский института управления - филиал РАНХиГС) и Марина Цуркан, были награждены благодарностями ректора РАНХиГС и ценным призом.

Панельную дискуссию о современном состоянии местного самоуправления открыл руководитель Аппарата комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев. В своем выступлении он оценил современное положение местного самоуправления в Российской Федерации, которое, по его мнению, характеризуется значительным расхождением между доктринальной основной (прежде всего, Европейской Хартией местного самоуправления и Конституцией РФ 1993 г.) и практикой правового регулирования и правоприменения. Однако, наибольшей проблемой, с точки зрения И. Бабичева, является отсутствие точно заданной политико-правовой цели, которая должна связывать между собой доктрину, законодательство и практику правоприменения. Решить эту проблему могла бы принятие концептуального документа цели и задачи государственной политики в сфере местного самоуправления.

Глава администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, председатель палаты сельских поселений ОКМО Леонид Костин отметил, что в настоящее время у населения существует потребность не только в вертикали власти, но и в местном самоуправлении, и эту потребность нельзя игнорировать. По его мнению, развитие подлинного местного самоуправления невозможно без сильных и самостоятельных сельских поселений, являющихся основой государственности. Среди актуальных вопросов Л. Костин также отметил низкий уровень подготовки муниципальных депутатов, которые не всегда имеют достаточный образовательный уровень для осуществления своих полномочий.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева обратилась к теме инвестиционного развития территорий и рассказала о мерах по налаживанию взаимодействия органов федеральной и региональной власти и органов местного самоуправления для привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований. Она обратила внимание, что органы государственной власти в последнее время стали изымать сложно реализуемые полномочия из ведения муниципальных образований вместо того, чтобы оказывать помощь местному самоуправлению. Также С. Разворотнева поделилась обеспокоенностью от принимающей массовый характер практики ликвидации муниципальных унитарных предприятий и их заменой концессиями с плохо гарантированными правами публичных участников.

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров обратил внимание участников экспертной дискуссии на ситуацию с созданием городских округов на основе муниципальных районов. Эти процессы, по его мнению, ущемляют право на местное самоуправление и искажают саму эту идею. Е. Бобров рассказал о принимавшихся Советом в 2017 г. мерах по противодействию принятия т.н. «закона Терентьева», который легализовал возможность одновременного объединения всех поселений муниципального района и придания такому муниципалитету статуса городского округа, а также отметил роль сотрудников Центра, которые активно взаимодействовали с Советом по этой теме.

Своим видением состояния местного самоуправления в рамках экспертной дискуссии поделились исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов; профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии социального управления Светлана Юркова; директор центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда; исполнительный директор Ассоциации ЗАТО атомной промышленности Александр Макаренко; заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Карельского филиала РАНХиГС Александр Ларичев; доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета Дмитрий Тепляков; депутат Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве Михаил Степанов.

Источник: РАНХиГС
От редактора

Журнал «РМП» («Российская муниципальная практика») информирует об инициативах и достижениях действующих лиц муниципальной России, рассказывает о лучших муниципальных практиках, о новых технологиях, применяемых в коммунальном хозяйстве.

РМП предоставляет площадку для дискуссий по злободневным вопросам местного самоуправления, рассказывает о совершенствовании законодательства по МСУ, обо всех значимых событиях жизни в сфере местного самоуправления России.

Журнал «Российская муниципальная практика»
Спецпроект «Муниципальная Карта России»
Спецпроект «Российская муниципальная практика»
Проекты РМП
Вестник организаций муниципальных образований
В каждом номере мы рассказываем о деятельности одной из значимых общественных организаций, объединяющих муниципалитеты.

Муниципальная карта России
В данном проекте дается муниципальный портрет региона.

Проект «Юбилейный»
Проект дает материалы по городам и районам, отмечающим свои юбилеи.

Наши партнеры
Архив номеров Карта сайта © 2009-2025 Российская муниципальная практика
Рейтинг@Mail.ru